Лекция № 1.
Тема: Введение. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Понятие о физической картине мира. Физика и техника.
Цели:
образовательная - сформировать на основе ранее изученного материала знания об
понятиях физика в познании вещества, поля, пространства и
времени, физическая картина мира, развить представление о связи развития техники и физики как науки.
развивающая – развить умения применять и обобщать ранее полученные знания при получении новых, развить мышление, воображение, запоминание;
воспитательная – развить чувство патриотизма, сформировать основы научного мировоззрения, развить познавательный интерес к физике как науке.
План занятия.
Организационный момент (7-10 мин.)
Объяснение нового материала в форме лекции (60-65 мин)
Закрепления в виде фронтального опроса (7-10 мин.)
Подведение итогов урока, задание домашнего задания (1-2 мин)
Ход занятия.
1. Проверка отсутствующих и общие организационные моменты.
2. Объяснение нового материала в форме лекции.
Физика — наука о природе. Величайший мыслитель древности Аристотель (384-322 до н.э.) в смысл слова «физика» (от греч. — природа) вкладывал совокупность сведений о природе, т.е. все, что было известно о земных и небесных явлениях. В русский язык термин «физика» был введен великим ученым-энциклопедистом, основоположником материалистической философии в России М.В.Ломоносовым (1711-1765).
Долгое время физику называли натуральной философией (философией природы), и она фактически сливалась с естествознанием. По мере накопления экспериментального материала, его научного обобщения и развития методов исследования из натуральной философии как общего учения о природе выделились астрономия, химия, физика, биология и другие науки. Из этого следует, что резкую границу между физикой и другими естественными науками установить довольно сложно, чем и обусловлена органическая связь физики с другими естественными науками.
Процесс длительного изучения явлений природы привел ученых к идее о материальности окружающего нас мира. Материя включает в себя все окружающее нас и нас самих. Учение о строении материи является одним из центральных в физике. Оно охватывает два известных физике вида материи: вещество и поле. Всякое изменение, происходящее в окружающем нас мире, представляет собой движение материи. Движение есть способ существования материи.
Все материальные объекты (тела) не остаются неизменными. С течением времени изменяются их взаимное положение, форма, размеры, агрегатное состояние, физические и химические свойства и т. д.
Движение охватывает все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Физика изучает наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения, такие, как механические, молекулярно-тепловые, электромагнитные, атомные и ядерные. Подобное деление на формы движения условно, однако физика в процессе изучения обычно представлена именно такими разделами.
| Материя существует в пространстве и во времени.
Пространство определяет взаимное расположение (одновременно существующих) объектов относительно друг друга и их относительную величину (расстояние и ориентацию). Все явления природы происходят в определенной последовательности и имеют конечную продолжительность. Время определяет последовательность явлений природы и их относительную продолжительность. Следовательно, пространство и время не существуют сами по себе, в отрыве от материи, материя не существует вне пространства и времени.
Общей мерой различных форм движения материи является энергия. Качествен-то различные физические формы движения материи способны превращаться друг m друга, но сама материя неуничтожима и несотворима. К такому выводу пришли еще античные философы-материалисты. Итак,
физика — наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения.
Физика — основа естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Она является наукой экспериментальной. Многие ее законы базируются на фактах, установленных опытным путем. Факты остаются, а истолкование их иногда меняется в ходе исторического развития науки, в процессе все более глубокого понимания основных законов природы.
Понятие о физической картине мира. По мере накопления экспериментальных данных постепенно вырисовывалась и складывалась величественная и сложная картина окружающего нас мира и Вселенной в целом.
Научные поиски и исследования, проведенные на протяжении многих веков, позволили И. Ньютону (1643- 1727) открыть и сформулировать фундаментальные законы механики — науки о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними. В то время законы Ньютона казались настолько всеобъемлющими, что легли в основу построения механической картины мира, согласно которой все тела должны состоять из абсолютно твердых частиц, находящихся в непрерывном движении. Взаимодействие между телами осуществляется с помощью сил тяготения (гравитационных сил). Все многообразие окружающего мира, по Ньютону, заключалось в различии движения частиц.
Механическая картина мира господствовала до тех пор, пока Дж. Максвеллом в 1873 г. не были сформулированы уравнения, описывающие основные закономерности электромагнитных явлений. Эти закономерности не могли быть объяснены с точки зрения механики Ньютона. В отличие от классической механики, где предполагается, что взаимодействие между телами осуществляется мгновенно (теория дальнодействия), теория Максвелла утверждала, что взаимодействие происходит с конечной скоростью, равной скорости света в вакууме, посредством электромагнитного поля (теория близкодействия). Создание специальной теории относительности — нового учения о пространстве и времени — позволило полностью обосновать электромагнитную теорию.
В состав всех без исключения атомов входят электрически заряженные частицы. С помощью электромагнитной теории можно объяснить природу сил, действующих внутри атомов, молекул и макроскопических тел. Это положение и легло в основу создания электромагнитной картины мира, согласно которой все происходящие в окружающем нас мире явления пытались объяснить с помощью законов электродинамики. Однако объяснить строение и движение материи только электромагнитными взаимодействиями не удалось.
Дальнейшее развитие физики показало, что кроме гравитационного и электромагнитного существуют и другие типы взаимодействия. Первая половина XX в.
ознаменовалась интенсивными исследованиями строения электронных оболочек атомов и тех закономерностей, которые управляют движением электронов в атоме. Это привело к возникновению новой отрасли физики — квантовой механики. В квантовой механике используется понятие дуализма: движущаяся материя является одновременно и веществом и полем, т.е. обладает одновременно корпускулярными и волновыми свойствами. В классической же физике материя всегда либо совокупность частиц, либо поток волн.
Развитие ядерной физики, открытие элементарных частиц, исследования их свойств и взаимопревращений привели к установлению еще двух типов взаимодействий, названных сильными и слабыми. Таким образом, современная физическая картина мира предполагает четыре типа взаимодействия: сильное (ядерное), электромагнитное, слабое и гравитационное. Сильное взаимодействие обеспечивает связь нуклонов в ядре. Слабое взаимодействие проявляется в основном при распаде элементарных частиц. Таким образом, учение о строении материи в настоящее время является атомистическим, квантовым, релятивистским, в нем применяются статистические представления.
Физика и техника. Техника — совокупность всех средств и устройств, созданных человеком, содействующая более высокой производительности труда, опирается на фундаментальные открытия всех наук, в частности естествознания. Когда физики открывали какое-нибудь явление и могли управлять им, сразу же появлялись специалисты, в задачу которых входило практическое использование приобретенных сведений. Так появились отдельные отрасли техники (теплотехника, электротехника, радиотехника, электроника, ядерная техника и др.).
Наиболее бурный прогресс техники, связанный с развитием физики, происходит с конца XVIII в., когда на алтайских заводах гениальный русский механик И. И. Ползунов (1728-1766) построил пароатмосферную машину непрерывного действия. Универсальный паровой двигатель был создан английским изобретателем Д.Уаттом (1736-1819). Паровые машины работали на многих заводах и фабриках, приводили в движение колеса пароходов, создавались первые паровозы. Наступала эпоха пара. Из физики выделилась новая наука — термодинамика.
Конец XVIII и начало XIX в. ознаменовались множеством открытий в области изучения электромагнитных явлений. Большое значение для развития техники имело открытие итальянскими учеными Л. Гальвани (1737 -1798) и А. Вольта (1745-1827) электрического тока и создание гальванических батарей. В.В.Петровым (1761-1834) была открыта и исследована электрическая дуга. В 1889 г. немецким физиком Г. Р. Герцем (1857-1894) экспериментально были обнаружены электромагнитные волны, а в 1895 г. А. С. Попов (1859 -1906) впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи. Наступил век электричества. Из физики выделились электротехника, радиотехника и другие науки.
Со второй четверти XX в. происходит дальнейшее революционное преобразование физики, связанное с познанием структуры атомного ядра и происходящих в нем процессов. Важнейшим результатом этого этапа явилось открытие деления атомного ядра. В 1939-1945 гг. была впервые освобождена ядерная энергия с помощью цепной реакции деления ^U. В 1954 г. в СССР была построена первая атомная электростанция (г. Обнинск). В 1952 г. была осуществлена реакция термоядерного синтеза. В настоящее время созданы атомные ледоколы и подводные лодки, дают ток атомные электростанции.
Под руководством С. П. Королева (1906-1966) 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. Ю.А.Гагарин на корабле «Восток» совершил первый в мире космический полет. Началась эпоха освоения космоса, человек вышел за пределы Земли.
Теории и методы физики широко используются в астрономии, химии, биологии, геологии и других естественных науках. Теория относительности и квантовая механика объяснили ряд явлений во Вселенной. Метод меченых атомов применяется для изучения химических реакций. Молекулярная и атомная физика входит в различные области биологической науки и т.д. Широко применяются достижения физики в радиоэлектронике, ядерной энергетике, ракетной и полупроводниковой технике, автоматике и телемеханике, вычислительной и контрольно-измерительной технике.
Физические понятия являются простейшими и в то же время основополагающими и всеобщими в естествознании (пространство, время, движение, масса, работа, энергия и др.). Физические законы (такие, например, как законы сохранения), выводы, следствия из физических теорий имеют глубокий философский смысл.
3. Фронтальный опрос:
Дайте определение физики.
Кто ввел термин «физика» в русский язык?
Какие науки относятся к естественным?
Какие виды взаимодействия существуют в современной физической картине мира?
Дайте характеристику механической картины мира.
Дайте характеристику электромагнитной картины мира.
Дайте характеристику атомной и ядерной картины мира.
Что такое техника?
Перечислите этапы развития техники.
Охарактеризуйте этапы развития техники во взаимосвязи с развитием физики как науки.
Сделайте выводы о современной картине мире.
3