СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести учащихся к пониманию причин характера войны Рима с Карфогеном.

Просмотр содержимого документа
«Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)»

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)

Цели: подвести учащихся к пониманию причин, характера вой­ны Рима с Карфагеном; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, выделять главное из рассказа учителя.

Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.» или карта «Римская республика в III -1 вв. до н. э.»

 Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Завоевание Римом Италии»

1. Подготовка устных ответов

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как управлялась Рим­ская республика?»

Для этого вспомни:

  • Когда была установлена республика в Риме?

  • Кто принимал участие в выборах главных органов власти в Риме?

  • Где проходили выборы?

  • Как назывались органы власти в Риме

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как была организована

армия римлян?»

Для этого вспомни:

  • Кто такие легионеры?

  • Кто служил в армии римлян?

  • Чем были вооружены воины?

  • Какую тактику ведения боя использовали легионеры?

  • Какие военные победы смогла одержать армия римлян?

В 509 г. до н. э. в Риме установилась новая форма правления, ко­торая называлась республикой. Ежегодно на Марсовом поле за город­ской стеной собирались граждане Рима для участия в выборах двух консулов, которые правили 1 год. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин. Поочередно консулы были председателями Народного собрания - главного органа власти в государстве. В Риме огромной властью обладал сенат. Он ведал казной, вел переговоры с другими государствами, разрабатывал планы ведения войн. Еще в Римской республике существовали народные трибуны, которые вы­ражали интересы плебеев. Они могли приходить на заседания сената и устанавливать вето на любое его решение. Такая система управления сложилась в Римской республике.

Примерный ответ учащегося

В Римской республике существовала самая сильная и хорошо вооруженная армия. Армия делилась на легионы - небольшие отряды воинов. Легионерами становились земледельцы, бедняков на военную службу не брали. Легионер был вооружен копьем, коротким мечом и щитом. Легионы выстраивались в три линии, в каждой из которых было 10 отрядов. При отступлении каждый отряд выравнивался с лини­ей легионеров, идущих за их спиной. Противник испытывал шок, когда перед ним вдруг вырастала сплошная «стена» хорошо вооруженных воинов. В армии существовала железная дисциплина, поэтому она все­гда добивалась поставленной задачи. Благодаря такой армии римляне смогли покорить всю Италию.

  1. Работа с классом.

Решение задачи.

Римский историк Тит Ливий пишет: «Грозила война... а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги».

  • Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебея­ми и патрициями?(Речь идет о стремлении плебеев освобо­диться от долгового рабства (в 326 г. до н. э. они добьются этого).)

  • Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме?(В Греции шла борьба демоса и богатых греков за свои права, за отмену долгового рабства.)


    1.  Переход к изучению новой темы

В 265 г. до н. э. римляне подчинили себе всю Италию и начали войны с Карфагеном. Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а у римлян его не было. Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан и союзников, а Кар­фаген располагал небольшой армией из наемников. Но римляне сразу начали учиться у карфагенян, которых они называли пунами, военно-морскому делу. Поэтому войны назывались Пуническими. Мы изучаем только вторую Пуническую войну.

  • Почему началась вторая Пуническая война? Какой она имела характер?

    1.  Изучение новой темы

 План

      1. Причины и характер второй Пунической войны.

      2. Ганнибал - талантливый полководец.

      3. Итоги войны.

На доске: тема урока, новые слова: Ганнибал, Зама - город,р. По, Канны.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать текст на с. 216 пп1-2

        1. Беседа по прочитанному и работа по карте на с. 216 Вигасина.

  • Почему началась вторая Пуническая война? (Оба государ­ства начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья.)

  • Какой остров в первой Пунической войне смог завоевать Рим? (Это был остров Сицилия.)

  • Где находится Карфаген? (На территории Северной Африки.)

        1. Рассказ учителя.

Ганнибал решил опередить своих соперников и первым нанести удар. Для этого он лично возглавил войско и вышел из Испании. Через пять месяцев он подошел к Альпам. Ганнибал дал приказ пе­рейти через снежные горы. Это было очень рискованное решение, но полководец не жалел ни себя, ни своих подчиненных. При переходе через горы он потерял половину своей армии, но тем не менее начал продвижение в глубь страны. Племена галлов, которые ненавидели римлян, помогли ему: дали фураж, лошадей и своих воинов. Первые столкновения с римскими воинами закончились победой Ганнибала. Но впереди было серьезное сражение при Каннах. Как оно проис­ходило и чем закончилось? Это вы узнаете самостоятельно.

        1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 2 на с. 218-219 п. 3

        1. Беседа по прочитанному.

  • Когда произошла битва при Каннах? (В 216 г. до н. э.)

  • Почему, имея армию в 40000 человек, Ганнибал смог побе­дить армию римлян из 80000 человек? (В армии римлян среди консулов не было единства, Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя.)

          1. Закрепление изученного материала

- Почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Ита­лии, все же проиграл войну? Ответы:

а) Местное население, кроме галлов, не поддержало Ганнибала.

б) Римско-итальянский союз устоял.

в) Рим укреплял свои силы, а положение Ганнибала ухудшалось.

г) Правители Карфагена не спешили с помощью, они боялись, что Ганнибал захватит верховную власть в Карфагене.

          1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 47; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале войны и переходе Ганнибала через Альпы».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!