СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вторая жизнь песни

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни, знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки;

Просмотр содержимого документа
«Вторая жизнь песни»

Урок 7.

Вторая жизнь песни

Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

1.Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

  1. Знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки;

  2. Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

  3. Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты  изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.

 Музыкальный материал: «Камаринская»  рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4», П.И. Чайковский, «Песня Сольвейг» Э.Грига.



  1. Оргмомент.

  2. Ход урока:

Звучит «Баркарола» П.Чайковского.

- Как называется музыка? Кто автор?

Проверка Д.З.

Тема нашего урока – «Вторая жизнь песни». Все вы знаете, что существует огромное количество русских народных песен. Из них наиболее любимыми и известными стали «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Степь да степь кругом» и другие. Многие из песен могли бы не дойти до нас, если бы не появились люди – собиратели фольклора, которые ездили по селам и деревням, слушали и записывали народные песни. Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились сборники русских народных песен.

Вот что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

- Вспомните произведения, изученные вами в начальной школе, в которых звучат народные или церковные мелодии.

Дети слушают и сопоставляют р.н.песню «Камаринская» и «Камаринскую» П.Чайковского из «Детского альбома».

- Какую вторую жизнь дал р.н.песне композитор?

А теперь послушайте украинскую народную песню «Веснянка». П.И.Чайковский в финале концерта №1 для фортепиано с оркестром мастерски обработал мелодию песенки-веснянки. Послушайте финал концерта №1 и попытайтесь уловить знакомую мелодию.

Учащиеся слушают и сопоставляют музыку.

Это называется трактовка, обработка, интерпретация народной музыки. К народным мелодиям обращались не только русские, но и зарубежные композиторы: Л.Бетховен, Ф.Шопен, Э.Григ и др.

Давайте рассмотрим репродукцию картины К.Васильева «Ожидание» (с.29)

-Что изображено на картине?

- Кого может ждать эта девушка?

- Какие чувства она испытывает?


В 1874 году Генрик Ибсен, ведущий норвежский драматург, пригласил молодого, но уже известного композитора Эдварда Грига для совместной работы над новой постановкой пьесы «Пер Гюнт». Вот что писал драматург:

Дорогой Эдвард Григ!

Обращаюсь к Вам по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме. Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ.

Преданный Вам Генрик Ибсен”.



Григ предложение принял и за полтора года написал для спектакля музыку, точнее настоящее музыкальное произведение из 27 частей.

«Пер Гюнт» — это пьеса о молодом человеке, который, бросив дом и любимую девушку, отправился на поиски счастья. Бродя по белу свету, он встречал злых троллей, легкомысленных женщин, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов. В одной из сцен Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Григ своей музыкой в едином образе изображает две стихии: самого короля и его злые силы (в том числе и королевну, которая, танцуя, пытается привлечь к себе внимание Пера). В сочинении Ибсена рассказывается история неисправимого мечтателя Пера Гюнта, 40 лет скитающегося по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно его поджидает дома, в любви девушки по имени Сольвейг.

Перед тем как мы будем слушать Песню Сольвейг, скажите, какое настроение будет преобладать в музыке, по вашему мнению? (Ответы записываются на доске: грустное, нежное, задумчивое, мечтательное, взволнованное...)

Ученики слушают «Песню Сольвейг» в исполнении Анны Нетребко, а потом в рок-обработке.

Зима пройдёт, и весна промелькнёт, и весна промелькнёт.
Увянут все цветы, снегом их заметёт, снегом их заметёт.
И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит.
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить.

- В чем отличие этих 2-х исполнений?

Разучивание песен, записанных на предыдущих уроках.

  1. ИТОГ урока: Обработки каких песен мы слушали сегодня на уроке? (Песня-пляска «Камаринская» - Чайковский, «Веснянка» - Чайковский, «Песня Сольвейг» - рок-обработка)

  2. Домашнее задание: индивидуальное: рисунок Сольвейг, подготовить сообщение на тему «Перезвоны» (с.30).







РИСУНКИ СОЛЬВЕЙГ