РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По введению в химию
Ступень обучения (класс): 6-7 класс
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю) Уровень: базовый
Учитель: Рогозинникова Жанна Николаевна
Программа разработана на основе
Примерной программы под редакцией О.С. Габриеляна
«Химия. Вводный курс. 7 класс» Москва, «Дрофа», 2009
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе Примерной программы О.С. Габриеляна «Введение в химию вещества» 7 класс.
Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.
Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой..
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
- реализовать мероприятия различного уровня, проводимых ежегодно в рамках городской программы «Родники».
Курс химии основной школы предлагается изучать в два этапа: в статике — состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике -- химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.
Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание курса “Введение в химию” ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.
Основные цели пропедевтического курса:
1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи пропедевтического курса:
1.Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.
2.Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.
3. Реализовать мероприятия различного уровня, проводимые в рамках ежегодной городской программы «Родники»
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
| | | Рабочая программа |
1 | Краткая история развития химии как науки | 4 | 2 |
2 | Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 10 | 5 |
3 | Первоначальные химические понятия | 30 | 15 |
4 | Кислород. Оксиды. | 6 | 3 |
5 | Водород. Кислоты. Соли. | 18 | 9 |
| Итого | 68 | 34 |
Содержание учебной программы:
Тема№1 Краткая история развития химии как науки.(4часа)
Введение первые наблюдения древних людей связанные превращением веществ в природе. Алхимия.
Тема№2 Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием.(10 часов)
Приемы обращения с нагревательными приборами. Химическая посуда и ее назначение.
Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. Весы и взвешивание . Приемы работы с весами.
Тема3 Первоначальные химические понятия(30 часов)
Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. История открытия химических элементов. Знаки химических элементов. Относительные атомные массы элементов.
Химические формулы, составление химических формул. Вычисления по химических формулам. Определение относительной молекулярной массы, массовой доли элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности элемента по формуле. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Тема№4 Кислород. Оксиды.(6часа)
История открытия кислорода, изучение его свойств. Способы получения и собирания кислорода. Свойства кислорода. Оксиды
Тема№5 Водород. Кислоты. Соли.(18 часов).
История открытия водорода. Способы его получения и собирания
Свойства водорода. Кислоты: Состав и название кислот. Свойства соляной кислоты.
Соли: состав и название солей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами химического образования, его содержанием, а также особенностями процесса обучения. Представленные требования по курсу» Введение в химию» предполагают, что ученики должны:
приобрести умения применять знания – теоретические (понятия, законы и теории химии) и фактологические (сведения о неорганических веществах и процессах);
овладеть определенными способами деятельности (составление химических формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);
уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Требования к выполнению химического эксперимента:
Уметь грамотно проводить химические эксперименты;
Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;
Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Требования к решению расчетных задач:
Грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее решения;
Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности
Перечень практических работ.
1.Правила техники безопасности в кабинете химии.
2.Приемы обращения с нагревательными приборами.
3. Химическая посуда и ее назначение.
4. Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение, растворение, нагревание и выпаривание.
5. Весы и взвешивание. Приемы работы с весами.
Список учебно-методической литературы:
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Учебник для учащихся. 8 .- М.: Оникс 21 век, 2003
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Программа по химии. 8 - 9 кл .- М.: Оникс 21 век, 2003
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 кл .- М.: Оникс 21 век, 2002
Новошинский И.И., Федосова Л.Ф., Новошинская Н.С. Контрольные работы по химии. 8 кл .- М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 кл : Программа. Тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской "Химия. 8 класс" .- М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества" 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений - Москва "Сиринъ према" 2006.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебин "Химия. Вводный курс" 7 класс. Учебное пособие - Москва "Дрофа" 2006.
И.В.Аксенова, И.Г.Габриелян, Т.В.Сажнева "Введение в химию вещества" 7 класс. Методическое пособие. Программа курса. Тематическое планирование. Химический эксперимент. Под редакцией О.С.Габриеляна - Москва "Сиринъ према" 2006.
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты | | Оборудование урока |
| | | план | факт | |
Тема№1. Краткая история развития химии как науки.(4часа) | | | | | |
1-2 | Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия. | 2 | | | Химические реактивы |
3-4 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | 2 | | | Хим. посуда и оборудование |
Тема№2. Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием. (10 часов) | | | | | |
5-6 | Пр№1 Правила техники безопасности в кабинете химии. | 2 | | | Таблица |
7-8 | Пр№2 Приемы обращения с нагревательными приборами. | 2 | | | Хим. оборудование |
9-10 | Пр№3 Химическая посуда и ее назначение. | 2 | | | Хим. посуда |
11-12 | Пр№4 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. | 2 | | | Хим. реактивы, посуда и оборуд-е |
13-14 | Пр№5 Весы и взвешивание . Приемы работы с весами. | 2 | | | Весы, хим. вещества |
Тема№3. Первоначальные химические понятия (15часов) | | | | | |
15-16 | Молекулы и атомы. | 2 | | | Модели атомов |
17-18 | Простые и сложные вещества. | 2 | | | |
19-20 | История открытия химических элементов. | 2 | | | ПСХЭ |
21-22 | Знаки химических элементов. | 2 | | | ПСХЭ |
23-24 | Относительные атомные массы элементов. | 2 | | | ПСХЭ |
25-26 | Химические формулы составление химических формул. | 2 | | | |
27-28 | Вычисления по химических формулам. | 2 | | | |
29-30 | Определение относительной молекулярной массы | 2 | | | ПСХЭ |
31-32 | Определение массовой доли элемента в сложном веществе. | 2 | | | |
33-34 | Валентность. Определение валентности элемента по формуле. | 2 | | | ПСХЭ |
35-36 | Составление формул по валентности. | 2 | | | |
37-38 | Упражнения в составлении формул | 2 | | | |
39-40 | Химические уравнения. | 2 | | | |
41-42 | Типы химических реакции | 2 | | | Таблица |
43-44 | Упражнения в составлении химических уравнений. | 2 | | | |
Тема№4. Кислород. Оксиды.(6 часа) | | | | | |
45-46 | История открытия кислорода, изучение его свойств. | 2 | | | |
47-48 | Способы получения и собирания кислорода. | 2 | | | Хим. реактивы и оборудование |
49-50 | Свойства кислорода . Оксиды. | 2 | | | Коллекция оксидов |
Тема№5. Водород. Кислоты. Соли. ( 18 часов). | | | | | |
51-52 | История открытия водорода. Способы его получения и собирания. | 2 | | | Хим. реактивы и оборудование |
53-54 | Свойства водорода. | 2 | | | |
55-56 | Кислоты: Состав и название кислот. | 2 | | | Таблица |
57-58 | Свойства соляной кислоты. | 2 | | | Хим. реактивы и оборудование |
59-60 | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислот. | 2 | | | |
61-62 | Соли: состав и название солей. | 2 | | | Коллекция солей |
63-64 | Упражнения в составлении названий солей по формулам и составление формул солей по названиям. | 2 | | | |
65-66 | Обобщающий урок по теме. | 2 | | | |
67-68 | Итоговый урок. | 2 | | | |
| Итого | 68 | ПР 5/5 | | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по введению в химию
Класс : 7
Учитель: Рогозинникова Жанна Николаевна_
Количество часов: всего 68 часа; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Дата |
| | |
1-2 | Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия. | |
3-4 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | |
5-6 | Пр№1 Правила техники безопасности в кабинете химии. | |
7-8 | Пр№2 Приемы обращения с нагревательными приборами. | |
9-10 | Пр№3 Химическая посуда и ее назначение. | |
11-12 | Пр№4 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. | |
13-14 | Пр№5 Весы и взвешивание . Приемы работы с весами. | |
15-16 | Молекулы и атомы. | |
17-18 | Простые и сложные вещества. | |
19-20 | История открытия химических элементов. | |
21-22 | Знаки химических элементов. | |
23-24 | Относительные атомные массы элементов. | |
25-26 | Химические формулы составление химических формул. | |
27-28 | Вычисления по химических формулам. | |
29-30 | Определение относительной молекулярной массы | |
31-32 | Определение массовой доли элемента в сложном веществе. | |
33-34 | Степень окисления. Определение степени окисления элемента по формуле. | |
35-36 | Составление формул по степени окисления. | |
37-38 | Упражнения в составлении формул | |
39-40 | Химические уравнения. | |
41-42 | Типы химических реакции | |
43-44 | Упражнения в составлении химических уравнений. | |
45-46 | История открытия кислорода, изучение его свойств. | |
47-48 | Способы получения и собирания кислорода. | |
49-50 | Свойства кислорода . Оксиды. | |
51-52 | История открытия водорода. Способы его получения и собирания. | |
53-54 | Свойства водорода. | |
55-56 | Кислоты: Состав и название кислот. | |
57-58 | Свойства соляной кислоты. | |
59-60 | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислот. | |
61-62 | Соли: состав и название солей. | |
63-64 | Упражнения в составлении названий солей по формулам и составление формул солей по названиям. | |
65-66 | Обобщающий урок по теме. | |
67-68 | Итоговый урок. | |
| Итого 68 ЧАСОВ | 34 |