Второстепенные члены предложения
8 класс
Урок №
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
Повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания по определению. Научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять, какими членами предложения является та или иная словоформа.
Способствовать развитию мышления: умения выделять общие и существенные признаки второстепенных членов предложения, связи, отношения; умения классифицировать факты, делать обобщенные выводы.
Способствовать развитию речи: развития лингвистического отношения к слову; обогащения словаря; формирования связной речи.
Способствовать формированию внимательного отношения к природе, бережного отношения к ней.
Воспитание стремления к творчеству.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), раздаточный материал, учебник, тетради.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь.
Чтобы нам провести урок в хорошем настроении, улыбнитесь мне, друг другу.
Продолжите фразу «Я хотел бы унести с собой…»
Языковая разминка.
На доске текст.
Слайд №1(иллюстрация на тему “Осень”)
Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит.
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит.
– О чем это стихотворение?
– А какое сейчас время года? (Осень).
– А какой она вам запомнилась?
– Вот на сегодняшнем уроке мы будем не только открывать новые знания, но и любоваться последними днями уходящей осени.
- Запись даты, классной работы.
Слайд № 2. (Cтихотворение И.Никитина “Поле”).
Поле.
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью.
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело по ржи золотистой шумит.
И. Никитин
- Учитель читает наизусть стихотворение И.Никитина “Поле”
- Беседа по тексту.
– О чем это стихотворение?
– Каков стиль текста?
(Подводящий к теме урока диалог.)
– Обратите внимание на выделенные слова.
Задания:
– Распределите данные слова на группы по членам предложения.
– Сколько групп получилось?
– Прочитайте слова первой группы.
– На какой вопрос они отвечают?
– Каким членом предложения являются?
– Прочитайте слова второй группы.
– На какой вопрос отвечают?
– Каким членом предложения являются?
– Какое слово отнесли к третьей группе?
– Каким членом предложения является?
– А можем мы сказать, как называется этот второстепенный член?
– Так как вы думаете, какова тема нашего урока? (Второстепенные члены предложения).
Целеполагание.
-Какие задачи мы поставим ? Чем будем заниматься на уроке? ( Ответы учащихся)
Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о ВЧП, известные вам по курсу 5–7-го классов. Более подробно поговорим об определении: разработаем алгоритм нахождения определения в предложении; будем развивать умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы; графически обозначать определения.
- Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.
Повторение теоретического материала.
- Какое из предложений несёт больше информации?
Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.
(Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).
- Зачем в предложении нужны второстепенные члены?
(ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).
- Какие вы знаете ВЧП? (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Каковы условные обозначения ВЧП? ( Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка).
- Как определить вид ВЧП? (Вид ВЧП нужно определять по вопросу. Но сначала надо найти грамматическую основу предложения).
- Какой ВЧП распространяет подлежащее? ( Определение).
- А какие ВЧП относятся к группе сказуемого? (Дополнение, обстоятельство).
- Подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о ВЧП? (Существует три вида ВЧП: дополнение, определение, обстоятельство. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену. По вопросу определить вид. К подлежащему относится определение, а к сказуемому – дополнение, обстоятельство).
Физминутка. Гимнастика для глаз.
5. Введение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом. (Беседа по тексту.)
– Понравилось ли вам описание поля?
– Какие слова помогли так образно, ярко передать красоту поля?
– Есть ли в тексте еще описание каких-либо предметов? Каких?
– Какие слова помогают описать эти предметы?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Какой частью речи они выражены?
– Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?
Выборочное списывание.
Задание: выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы по образцу. В небе (каком?) прозрачном.
Проверка выполненных работ.
(Подводящий диалог.)
– Как бы вы назвали слова, второстепенные члены предложения, которые обозначают признак предмета? Определяют этот признак? (Определение).
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.
– Попробуйте самостоятельно сделать вывод, что же такое определение.
– Значит, какое новое слово мы допишем в тему урока?
6. Развитие учебно-языковых умений.
Работа над материалами с целью выработки нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения.
(На доске плакат.)
– А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.(2)
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой– ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
– Так как мы будем подчеркивать определение?
Образец записан на плакате.
– Ребята, но мы еще не все знания об определении открыли на уроке.
Работа в группах.
(Каждой группе выданы карточки с текстами).
Задания: 1.Прочтите выразительно тексты.
– О чем они?
– Какой это тип текста?
-В каком стиле он написан?
2. Целью вашей работы будет выработка алгоритма нахождения определения.
– Для того чтобы вывести алгоритм, вы должны последовательно выполнить задания, которые даны к тексту.
Найди в тексте определения. По каким признакам ты их будешь искать?
Выпиши определения со словами, к которым они присоединяются.
Какими частями речи выражены определения?
Графически обозначь связь определений.
Образец записи:
Проверка выполненных работ.
– Прочитайте определения вместе со словами, к которым они присоединяются.
– Как вы их находили?
Слайд №4 (текст для первой группы)
– Отвечает первая группа.
Слайд №5 (текст для второй группы).
– Отвечает вторая группа.
Слайд №6 (текст для третьей группы).
– Отвечает третья группа.
Слайд №7 (тексты первой, второй и третьей группы).
– Итак, ребята, каков алгоритм нахождения определения в тексте?
Слайд №8 (алгоритм нахождения определения).
– Прочтите алгоритм и сравните его со своими выводами.
Физминутка.
– Перед вами осенний листочек. Передавая друг другу, вы должны описать этот листочек, т.е. придумать определение.
7 . Углубление понимания материала.
Слайд № 9.(Предложения с пропущенными определениями).
Распространение предложений определениями.
– Вам даны предложения. Опираясь на алгоритм, распространите предложения так, чтобы получился связный текст. (Работа выполняется устно).
Проверка выполненных работ.
– Выразительно читают два, три ученика.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа по карточкам с грамматическим заданием. (Предложения даны одинаковые для всех.).
– Найти и графически обозначить определения, опираясь на алгоритм.
1.Поздней осенью птицы собираются в стаи.
2.Деревья теряют осенний наряд.
3.Скоро небо покроется темными облаками.
Проверка выполненных работ.
(Выходят по одному к доске, графически изображают).
Творческая работа.
Слайды №10-13 с изображением осеннего время года.
– Обратите внимание на слайды.
– Какое настроение навевают картины?
– А знакомы ли вам такие места?
Дифференцированное задание.
–Напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень”, включив определения. Постарайтесь передать то настроение, которое изображено на слайдах.
Проверка выполненных работ.
Ребята выразительно читают свои работы.
8. Контроль знаний.
1.Предложение, в котором есть второстепенные члены предложения, называется распространенным.
2.Второстепенные члены предложения- это определение, дополнение, обстоятельство.
3. Обстоятельство и дополнение относятся к подлежащему, определение- к сказуемому.
4. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
5. Обстоятельство отвечает на вопросы чей? какай? который?
6. Определение- то второстепенный член предложения, который обозначает признак признака.
7. Дополнение подчёркивается волнистой линией, определение – пунктиром, обстоятельство – тире-точка.
8. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену.
9.ВЧП помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.
9. Итог урока. Рефлексия. Слайд № 13 по щелчку
– Какую новую информацию получили, работая на уроке?
– Чему научились?
– Что было самым трудным?
– Что было самым интересным?
– Назовите ключевые слова темы.
С каким настроением заканчиваем урок?
9. Домашнее задание.
Дифференцированное:
9-10б.- дописать текст на тему «Осень».Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.
7-8б.- дописать текст, подчеркнуть определения.
5-6б.- Упр.112.
3-4б.-Упр.112 (первый абзац).