ВУД «Занимательная математика»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды и формы внеурочной деятельности
1) игровая деятельность: конкурсы, викторины, соревнования. игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
2) научно-познавательная деятельность: геометрические задачи на основе маршрутного передвижения по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов, математические олимпиады.
Геометрическая мозаика
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся
3) проектная деятельность; фестивали проектов по конструированию объемных геометрических тел.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема |
1 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? |
2 | Старинные системы записи чисел. |
3 | Иероглифическая система древних египтян. |
4 | Римские цифры. |
5 | Как читать римские цифры? |
6 | Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. |
7 | Пифагор и его школа. |
8 | Бесконечный ряд загадок. |
9 | Архимед и его открытие. |
10 | Умножение в виде таблицы Пифагора |
11 | Конкурс знатоков. |
12 | Деление. |
13 | Делится или не делится. |
14 | Решение логических задач. |
15 | Проектная деятельность «Газета любознательных» |
16 | Математический КВН. |
17 | Старинные меры длины. |
18 | Задачи – смекалки. |
19 | Решение олимпиадных задач. |
20 | Экскурсия в компьютерный класс. Занятия на компьютерах. |
21 | Компьютерные математические игры |
22 | Время. Часы. |
23 | Геометрические объемные тела. |
24 | Интеллектуальный марафон «Геометрия вокруг нас» |
25 | Открытие нуля. |
26 | Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». |
27 | Проект . Конструирование куба из развертки. |
28 | Решение задач повышенной трудности |
29 | КВН «Царица наук» |
30 | Задачи с многовариантными решениями. |
31 | Решение задач повышенной трудности |
32 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
33 | Час занимательной математики |
34 | Круглый стол «Подведём итоги». |