Тема: Второе склонение имён существительных в единственном числе.
Цель: 1) формировать умения учащихся изменять по вопросам имена существительные в единственном числе. Ставить вопросы и определять падеж имён существительных с помощью вопроса.
2)Развивать и коррегировать фонематический слух, орфографическую зоркость, память, речь, внимание, мышление на основе различных заданий и упражнений, обогащать словарь.
3)Воспитывать мотивацию к предмету, аккуратности при письме, усидчивости.
Метод обучения: фронтально-коллективный, частично -поисковый, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: иллюстрации, запись на доске, учебник, тетрадь, предметные картинки.
Ход урока
I Организационная часть
Проверка готовности к уроку.
Гимнастика для глаз.
- Из записанных на доске слогов составить слова:
ДЕ ВО РОЗ РЕ
КА МО ЗЕР ЛО
(Море,дерево,мороз,зеркало,дело,река)
Упражнение на дыхание
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись!
Окончательно проснись!
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
II Основная часть
Проверка домашнего задания (сверка с доской)
Река (1 скл.), стол (2 скл.), небо (2 скл.), сарай (2 скл.), берег (2 скл.), тень (3 скл.), мама (1 скл.), рожь (3 скл.), конь (2 скл.), помощь (3 скл.)
-Какую часть речи мы изучаем? (Имена существительные)
- Что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет)
-Как мы понимаем слово склонение?( Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением)
-Как узнать склонение имени существительного?(Склонение существительных определяют по начальной форме)
-Сколько склонений в русском языке? (Три склонения)
орфографическая минутка.
Л..сник,оз..ро,б..нзин,б..тинок, зап..д, м..трос, в..рстак, крыль..о, ..кно, к..ртон, п..тух.
Подготовка к восприятию новой темы.
Учитель загадывает загадки (на доске картинки - отгадки, к отгадке учитель подставляет слово- отгадку)
Что на небе расцветает
и теплом всех согревает? (солнце)
Сани возит он в мороз А в жару телегу, воз,
Любит сено и траву
Ну и как его зовут? (конь)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
Выше леса, выше гор расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной, то он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (небо)
Как вы думаете, что это за слова? (Имена существительные)
К какому склонению относятся эти существительные? ( 2 склонение)
Как можно определить склонение? ( по роду )
О каком склонении мы с вами сегодня будем говорить? (о втором склонении)
4. Сообщение темы урока, запись числа.
- Объяснить орфограммы:
Двадцатое февраля.
- Итак, друзья, начнём урок!
Повторение изученного материала.
а) Чтение стиха учителем:
В рощах - птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
- Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
- Давайте с вами вспомним, к какому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания –а, -я?
(На доске вывешивается опорная схема, картинка весны).
б) Письменно просклонять слово «весна» (определить его склонение).
Назарова Катя и Смирнов Даня выполняют индивидуальное задание
Оформление в тетради. (окончания им. Сущ. 1 склонения) а, я, и, ы, е, у, ю, ой, ей, е
Работа по теме.
3. Склонение существительных: КОНЬ, НЕБО, СОЛНЦЕ.
И.п. конь, небо, солнце.
Р.п. коня, неба, солнца.
Д.п. коню, небу, солнцу.
В. П. коня, небо, солнце.
Т.п. конём, небом, солнцем,.
П.п. о коне, о небе, о солнце.
Выпишите падежные окончания имён существительных 2-ого склонения:
Физминутка
«Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
в) Работа с учебником
- На странице 186 посмотрите табличку.
- Прочитайте слова и скажите, на какую часть слова падает ударение? (Окончание)
- Выполняем упражнение 294
5. Словарная работа
Грамота (разбираем значение слова, наглядный показ, звуко-буквенный анализ, определяем склонение, составляем с данным словом предложение).
6. Работа с «деревом»
На доске прикреплено дерево (из картона). На дереве «висят» яблоки. На каждом яблоке элементы любой буквы.
Задание: угадать букву по элементу, записать эту букву. На каждую букву придумать слово и определить его склонение.
Дети выходят к доске, записывают слова. (На каждое слово показывается предметная картинка).
III Заключительная часть
Домашнее задание: по предметным картинкам угадать слова, письменно просклонять их, выделить окончания (яблоко, молоток).
Итог урока:
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие имена существительные относятся ко второму склонению?
- Что вам понравилось больше всего?
- Разгадайте ребус: Л О М Ы Ц О Д
3 2 1 7 6 4 5
КА РЕ ЗЕР МО
ДЕ ВО РОЗ ЛО