СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второстепенные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения"

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения»

Второстепенные члены предложения

8 класс

Урок №

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.


Задачи:

Повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания по определению. Научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять, какими членами предложения является та или иная словоформа.


Способствовать развитию мышления: умения выделять общие и существенные признаки второстепенных членов предложения, связи, отношения; умения классифицировать факты, делать обобщенные выводы.

Способствовать развитию речи: развития лингвистического отношения к слову; обогащения словаря; формирования связной речи.


Способствовать формированию внимательного отношения к природе, бережного отношения к ней.

Воспитание стремления к творчеству.


Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), раздаточный материал, учебник, тетради.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь.

Чтобы нам провести урок в хорошем настроении, улыбнитесь мне, друг другу.


Продолжите фразу «Я хотел бы унести с собой…»


  1. Языковая разминка.

На доске текст.

Слайд №1(иллюстрация на тему “Осень”)


Тихо я бреду одна по саду,

Под ногами желтый лист хрустит.

Осень льет предзимнюю прохладу,

О прошедшем лете говорит.


– О чем это стихотворение?

– А какое сейчас время года? (Осень).

– А какой она вам запомнилась?


– Вот на сегодняшнем уроке мы будем не только открывать новые знания, но и любоваться последними днями уходящей осени.

- Запись даты, классной работы.


Слайд № 2. (Cтихотворение И.Никитина “Поле”).

Поле.

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью.

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело по ржи золотистой шумит.

И. Никитин


- Учитель читает наизусть стихотворение И.Никитина “Поле”

- Беседа по тексту.

– О чем это стихотворение?

– Каков стиль текста?

(Подводящий к теме урока диалог.)

– Обратите внимание на выделенные слова.

Задания:


– Распределите данные слова на группы по членам предложения.

– Сколько групп получилось?

– Прочитайте слова первой группы.

– На какой вопрос они отвечают?

– Каким членом предложения являются?

– Прочитайте слова второй группы.

– На какой вопрос отвечают?

– Каким членом предложения являются?

– Какое слово отнесли к третьей группе?

– Каким членом предложения является?

– А можем мы сказать, как называется этот второстепенный член?

– Так как вы думаете, какова тема нашего урока? (Второстепенные члены предложения).


  1. Целеполагание.

-Какие задачи мы поставим ? Чем будем заниматься на уроке? ( Ответы учащихся)

Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о ВЧП, известные вам по курсу 5–7-го классов. Более подробно поговорим об определении: разработаем алгоритм нахождения определения в предложении; будем развивать умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы; графически обозначать определения.


- Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.



  1. Повторение теоретического материала.

- Какое из предложений несёт больше информации?

Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.

(Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).

- Зачем в предложении нужны второстепенные члены?

(ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).

- Какие вы знаете ВЧП? (Дополнение, определение, обстоятельство)

- Каковы условные обозначения ВЧП? ( Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка).

- Как определить вид ВЧП? (Вид ВЧП нужно определять по вопросу. Но сначала надо найти грамматическую основу предложения).

- Какой ВЧП распространяет подлежащее? ( Определение).

- А какие ВЧП относятся к группе сказуемого? (Дополнение, обстоятельство).

- Подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о ВЧП? (Существует три вида ВЧП: дополнение, определение, обстоятельство. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену. По вопросу определить вид. К подлежащему относится определение, а к сказуемому – дополнение, обстоятельство).


Физминутка. Гимнастика для глаз.


5. Введение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом. (Беседа по тексту.)


– Понравилось ли вам описание поля?

– Какие слова помогли так образно, ярко передать красоту поля?

– Есть ли в тексте еще описание каких-либо предметов? Каких?

– Какие слова помогают описать эти предметы?

– На какой вопрос отвечают эти слова?


– Какой частью речи они выражены?

– Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?


Выборочное списывание.

Задание: выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы по образцу. В небе (каком?) прозрачном.

Проверка выполненных работ.


(Подводящий диалог.)

– Как бы вы назвали слова, второстепенные члены предложения, которые обозначают признак предмета? Определяют этот признак? (Определение).

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

– Попробуйте самостоятельно сделать вывод, что же такое определение.

– Значит, какое новое слово мы допишем в тему урока?


6. Развитие учебно-языковых умений.

Работа над материалами с целью выработки нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения.


(На доске плакат.)

– А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.(2)


Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой– ответы просты.

Лишь не хватает волнистой черты.


– Так как мы будем подчеркивать определение?


Образец записан на плакате.

– Ребята, но мы еще не все знания об определении открыли на уроке.

Работа в группах.

(Каждой группе выданы карточки с текстами).


Задания: 1.Прочтите выразительно тексты.

– О чем они?

– Какой это тип текста?

-В каком стиле он написан?


2. Целью вашей работы будет выработка алгоритма нахождения определения.


– Для того чтобы вывести алгоритм, вы должны последовательно выполнить задания, которые даны к тексту.


Найди в тексте определения. По каким признакам ты их будешь искать?

Выпиши определения со словами, к которым они присоединяются.

Какими частями речи выражены определения?

Графически обозначь связь определений.


Образец записи:



Проверка выполненных работ.


– Прочитайте определения вместе со словами, к которым они присоединяются.

– Как вы их находили?


Слайд №4 (текст для первой группы)

– Отвечает первая группа.


Слайд №5 (текст для второй группы).

– Отвечает вторая группа.


Слайд №6 (текст для третьей группы).

– Отвечает третья группа.


Слайд №7 (тексты первой, второй и третьей группы).

– Итак, ребята, каков алгоритм нахождения определения в тексте?


Слайд №8 (алгоритм нахождения определения).

– Прочтите алгоритм и сравните его со своими выводами.



Физминутка.

– Перед вами осенний листочек. Передавая друг другу, вы должны описать этот листочек, т.е. придумать определение.


7 . Углубление понимания материала.


Слайд № 9.(Предложения с пропущенными определениями).

Распространение предложений определениями.


– Вам даны предложения. Опираясь на алгоритм, распространите предложения так, чтобы получился связный текст. (Работа выполняется устно).

Проверка выполненных работ.


– Выразительно читают два, три ученика.


Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа по карточкам с грамматическим заданием. (Предложения даны одинаковые для всех.).


– Найти и графически обозначить определения, опираясь на алгоритм.


1.Поздней осенью птицы собираются в стаи.

2.Деревья теряют осенний наряд.

3.Скоро небо покроется темными облаками.

Проверка выполненных работ.


(Выходят по одному к доске, графически изображают).


Творческая работа.

Слайды №10-13 с изображением осеннего время года.


– Обратите внимание на слайды.


– Какое настроение навевают картины?


– А знакомы ли вам такие места?


Дифференцированное задание.


–Напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень”, включив определения. Постарайтесь передать то настроение, которое изображено на слайдах.

Проверка выполненных работ.


Ребята выразительно читают свои работы.


8. Контроль знаний.

1.Предложение, в котором есть второстепенные члены предложения, называется распространенным.

2.Второстепенные члены предложения- это определение, дополнение, обстоятельство.

3. Обстоятельство и дополнение относятся к подлежащему, определение- к сказуемому.

4. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

5. Обстоятельство отвечает на вопросы чей? какай? который?

6. Определение- то второстепенный член предложения, который обозначает признак признака.

7. Дополнение подчёркивается волнистой линией, определение – пунктиром, обстоятельство – тире-точка.

8. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену.

9.ВЧП помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.


9. Итог урока. Рефлексия. Слайд № 13 по щелчку


– Какую новую информацию получили, работая на уроке?

– Чему научились?

– Что было самым трудным?

– Что было самым интересным?

– Назовите ключевые слова темы.

С каким настроением заканчиваем урок?



9. Домашнее задание.

Дифференцированное:

9-10б.- дописать текст на тему «Осень».Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.

7-8б.- дописать текст, подчеркнуть определения.

5-6б.- Упр.112.

3-4б.-Упр.112 (первый абзац).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!