Основы исторического знания
- 1. Значение изучения истории.
- 2. Проблема достоверности исторических знаний.
- 3. Исторические источники и основные методы работы историка.
- 4. Формационная концепция истории.
- 5. Цивилизационная концепция истории.
- 6. Периодизация история.
Значение изучения истории
- Н.М. Карамзин : «История – это священная книга народов»
- Мигель де Сервантес : « История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего »
- Леонид Андреев : «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно идти»
Каждая из сфер жизни человеческого общества имеет свои закономерности
- Эти закономерности и изучает историческая наука
- Н. Чернышевский: « Можно не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысяч наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить ИСТОРИИ может только человек, совершенно не развитый умственно»
«История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» Цицерон
Проблема достоверности исторических знаний
- Объект исторической науки – прошлое, которое можно назвать нереальной реальностью
- Опыты, эксперименты в истории невозможны, как это принято в других науках
- Чтобы изучать прошлое человечества, существуют исторические источники
Исторические источники
- Это все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни
- Существует классификация источников, где принято учитывать их происхождение, форму, содержание
- Чаще всего источники делят на семь типов
Типы исторических источников
1.Официальные источники
2.Неофициальные источники
Законодательные акты, летописи
мемуары
делопроизводственные документы
воспоминания
дипломатические и военные документы
дневники
судебно-следственные дела
личные письма
статистико-экономические материалы
другие документы личного характера
Вещественные исторические источники
- Украшения, посуда, остатки человеческих жилищ, укреплений, одежды и т.п.
- Значительная часть вещественных источников получена при помощи АРХЕОЛОГИИ (археологических раскопок)
Этнографические источники
- Это памятники, содержащие сведения о народах, их традициях, обычаях; это предметы культуры изучаемого народа
Вспомогательные исторические дисциплины
- Для работы с историческими источниками существуют вспомогательные исторические дисциплины: палеография, текстология, археология, антропология, ономастика, топонимика, нумизматика, геральдика, сфрагистика.
Формационная концепция истории
- При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?
- В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу (рождение-расцвет-упадок-гибель)
- Такой точки зрения и сейчас придерживаются многие ученые
Задание
- Дайте характеристику формационному развитию истории.
- В чем недостатки такого подхода к изучению истории?
Периодизация истории
- История Древнего мира
- История Средних веков
- История Нового времени
- История Новейшего времени
- В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности
Задание
- Для чего изучают историю?
- Что такое исторические источники?
- Охарактеризуйте виды исторических источников.
- Назовите вспомогательные исторические науки.