СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Введение Государственных образовательных стандартов основного общего образования как фактор объективной оценки уровня образования выпускников».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования как фактор объективной оценки

уровня образования выпускников».

Просмотр содержимого документа
««Введение Государственных образовательных стандартов основного общего образования как фактор объективной оценки уровня образования выпускников».»

«Введение Государственных образовательных стандартов основного общего образования как фактор объективной оценки

уровня образования выпускников».

Фадеева А.С. учитель истории

МОУ «Школа№132

имени Н.В.Поповой г.Донецка»


Главный смысл разработки образовательных стандартов - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность современной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию идентичности, выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.

Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Эффективная система оценки образовательных достижений обучающихсяотвечает следующим критериям:

•ориентирована на учёт разнообразныхобразовательных результатов.

•строится на сочетании разнообразных методов оценки;

•предоставляет своевременную и полную информацию надлежащего качества, которая может использоваться различными группами заинтересованных субъектов для принятия решений, направленных на улучшение образовательного процесса;

•служит реальной основой для построения системы отчётности в образовании.

Современные системы оценки образовательных достижений обучающихся, принятые в большинстве ведущих стран мира, строятся на основе сочетания трех главных видов оценочных процедур (программ оценивания):

Современные системы оценки образовательных достижений обучающихся, принятые в большинстве ведущих стран мира, строятся на основе сочетания трех главных видов оценочных процедур (программ оценивания):

1)внутриклассная оценка – служит для получения информации в реальном времени с целью оказания поддержки преподаванию и обучению в конкретном классе;

2)национальные (государственные) экзамены – дают информацию для принятия решений относительно индивидуального прогресса учащегося в рамках системы образования с целью сертификации достигнутых результатов или отбора для получения последующего образования, включая предоставление доступа к редким образовательным возможностям (обучение в престижном вузе); 3) крупномасштабное оценивание в рамках различных мониторинговых исследований – необходимо для предоставления политикам и практикам образования релевантной информации о деятельности системы на всех уровнях, об изменениях на этих уровнях и о факторах, которые с ними связаны или которые способствовали этим изменения.

Введение Государственных образовательных стандартов направлено на достижение результатов:

- личностных, которые проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

- предметных, которые представляют собой систему культурных предметных способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. В каждом учебном предмете выделяются несколько содержательных линий, внутри которых определяются ведущие умения, которые и подвергаются оцениванию.

- метапредметных, освоенных на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способах деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях («УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»)

Во ГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Если обратиться к структуре (основной образовательной программы) ООП, то видим, что в соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.

Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивание и экспертной качественной оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами);

 внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой –обучающимися, педагогами, администрацией).

Внутренняя оценка планируемых результатов проводится силами образовательного учреждения.

Субъектами внутренней оценки могут выступать:

- учителя, школьный психолог, классный руководитель; обучающиеся, родители.

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание. Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года. Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей.

Общая система внутреннего оценивания носит уровневый характер и состоит из следующих элементов:

1) оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года: количественная характеристика таких результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

2) Прогресс в учебе относительно индивидуальных целей образования оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию

3) Самостоятельность в изучении предмета оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию.

4) Прилежание в учебе оценивается по итогам обучения.

5) Поведение оценивается по итогам обучения.

Контрольно-оценочная деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Основными формами и средствами контрольно-оценочных действий учащихся в рамках образовательного процесса подростковой школы являются:

1) Оценочные листы и задания для самоконтроля

2)Творческие задания по теме

3) Проверочные работы

ГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир –портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример, выпускник начальной школы – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы –умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.


Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например, осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается:

1) из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем.

2) из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях.

3) из представленного «портфеля» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.). К работе с портфелем достижений привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.

Таким образом, обучающимся по итогам года должны как минимум быть освоены все предметы на базовом уровне, максимум – на продвинутом уровне и отдельные предметы учащимися могут быть освоены по выбору на рефлексивно-творческом уровне.

Внешняя оценка образовательных результатов может проводиться:

1. На старте (в начале 5-го класса) в рамках мониторинга качества образования силами региональных структур оценки качества образования.

Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.

Готовность обучения в основной школе может определяться двумя параметрами:

 сформированностью у обучающихся желания и основ умения учиться;

 уровнем освоения основных культурных предметных средств/способов действия необходимых для продолжения обучения в основной школе.

2. В рамках

 государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена

 государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме (ГИА 9);

 мониторинговых исследований уровней различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны.

Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы являются достижения предметных и метапредметных результатов в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.



Итоговая аттестация включает три составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние три года (7 - 9 классы);

- итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются в специальное индивидуальное портфолио учащихся;

- результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов

Оценка внеучебных достижений выпускников основной школы

Необходимо подчеркнуть, что внеучебные достижения школьников связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка. Во внеучебной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей)

Итоговыми результатами внеучебных достижений за период основной школы могут быть, например:

 участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня;

 победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;

 участие в научно-практических конференциях, форумах;

 авторские публикации в изданиях выше школьного уровня;

 авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение;

 успешное прохождение социальной и профессиональной практики;

 плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;

 получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;

 лидирование в общепризнанных рейтингах.

Таким образом, итоговые результаты обучения в основной школе складываются из школьных экзаменов и внеучебных достижений выпускника, которые наравне с учебными отражаются в итоговом документе, такой документ должен учитываться при поступлении учащихся в профильную старшую школу, профессиональные колледжи.




Основные-результаты среднего (полного) образования

• овладение основами наук и универсальными способами действий, обеспечивающими возможность успешного участия в общественной жизни в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности;

• опыт проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности

• индивидуальный прогресс