Просмотр содержимого документа
«ВУД Занимательная математика»
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения. Графические задания, развлечения – загадки. Задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание программы
О математике с улыбкой (2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры (1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
Задачи-шутки, задачи-загадки (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста.
Задачи, решаемые с конца (1 час)
Задуманное число. Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания (1 час) Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
Истинностные задачи (1 час) Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи (1 час) Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения (1 час) Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом (1 час) Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезание и складывание фигур (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
Вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Первые шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Царство математики | 7 |
2 | Мир задач | 4 |
3 | Логические задачи. | 10 |
4 | Упражнения на быстрый счет. | 4 |
5 | Переливания | 2 |
6 | Выпуск математической газеты | 1 |
7 | Математическая олимпиада. | 5 |
8 | Итоговое занятие | 1 |
Итого: 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Царство математики (7 часов) |
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей. Информация об ученых | 1 | 02.09 | |
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина | 1 | 09.09 | |
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними | 1 | 16.09 | |
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними | 1 | 23.09 | |
5 | Математические игры. Игры «Не собьюсь», «Попробуй сосчитать!», «Задумайте число» | 1 | 30.09 | |
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 | 07.10 | |
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе | 1 | 14.10 | |
Мир задач (4 часа) |
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи | 1 | 21.10 | |
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста | 1 | 28.10 | |
10 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число. Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 1 | 11.11 | |
11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка | 1 | 18.11 | |
Логические задачи (10 часов) |
12 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы | 1 | 25.11 | |
13 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание | 1 | 02.12 | |
14 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы | 1 | 09.12 | |
15 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей | 1 | 16.12 | |
16 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | 1 | 23.12 | |
17 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 1 | 30.12 | |
18 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 1 | 13.01 | |
19 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | 1 | 20.01 | |
20 | Математические ребусы | 1 | 27.01 | |
21 | Математические ребусы | 1 | 03.02 | |
Упражнения на быстрый счет (4 часа) |
22 | Вычисли наиболее удобным способом | 1 | 10.02 | |
23 | Умножение на 9 и на 11 | 1 | 17.02 | |
24 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9 | 1 | 24.02 | |
25 | Использование изменения порядка счета | 1 | 03.03 | |
Переливания (2 часа) |
26 | Задачи на переливание | 1 | 10.03 | |
27 | Задачи на переливание | 1 | 17.03 | |
28 | Выпуск математической газеты | 1 | 07.04 | |
Математические олимпиады (5 часов) |
29 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | 14.04 | |
30 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | 21.04 | |
31 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | 28.04 | |
32 | Конкурс «Лучший математик» | 1 | 05.05 | |
33 | Конкурс «Знатоки математики» | 1 | 12.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 19.05 | |
Всего: 34 |