СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Введение в композицию"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Введение в композицию"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр технического творчества «Новолипецкий»

г. Липецка


МУЛЬТСТУДИЯ «АЛАДДИН»







Конспект занятия по теме:

«Введение в композицию»



















Педагог дополнительного образования

Руководитель Мультстудии «Аладдин»

Егорова Евгения Михайловна

Цель:
  • Образовательная -  сформировать умение правильной компоновки и построение кадра.
  • Воспитательная – формирование умений видеть прекрасное в простом и повседневном.

Задачи:
  • Изучить основные законы композиции и перспективной

  • Научить правильной постановке кадра

  • Разобраться, какие изображения вызывают интерес, а какие отталкивают.

  • Научиться чувствовать композицию по форме и ритму разобраться, как взаимодействуют объекты.

  • Закрепить полученные знания на практике.


Оборудование:

Заготовки геометрических фигур из цветной бумаги разной формы, цвета и размера, клей, лист бумаги, поделенный на четыре части для каждого ученика. Фломастеры или цветные карандаши.


СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Все мы в жизни сталкиваемся с различными картинками, фотографиями и изображениями. Но обращаем внимания далеко не на всё. Мы чаще замечаем что – то яркое, необычное. При создании любого визуального изображения: фотографии, картины, фильма, мультфильма, главная задача художника создать не только красивую картинку, но и вызвать интерес зрителя.

Мозг обрабатывает огромное количество информации и фильтрует её, чтобы сосредоточиться на значимых деталях. Для этого он выделяет акценты или пятна. Они необязательно должны быть большими — глаз может зацепиться за форму или цвет. Например, яркий красный может указывать на опасность, а необычная форма интересует изучить объект. Для мозга увидеть красоту — значит решить задачу. Эволюционно наш мозг привык искать целое и собирать его из разных фрагментов: пятен, точек и других элементов. Когда получилось всё распознать, срабатывает система вознаграждения. Британский нейробиолог Семир Зеки выяснил, какие участки мозга отвечают за восприятие красивого и эстетичного. Участники его эксперимента смотрели на полотна известных художников Леонардо да Винчи, Боттичелли, Моне, Сезанна. Магнитно-резонансная томография показала всплеск дофамина в коре головного мозга испытуемых, которая отвечает за удовольствие. Тем самым этот эксперимент доказывает, что красивые изображения могут радовать и вдохновлять.
В подтверждение эксперимента Зеки можно привести пример творчества африканских племён, которые не ходили по музеям и не получали богатый визуальный опыт, как у жителей больших городов. Но их орнаменты будут красивыми и для жителя Москвы или Парижа. Получается, что чувство прекрасного у человека отчасти врождённое.

Теоретическая часть:

Композиция — это определенная структура изображения или рисунка. Суть композиции в том, чтобы расположить элементы, добавить акценты, по форме и цвету, таким образом, что бы воздействовать на зрителя, направить его взгляд, передать смысл и эмоцию, заложенную автором. Чтобы подчеркнуть главный объект, создать движение или добавить глубину, используют различные композиционные техники. Правильно скомпонованные иллюстрации помогают привлечь внимание людей, передают информацию и создают стиль.
В композиции акценты называются визуальными доминантами. Часто их строят на основе контраста по цвету, тону, форме, размеру, фактуре, всё то, что может выделить объект на общем фоне. Доминанта в изображении — это элемент, который привлекает внимание зрителя и определяет главный объект или центральную идею работы. Без доминанты иллюстрация может выглядеть скучно и непонятно, а зритель быстро потеряет интерес. Чтобы выделить доминанту в композиции, нужно определить основную тему работы, а затем разместить объекты таким образом, чтобы они привлекали внимание к центру или к главному объекту.
Есть изображения, где нет доминанты, но есть чёткий ритм. Ритм — это повторение определённых элементов или форм. Как и в музыке, он делает композицию интереснее, так и в изображении ритм объединяет основные элементы и заинтирисовывает зрителя. Глазу такое изображение тоже приятно. Например, в мандале могут чередоваться кружочки, большие и маленькие лепестки, тёмные и светлые элементы, много маленьких точек и сплошные линии.

Существует несколько композиционных принципов — правила третей, золотого сечения. По золотому сечению картинку делят на две части в пропорции 2:3. В случае третей, кадр разбивают на три равные части — вертикально и горизонтально. Важные элементы композиции размещают либо вдоль этих линий, либо на пересечении девяти прямоугольников. Так получится сбалансировать композицию и управлять вниманием зрителя.

Китайское правило гармонии звучит так: чтобы уравновесить объекты, нужно чередовать чётное количество предметов и нечётное или крупные объекты с мелкими.

Композиционные структуры бывают статичные и динамичные. Одни дают ощущение покоя и умиротворённости, другие наоборот показывают движение и развитие истории. Добавлять в иллюстрацию статику и динамику можно, меняя угол, под которым зритель смотрит на объект. Важно в одном изображении рассказать историю и намекнуть, как она может развиться. Для этого нужно добавить акценты, которые помогут зрителю понять смысл. Акцент это не обязательно конкретный предмет или цвет, так же это может быть поза героев или направление их взгляда.


Практическая часть занятия:

Визуальный анализ:

  • Какие правила композиции используются в изображении?

  • Где находиться главный объект?

  • Почему привлекает внимание именно он?

  • Как подчёркнут сюжет?

  • Что хотел донести автор до зрителя?

  • Какие эмоции вызывает данное изображение?

Для практической работы подойдут картины известных художников, фотографии, а так же фрагменты фильмов и мультфильмов.
Практическая работа:

Для закрепления материала, с помощью геометрических фигур и линий создать четыре картинки используя правила композиции. По завершении работы, каждый учащийся называет, на какой картинке какое правила композиции он использовал.


Рефлексия:

  • Понравилось или не понравилось в занятии?

  • Что было интересно?

  • Что нового узнали?

  • Что запомнилось?


Подведение итогов: Для дальнейшего просмотра, анализа и оценки полученных фотографий необходима работа в студии. Которая будет проходить на следующем занятии.


Домашнее задание: подготовить 5 фотографий для совместного просмотра, основываясь на правила композиции.