Урок 7.
Вторая жизнь песни
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
1.Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.
Музыкальный материал: «Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4», П.И. Чайковский, «Песня Сольвейг» Э.Грига.
Оргмомент.
Ход урока:
Звучит «Баркарола» П.Чайковского.
- Как называется музыка? Кто автор?
Проверка Д.З.
Тема нашего урока – «Вторая жизнь песни». Все вы знаете, что существует огромное количество русских народных песен. Из них наиболее любимыми и известными стали «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Степь да степь кругом» и другие. Многие из песен могли бы не дойти до нас, если бы не появились люди – собиратели фольклора, которые ездили по селам и деревням, слушали и записывали народные песни. Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились сборники русских народных песен.
Вот что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
- Вспомните произведения, изученные вами в начальной школе, в которых звучат народные или церковные мелодии.
Дети слушают и сопоставляют р.н.песню «Камаринская» и «Камаринскую» П.Чайковского из «Детского альбома».
- Какую вторую жизнь дал р.н.песне композитор?
А теперь послушайте украинскую народную песню «Веснянка». П.И.Чайковский в финале концерта №1 для фортепиано с оркестром мастерски обработал мелодию песенки-веснянки. Послушайте финал концерта №1 и попытайтесь уловить знакомую мелодию.
Учащиеся слушают и сопоставляют музыку.
Это называется трактовка, обработка, интерпретация народной музыки. К народным мелодиям обращались не только русские, но и зарубежные композиторы: Л.Бетховен, Ф.Шопен, Э.Григ и др.
Давайте рассмотрим репродукцию картины К.Васильева «Ожидание» (с.29)
-Что изображено на картине?
- Кого может ждать эта девушка?
- Какие чувства она испытывает?
В 1874 году Генрик Ибсен, ведущий норвежский драматург, пригласил молодого, но уже известного композитора Эдварда Грига для совместной работы над новой постановкой пьесы «Пер Гюнт». Вот что писал драматург:

“Дорогой Эдвард Григ!
Обращаюсь к Вам по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме. Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ.
Преданный Вам Генрик Ибсен”.
Григ предложение принял и за полтора года написал для спектакля музыку, точнее настоящее музыкальное произведение из 27 частей.

«Пер Гюнт» — это пьеса о молодом человеке, который, бросив дом и любимую девушку, отправился на поиски счастья. Бродя по белу свету, он встречал злых троллей, легкомысленных женщин, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов. В одной из сцен Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Григ своей музыкой в едином образе изображает две стихии: самого короля и его злые силы (в том числе и королевну, которая, танцуя, пытается привлечь к себе внимание Пера). В сочинении Ибсена рассказывается история неисправимого мечтателя Пера Гюнта, 40 лет скитающегося по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно его поджидает дома, в любви девушки по имени Сольвейг.

Перед тем как мы будем слушать Песню Сольвейг, скажите, какое настроение будет преобладать в музыке, по вашему мнению? (Ответы записываются на доске: грустное, нежное, задумчивое, мечтательное, взволнованное...)
Ученики слушают «Песню Сольвейг» в исполнении Анны Нетребко, а потом в рок-обработке.
Зима пройдёт, и весна промелькнёт, и весна промелькнёт.
Увянут все цветы, снегом их заметёт, снегом их заметёт.
И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит.
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить.
- В чем отличие этих 2-х исполнений?
Разучивание песен, записанных на предыдущих уроках.
ИТОГ урока: Обработки каких песен мы слушали сегодня на уроке? (Песня-пляска «Камаринская» - Чайковский, «Веснянка» - Чайковский, «Песня Сольвейг» - рок-обработка)
Домашнее задание: индивидуальное: рисунок Сольвейг, подготовить сообщение на тему «Перезвоны» (с.30).
РИСУНКИ СОЛЬВЕЙГ




