СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение. Физико-механические свойства древесины 7 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков №1-2 по технологии (раздел "Обработка древесины).

Курс технологии в 7 классе призван продолжить знакомство с основами обработки конструкционных материалов. цель курса – помочь учащимся овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, ведения домашнего хозяйства, обработки древесины и материалов.

Просмотр содержимого документа
«Введение. Физико-механические свойства древесины 7 кл»

Конспект урока № 1-2

ТЕМА: Введение. Физико-механические свойства древесины.


Цель: Формирование понятий о физико-механических свойствах древесины.

Задачи: 1.Познакомить учеников с физико-механическими свойствами древесины. 2. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств. 3.Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: изучения нового материала, практическая работа № 1 «Определение плотности древесины».

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, столярный верстак, комплект столярных инструментов, таблица «Техника безопасности при выполнении столярных работ»; коллекция древесных пород; линейка металлическая или штангенциркуль.

Оформление доски: тема урока, новые слова (физические свойства сушка естественная, сушка искусственная, штабель, коробление), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Тема сегодняшнего урока: «Введение. Физико-механические свойства древесины».

Курс технологии в 7 классе призван продолжить знакомство с основами обработки конструкционных материалов. цель курса – помочь учащимся овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, ведения домашнего хозяйства, обработки древесины и материалов.

План:

1.Знакомство с учебником.

2.Организация рабочего места. Безопасность труда.

3.Физико-механические свойства древесины.

4.Сушка древесины.

5.Измерение плотности древесины.


Запись в тетради даты и темы урока.


III этап: Изучение нового материала

40 мин

1.Знакомство с учебником.

- Назовите учебник, по которому мы будем учиться в этом году.

- Откройте учебник на странице с содержанием и скажите, какие большие разделы мы будем изучать?


2.Беседа по правилам поведения в кабинете технологии.

Правила поведения:

  1. Соблюдать порядок и режим работы в учебной мастерской.

  2. Входить в кабинет организованно, только с разрешения учителя.

  3. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

  4. Соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

  5. Бережно относиться к оборудованию и инструментам.

  6. Не включать станки без разрешения учителя.

  7. Во время перемены выходить из кабинета.

  8. По окончании работы навести порядок на своем рабочем месте.


3.Рассказ учителя.

Древесина, как и любой конструкционный материал, обладает определенными свойствами. Знание этих свойств позволяет правильно выбрать для выполнения изделия нужную породу древесины. Породу древесины, которая по своим свойствам соответствовала бы требованиям, предъявляемым к изделию. Только в этом случае изделие может получиться качественным и надежным.

Термины физический и механический происходят от греческих слов, означающих соответственно «природа» и «орудие, машина».

Физические свойства – свойства древесины, которые проявляются при взаимодействии с окружающей средой. К физическим свойствам относятся цвет, запах, влажность, плотность.

Механические свойства – свойства древесины, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий. К механическим свойствам относятся твердость, прочность, упругость.


4.Работа с учебником

Прочитать §1 с. 5-9 и выписать определения свойств древесины.


5.Рассказ учителя о способах сушки древесины

Сухая древесина обладает высокой прочностью; она меньше коробится, не подвержена загниванию, легко склеивается, лучше отделывается, более долговечна. Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает и коробится. В помещении достаточна влажность древесины до 10 %, а под открытым небом – не более 18 %.

Существует много способов сушки древесины. Самый простой и доступный – естественный вид сушки – атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо в тени, под навесом и на сквозняке. При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

Доски, брус и другие пиломатериалы укладываются в штабеля на металлические, деревянные или иные подставки высотой не менее 50 см. Доски укладываются внутренними пластями вверх для уменьшения их коробления. Считается, что сушка досок, поставленных на кромки, происходит быстрее, т.к. они лучше проветриваются и влага испаряется более интенсивно, но они и больше коробятся, особенно материал повышенной влажности.

При естественной сушке на торцах всегда образуются трещины; для предупреждения растрескивания рекомендуется торцы досок тщательно закрасить масляной краской или пропитать горячей олифой (или битумом) для защиты пор древесины. Обрабатывать торцы нужно сразу после поперечных перепилов в разрез. Если дерево отличается повышенной влажностью, то торец просушивают пламенем паяльной лампы, а потом закрашивают.

Стволы (кряжи) обязательно окоряют (очищают от коры), только у торцов оставляют небольшие пояски-муфты шириной 20-25 см для предупреждения растрескивания. Кору очищают для того, чтобы дерево быстрее дерево быстрее просыхало и не поражалось жуками. Ствол, оставленный в коре, в относительном тепле с повышенной влажностью быстро загнивает, поражается грибковыми заболеваниями.

После атмосферной сушки при теплой погоде влажность древесины составляет 12-18 %.

Существует и несколько других способов сушки древесины.

Способ выпаривания(или запаривания) использовали на Руси еще с давних времен. Заготовку распиливают на части с учетом размера будущего изделия, закладывают в обыкновенный чугун, подсыпают опилки из такой же заготовки, заливают водой и ставят на несколько часов в протопленную и остывшую русскую печь – «томиться» при 60-70 градусов. При этом происходит «выщелачивание», выпаривание древесины; из заготовки выходят естественные соки, дерево приобретает теплый густо-шоколадный цвет, с ярко выраженной текстурой. Такая заготовка легче обрабатывается, а после окончания сушки меньше растрескивается и коробится.

Способ парафинирования. Заготовки опускают в растопленный парафин и ставят в печь при 40 градусах на несколько часов. Затем древесина еще несколько дней просыхает и приобретает те же свойства, что и после запарки: не трескается, не коробится, поверхность становится тонированной с отчетливым узором текстуры.

Способ запаривания в льняном масле. Посуда из древесины, пропаренная в льняном масле, очень водостойка и не растрескивается даже при активном повседневном использовании. Этот способ приемлем и сегодня. В емкость кладется заготовка, заливается льняным маслом и пропаривается на медленном огне. Применяется на предприятиях и в цехах по производству эксклюзивных столярно-строительных изделий и покрытий пола из ценных пород древесины, производству клееных изделий и мебели.

При вакуум-конвективном способе сушки вакуумный процесс удаления влаги сочетается с конвективным нагревом древесины. Сушка происходит в мягком режиме. При достижении 65 градусов отключается электрический котел. Начинается пауза остывания верхних слоев пиломатериала. Внутренняя влага устремляется к более сухим и охлажденным клеткам. В процессе сушки, к примеру, древесины дуба, таких пауз – около 250. В низкотемпературной и конденсационной камерах древесину сушат 10 дней, под воздействием тока высокой частоты – 3 дня. Предпочтение отдается конденсационной сушке, при которой подогретый воздух, циркулируя по камере, отдает влагу в конденсационной камере, а затем вновь используется. Сокращаются расходы на подогрев воздуха.


Отвечают на вопросы учителя.




Слушают учителя.


Записывают правила в тетрадь.







Слушают учителя.











Работают с учебником













Слушают учителя.


IV этап: Практическая работа






30 мин

Практическая работа № 1

«Определение плотности древесины».

Цель: Познакомит учащихся с определением плотности древесины.

Оборудование: лабораторные весы с разновесами; 2-3 образца древесины различных пород; штангенциркуль(линейка).

Порядок выполнения работы:

1.Начертить таблицу в тетради:

п/п

Порода

древесины

Размеры, см

Объем образца

Масса образца

Плотность

Длина

Ширина

Толщина

1






2






3






2.Измерить длину, ширину и толщину образца древесных пород..

3.Вычислить объем образцов, умножим длину на ширину и толщину.

4.Взвесить образцы.

5.Вычислить плотность каждого образца.

6.Сделать вывод о плотности различных пород древесины.








Выполняют работу.

V этап: Первичное закрепление знаний


10 мин

Контрольные вопросы:

1.Перечислите физические и механические свойства древесины.

2.Что называют плотностью, влажностью, твердостью, прочностью, упругостью?

3.Для чего сушат древесину?

4.Какие виды сушки древесины вы знаете?



Отвечают на вопросы учителя.

VI этап: Итог урока

2 мин

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

VII этап: Домашнее задание

1 мин

1.Прочитать: введение и §13 стр. 3-9.

2.Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Какими физико-механическими свойствами обладает древесина?

Записывают в дневник и тетрадь