СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы.»

Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы


5 класс


Тип урока: открытие нового знания


Цели урока:

– формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России;

– создание условий для осознания учащимися роли русского языка в жизни России, в дружбе народов, в жизни общества через рассмотрение функций русского языка;

– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

– формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

– воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.


Метапредметные УУД:

– развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

– способствовать обогащению словарного запаса учащихся.



Ход урока:


1. Организационный момент: Добрый день, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.


(Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок).


2. Создание проблемной ситуации:


Учитель:


- Как называется наше государство?


- Что вам известно о нашей стране?


- Сколько народов в ней проживает? На каких языках они говорят? А когда общаются люди разных национальностей нашей страны?


(Россия - страна многонациональная, а значит многоязычная. Учёные-лингвисты насчитывают 150 языков - здесь на равных учтены и такой язык, как русский, которым в России владеют 97,72 % населения, и языки маленьких народов)


- Какая же тема нашего урока?


- Какую цель мы поставим перед собой?


Учитель: Молодцы, ребята. Открываем тетради, пишем число и тему урока.


3. Открытие нового знания.


Учитель: Задумывались ли вы, какое значение в жизни человека имеет язык? Для чего служит язык?


Ответы детей:


Учитель: Откройте учебники на странице 4. Прочитайте текст и выделите ключевые словосочетания.

Русский язык — национальный язык русского народа, имеющего многовековую историю, культуру и письменность. На русском языке создавали свои произведения величайшие писатели и поэты, учёные и мыслители. Как и любой другой национальный язык, русский язык отражает историю и культуру, духовную жизнь, традиции и быт народа, говорящего на нём. В Российской Федерации русский язык является государственным языком, поэтому используется в законодательных органах и органах управления, в сфере науки, культуры, образования, в средствах массовой информации. Русский язык распространён во всех регионах России и служит средством межнационального общения, объединяя все народы нашего многонационального государства. На русском языке общаются не только русские люди, но и представители других национальностей нашей страны, поэтому он считается национальным достоянием всех народов Российской Федерации.


Учитель: Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции. Я предлагаю вам попробовать догадаться о каких функциях языка идёт речь.


Национальный язык — язык одной нации.


Язык межнационального общения — основной язык, который используют как общепонятный в многонациональных государствах (например, русский язык в России).


Государственный язык – предусмотренный Конституцией страны язык, который используется в законодательстве.


Дети делают конспект.

Учитель: А знаете ли вы, какой язык называют родным?


Родным принято считать тот язык, на котором человек думает, разговаривает с родными, на котором мать поёт ребёнку колыбельные песни.


Физкультминутка:


Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом их развернем

И скорей к себе прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай,веселей.


4. Практическая работа.


1. Восстанови текст, вставив нужные по смыслу слова.


Язык возник в глубокой ________________ в результате совместной деятельности. С помощью ___________ люди передают свои знания, опыт от поколения к ________________ (пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины).


2. Из данных слов составьте предложения.


Язык, человеческий, общение, является, инструмент. С, на, язык, помощь, воздействуют, мысли, чувства, поведение, друг друга, люди.



Ответ. Язык является инструментом человеческого общения. С помощью языка люди воздействуют на мысли, чувства, поведение друг друга.


5. Рефлексия:


Какие цели мы ставили в начале урока, и удалось ли их достигнуть?


Сегодня на уроке…..

– было интересно, потому что….

– было трудно…….

– я узнал……

– мне хочется больше узнать о …..


6. Домашнее задание:


1. Страница №6 упражнение 3: Подготовить небольшое сообщение об одном из великих людей нашей страны, известных всему миру: М.В.Ломоносов, Ю.А.Гагарин, П.И.Чайковский.


2. Написать 3 пословиц о языке и объяснить их значение.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!