Урок русского языка в 5 классе , 09.01.25
Тема урока: Обстоятельство
Цель: введение понятия «обстоятельство»
Задачи:
- формирование
А) понятие «обстоятельство» путём наблюдения (практической работы – разбора предложения по членам)
Б) формирование умения находить в предложении обстоятельство.
- развитие умения
А) выделять обстоятельство в предложении
Б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
- воспитательная
А) прививать любовь к слову, к литературе (200-ление со дня рождения М.Ю. Лермонтова).
Раздаточный материал:
Диагностические карты, демонстрационный материал (эталоны для самопроверки, алгоритм нахождения обстоятельства в предложении)
Ход урока:
Орг. момент
Приветствие.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необычный урок – у нас гости, поприветствуем их радостно, улыбками.
Мотивация к учебной деятельности
* Читаем вместе установку на урок (Слайд №2)
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Хочу вам рассказать одну притчу. (Слайд №3)
«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжелую дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»
Ребята, как вы думаете, что мог сказать мудрец?
(Ответы детей.)
А вот слова старца:
«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
Во-первых, сама жизнь.
Во-вторых, не спешите.
В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.
В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
В-пятых, не жалейте сил и энергии.
И просто-напросто не бойтесь ошибиться».
? С каким советом мудреца вы бы не согласились?
? А хотите узнать моё мнение?
! Я предлагаю принять во внимание все советы мудреца, потому что они помогут нам решить проблемные вопросы урока.
II. Повторение.
1. Фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.
* Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму (Слайд №4)
Задание выполнено точно | + (плюс) |
Задание выполнено частично, есть вопросы | ? (знак вопроса) |
Задание не выполнено | - (минус) |
- Ребята, продолжите фразу «Прежде чем изучить новое, надо … (повторить изученное, старое)»
* С какого способа надо начать повторение? /теоретического/
// Как, не повторив теории, выполнять практические задания?//
1. - Начнём с теоретического. Ребята, на прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения. Дома вы подготовили вопросы. Сейчас вы по цепочке (один ряд другому) зададите их друг другу.
//Ученики задают подготовленные вопросы друг другу, называя имя одноклассника, кому хотят задать вопрос (1-й ряд 2-му, 2-й ряд – 3-му, а 3-1 ряд – 1-му)
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что называется подлежащим?
- Что такое сказуемое?
- Какие второстепенные члены мы изучили?
-Что такое дополнение?
-Что такое определение?
( Это дать на отдельном листе (перевёрнутом)
* Кто не уверен в правильной формулировке вопроса, может проверить себя или найти подсказку в раздаточном материале. Но кто уверен, покажите это.)
Каждый себе даёт ответ и заносит результат в Оценочный лист.
* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (1)
2. А теперь практический способ. Выполняем задание 2. (Слайд№5-6)
* Прочитайте текст. Выполните разбор предложения по членам (Найдите подлежащее, сказуемое, дополнение, определение).
У каждого ряда своё предложение. По 1 ученику от ряда работают у доски ИЛИ 1 ученик от ряда комментирует выполнение задания.
Стоят последние дни поздней осени.
1) На синем небе висят белые облака.
2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.
3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.
* Проверьте себя по эталону (Слайд №7-9)
1
) Н
а синем небе висят белые облака.
2
) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.
3
) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.
- - - - - - - - -
* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (2)
2. Выявление места и причины затруднения
* Что вызвало трудность при выполнении задания?
// Есть слова, которые не можем определить, каким членом предложения они являются.//
? – Нельзя ли к словам в этих предложениях задать другой вопрос?
3. Построение плана выхода из затруднения (определение темы, постановка целей урока)
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Спланируем нашу дальнейшую работу. (Слайд №10) Распечатать
// 1. Узнать, что это за второстепенный член предложения?
2. Как он называется?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как подчеркивается?
5. Какими частями речи может быть выражен?
6. Для чего служит в нашей речи?
7. Отработать умение находить этот член предложения в тексте (обстоятельство), правильно обозначать.
6. Реализация построенного плана. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, найти ответы на вопросы нашего плана.
Задание 3 (Слайд № 11)
Работаем с раздаточным материалом в парах. По ходу чтения заполните таблицу в нашем справочнике.
Карточка «Прочитай и запомни»
Обстоятельство – второстепенный член предложения.
Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным с предлогом или наречием.
Выделяются несколько видов обстоятельств:
- обстоятельство времени отвечают на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО? ДО КАКИХ ПОР?
- обстоятельство места отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
- обстоятельства образа действия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
- обстоятельства причины отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
- обстоятельства цели отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
Часть таблицы
Название члена предложения | Что обозначает? | На какие вопросы отвечает? | От какого члена предложения чаще всего зависит? | Какими частями речи чаще всего выражается? |
Обстоятельство | Время, место, цель, причину, образ действия | Когда? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | сказуемого | Наречие, существительное с предлогом |
* Пользуясь таблицей, сформулируйте тему нашего урока. (Слайд №12)
* Пользуясь таблицей, дайте развёрнутый ответ на вопрос «Что такое обстоятельство»?
* Проверьте себя по учебнику стр. 88.
* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (3)
7. Первичное закрепление.
? Каков следующий шаг нашей работы?
//Необходимо закрепить полученные знания//
Задание 4
Чтобы с новыми силами приступить к этому этапу урока, предлагаю провести физкультминутку.
1) Физкультминутка (Слайд №13)
Мы немножко отдохнем. (Раздаточный материал) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор. (наречие, существительное)
* Выпишите обстоятельства, использованные в стихотворении для физкультминутки, определите, какой частью речи они выражены.
* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (4)
2) Учебник, стр. 89, упр. 194 Выразительное чтение. (Слайд №14)
Задание 5
* Работая в парах, подготовьте выразительное чтение текста упражнения.
? Для чего в данном тексте используются обстоятельства?
? Вы прочитали текст о М.Ю. Лермонтове. Что вам известно о нём? Какие произведения вы читали, учили наизусть? (Слайд №15)
(В этом году в нашей стране отмечается 200-летие со дня рождения великого поэта.)
Задание 6
3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону
Перед вами лежат листы с текстом. Спишите текст, вставив пропущенные слова-обстоятельства.
* Прочитайте, что у вас получилось. (спросить 2-3 учеников)
Михаил Лермонтов Осень
Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.
Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
* Послушайте, как у Лермонтова звучат эти строки.
Михаил Лермонтов Осень
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (5)
8. Рефлексия учебной деятельности.
* Подведём итог. (Слайд №16)
? Чему был посвящён урок?
? На все ли пункты плана мы нашли ответ на нашем уроке?
? Какие затруднения вы испытали?
* Оцените свою работу на уроке
9. Домашнее задание (дифференцированный подход): (Слайд №17)
Всем - параграф 39.
Задания на выбор учащихся
Упр. 193
Подобрать 5 примеров из литературных произведений, обозначить обстоятельства, надписать их вопросы.
Спасибо за хорошую работу на уроке. (Слайд №18)
6