СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Введение в курс химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа пропедевтического курса химии для 7 класса, 2-х часовая, 34 часа в год.Автор учебника О.С.Габриелян.Содержит небольшой объем теории и большую часть курса занимает практикум

Просмотр содержимого документа
«"Введение в курс химии"»

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

По введению в  химию

Ступень обучения (класс):  6-7 класс

Количество часов: 68 часов (2   часа в неделю)                          Уровень: базовый

Учитель:  Рогозинникова Жанна Николаевна      

Программа разработана на основе

    Примерной программы под редакцией О.С. Габриеляна

«Химия. Вводный курс. 7 класс» Москва, «Дрофа», 2009

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе Примерной программы О.С. Габриеляна «Введение в химию вещества» 7 класс.

Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.

Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.

Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.

Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой..

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

- реализовать мероприятия различного уровня, проводимых ежегодно в рамках городской программы «Родники».

Курс химии основной школы предлагается изучать в два этапа: в статике — состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике -- химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.

Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.

Содержание курса “Введение в химию”  ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.

Основные цели пропедевтического курса:

1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.

Задачи пропедевтического курса:

1.Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.

2.Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.

3. Реализовать мероприятия различного уровня, проводимые в рамках ежегодной городской программы «Родники»

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов




Рабочая  программа

1

Краткая история развития химии как науки

4

2

2

 Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием.

10

5

3

Первоначальные химические понятия

30

15

4

Кислород. Оксиды.

6

3

5

Водород. Кислоты. Соли.

18

9


Итого

68

34

Содержание учебной  программы:

Тема№1  Краткая история развития химии как науки.(4часа)

 Введение первые наблюдения древних людей связанные превращением веществ в природе. Алхимия.

Тема№2 Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием.(10 часов)

Приемы обращения с нагревательными приборами. Химическая посуда и ее назначение.

 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. Весы и взвешивание . Приемы работы с весами.

Тема3 Первоначальные химические понятия(30 часов)

Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. История открытия химических элементов. Знаки химических элементов. Относительные атомные массы элементов.

Химические формулы, составление химических формул. Вычисления по химических формулам. Определение относительной молекулярной  массы, массовой доли элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности элемента по формуле. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Тема№4 Кислород. Оксиды.(6часа)

 История открытия кислорода, изучение его свойств. Способы получения и собирания  кислорода. Свойства кислорода. Оксиды

Тема№5 Водород. Кислоты. Соли.(18 часов).

История открытия водорода. Способы его получения и собирания

Свойства водорода. Кислоты: Состав и название кислот. Свойства соляной кислоты.

Соли: состав и название солей.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами химического образования, его содержанием, а также особенностями процесса обучения. Представленные требования по курсу» Введение в химию» предполагают, что ученики должны:

приобрести умения применять знания – теоретические (понятия, законы и теории химии) и фактологические (сведения о неорганических веществах и процессах);

овладеть определенными способами деятельности (составление химических формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);

уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

Требования к выполнению химического эксперимента:

Уметь грамотно проводить химические эксперименты;

Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;

Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Требования к решению расчетных задач:

Грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее решения;

Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности

Перечень практических работ.

1.Правила техники безопасности в кабинете химии.

2.Приемы обращения с нагревательными приборами.

3. Химическая посуда и ее назначение.

4. Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение, растворение, нагревание и выпаривание.

5. Весы и взвешивание. Приемы работы с весами.

Список учебно-методической литературы:

 Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Учебник для учащихся. 8 .- М.: Оникс 21 век, 2003

Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Программа по химии. 8 - 9 кл .- М.: Оникс 21 век, 2003

Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 кл .- М.: Оникс 21 век, 2002

Новошинский И.И., Федосова Л.Ф., Новошинская Н.С. Контрольные работы по химии. 8 кл .- М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 кл : Программа. Тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской "Химия. 8 класс" .- М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества" 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений - Москва "Сиринъ према" 2006.

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебин "Химия. Вводный курс" 7 класс. Учебное пособие - Москва "Дрофа" 2006.

И.В.Аксенова, И.Г.Габриелян, Т.В.Сажнева "Введение в химию вещества" 7 класс. Методическое пособие. Программа курса. Тематическое планирование. Химический эксперимент. Под редакцией О.С.Габриеляна - Москва "Сиринъ према" 2006.


урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты


Оборудование урока




план

факт


Тема№1. Краткая история развития химии как науки.(4часа)






1-2

Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия.

2



Химические реактивы

3-4

Предмет химии. Вещества и их свойства.

2



Хим. посуда и оборудование

Тема№2. Правила и приемы обращения

с лабораторным оборудованием.  (10 часов)






5-6

Пр№1 Правила техники безопасности в кабинете химии.

2



Таблица

7-8

Пр№2 Приемы обращения с нагревательными приборами.

2



Хим. оборудование

9-10

Пр№3 Химическая посуда и ее назначение.

2



Хим. посуда

11-12

Пр№4 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание.

2



Хим. реактивы, посуда и оборуд-е

13-14

Пр№5 Весы и взвешивание . Приемы работы с весами.

2



Весы, хим. вещества

Тема№3. Первоначальные химические понятия (15часов)






15-16

Молекулы и атомы.

2



Модели атомов

17-18

Простые и сложные вещества.

2




19-20

История открытия химических элементов.

2



ПСХЭ

21-22

Знаки химических элементов.

2



ПСХЭ

23-24

Относительные атомные массы элементов.

2



ПСХЭ

25-26

Химические формулы составление химических формул.

2




27-28

Вычисления по химических формулам.

2




29-30

Определение относительной молекулярной  массы

2



ПСХЭ

31-32

Определение массовой доли элемента в сложном веществе.

2




33-34

Валентность. Определение валентности элемента по формуле.

2



ПСХЭ

35-36

Составление формул по валентности.

2




37-38

Упражнения в составлении формул

2




39-40

Химические уравнения.

2




41-42

Типы химических реакции

2



Таблица

43-44

Упражнения в составлении химических уравнений.

2




Тема№4. Кислород. Оксиды.(6 часа)






45-46

История открытия кислорода, изучение его свойств.

2




47-48

Способы получения и собирания  кислорода.

2



Хим. реактивы и оборудование

49-50

Свойства кислорода . Оксиды.

2



Коллекция оксидов

Тема№5. Водород. Кислоты. Соли.

( 18 часов).






51-52

История открытия водорода. Способы его получения и собирания.

2



Хим. реактивы и оборудование

53-54

Свойства водорода.

2




55-56

Кислоты: Состав и название кислот.

2



Таблица

57-58

Свойства соляной кислоты.

2



Хим. реактивы и оборудование

59-60

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислот.

2




61-62

Соли: состав и название солей.

2



Коллекция солей

63-64

Упражнения в составлении названий солей по формулам и составление формул солей по названиям.

2




65-66

Обобщающий урок по теме.

2




67-68

Итоговый урок.

2





Итого

68

ПР 5/5





                            


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по         введению в  химию

Класс :         7

Учитель:    Рогозинникова Жанна Николаевна_

Количество часов:  всего     68     часа;  в неделю      2    часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы


Календарно-тематическое планирование   7 класс

урока

Содержание

(разделы, темы)

Дата




1-2

Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия.


3-4

Предмет химии. Вещества и их свойства.


5-6

Пр№1 Правила техники безопасности в кабинете химии.


7-8

Пр№2 Приемы обращения с нагревательными приборами.


9-10

Пр№3 Химическая посуда и ее назначение.


11-12

Пр№4 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание.


13-14

Пр№5 Весы и взвешивание . Приемы работы с весами.


15-16

Молекулы и атомы.


17-18

Простые и сложные вещества.


19-20

История открытия химических элементов.


21-22

Знаки химических элементов.


23-24

Относительные атомные массы элементов.


25-26

Химические формулы составление химических формул.


27-28

Вычисления по химических формулам.


29-30

Определение относительной молекулярной  массы


31-32

Определение массовой доли элемента в сложном веществе.


33-34

Степень окисления. Определение степени окисления элемента по формуле.


35-36

Составление формул по степени окисления.


37-38

Упражнения в составлении формул


39-40

Химические уравнения.


41-42

Типы химических реакции


43-44

Упражнения в составлении химических уравнений.


45-46

История открытия кислорода, изучение его свойств.


47-48

Способы получения и собирания  кислорода.


49-50

Свойства кислорода . Оксиды.


51-52

История открытия водорода. Способы его получения и собирания.


53-54

Свойства водорода.


55-56

Кислоты: Состав и название кислот.


57-58

Свойства соляной кислоты.


59-60

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислот.


61-62

Соли: состав и название солей.


63-64

Упражнения в составлении названий солей по формулам и составление формул солей по названиям.


65-66

Обобщающий урок по теме.


67-68

Итоговый урок.



Итого 68 ЧАСОВ

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!