СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в мир профессий, включая профессии будущего

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления "Введение в мир профессии, включая профессии будущего" составлен Тарасовой Татьяной Алексеевной учителем технологии МБОУ "СОШ №4" г.Скопина Рязанской области   для обсуждения темы на заседании ГМО учителей технологии 9.04.19г. Содержание основано на опыте работы по профессиональному самоопределению на уроках технологии в 5-8 классах за последние годы.

Просмотр содержимого документа
«Введение в мир профессий, включая профессии будущего»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –

городской округ город Скопин Рязанской области


391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31

e-mail: [email protected]














Выступление


Тема:

Введение в мир профессий, включая профессии будущего



Подготовила:

Учитель технологии МБОУ «СОШ №4» г. Скопин

Тарасова Татьяна Алексеевна


Заседание ГМО учителей технологии 9.04.19г












2018- 2019учебный год


На основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 года разработана КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

В задачи освоения предметной области «Технология» входит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию выберешь, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и, конечно, материальное благополучие.

Профессия - от латинского слова profession– «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками.

В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно. Начать путь в многообразный мир профессий на уроках технологии помогает учебник «Технологии ведения дома», в котором под знаком «Знакомимся с профессиями» дается описание профессий некоторых производств.

В 5-7 классах при изучении блока «Кулинария» девочки знакомятся с профессиями повар, мастер производства молочной продукции, кондитер, кондитер сахаристых изделий, при изучении блока «Создание изделий из текстильных материалов» – оператор прядильного производства, оператор на производстве химических волокон, ткач, закройщик, портной, художник по костюму, технолог-конструктор швейного производства, специалист по направлению «Искусство костюма и текстиля», при изучении блока «Интерьер жилого дома» - фитодизайнер, при изучении блока «Художественные ремесла» - художник в области декоративно-прикладного искусства, художник росписи по тканям, вышивальщица. Информация о профессиях минимальная. Расширить представление о профессии можно вопросом: «А что вы знаете об этой профессии?» В зависимости от информированности, может получиться содержательная беседа. Если кто-то захочет узнать о профессии больше и сделать сообщение, Интернет придет на помощь.

Черпать знания о профессиональной деятельности можно из книг, из рассказов друзей и взрослых, можно создать для себя образ своей будущей профессии. Профессия нравится. Но подходит она тебе или нет? Ответ может дать реальное участие в работе по избранной профессии или близкой к ней. Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессионально пробы ученицы получает опыт работы, задумываются, соответствует ли вид работы их способностям и умениям. Чем больше профессиональных проб пройдут ученицы, тем выше вероятность того, что они остановят свой выбор на профессии, которая им подходит.

В работе на уроках технологии, начиная с 5 класса, я провожу профессиональные пробы при выполнении практических работ. Ученицы «примеряют» к себе виды трудовой деятельности дизайнера, повара, кондитера, официанта, закройщика, приемщика, модельера, швеи, художника оформителя, вязальщицы, вышивальщицы.

При работе по теме «Снятие мерок для построения чертежа» в 5-7 классах ученицам нравится игра «Ателье», где происходит социализация, но помимо заказчика девочки осваиваю роль приемщика и закройщика.

В 8 классе в программу по технологии ввела изучение блока «Современное производство и профессиональное самоопределение». С целью ознакомления с миром профессий изучаются темы «Профессиональное образование», «Классификация профессий», «Профессиограмма и психограмма профессии».

При изучении темы «Профессиональное образование» говорим о том, что начало профессионального пути – обучение. Система профессиональной подготовки кадров имеет три уровня подготовки: начальный, средний, высший. Профессиональные лицеи, учебно-курсовые комбинаты, техникумы, колледжи, училища, государственные и негосударственные (коммерческие) вузы готовят специалистов разного уровня с разными сроками обучения. Задумываются ли ученицы, что скоро предстоит выбор учебного заведения с выбором будущей профессии? При опросе выясняешь, что не задумываются, считают, что это еще не скоро. Поэтому работа по блоку имеет подготовительный характер, призывает учениц задуматься уже сейчас о своем профессиональном пути. Первое задание – подготовить сообщение об учебных заведениях нашего региона, показывает расположенность учениц к выбранным учебным заведениям, а соответственно и к профессиям.

При изучении темы «Классификация профессий» дается понятие профессия, как род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Для обдумывания профессионального выбора разбирается классификация предложенная академиком Е.А.Климовым. Основными признаками этой классификации являются предмет труда (типы профессий), цель труда (классы профессий), орудия труда (отделы профессий), условия труда (группы профессий).

Среди пяти типов профессий «Человек - природа», «Человек - техника», «Человек - человек», «Человек - знаковая система», «Человек – художественный образ» ученицы легко находят тип, к которому принадлежит выбранная ими профессия.

Человек-человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

Человек-техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

Человек-знаковая система. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

Человек - художественный образДля таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

Человек-природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

По целям труда профессии делятся на гностические (познавательные), изыскательские, преобразующие. При определении, куда же отнести свою профессия, ученицы самостоятельно ищут ответ в тексте учебника, используя аналогию.

По орудиям труда профессии подразделяются на ручной, механизированный, автоматизированный труд и профессии с функциональными орудиями труда.

Ученицы задумываются, какие орудия труда используют люди работающие по профессии, которую выбрали ученицы.

По условиям труда люди работают на открытом воздухе, в бытовом микроклимате, в необычных условиях, в условиях повышенной моральной ответственности. Задаю вопрос: «Какие условия труда вам привлекательны?» Ученицы охотно вступают в диалог. Следующий вопрос: «А работа по выбранной профессии предусматривает благоприятные для вас условия труда?» Ответы бывают и да, и нет. Получается несоответствие. Чтобы получить целостное представление об особенностях данного вида труда, ученики составляют профессиограммы выбранной по своему усмотрению профессии по предложенной схеме. Предварительно знакомятся с новыми понятиями.

Профессиограмма – информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащий для ознакомления с избираемой профессией. Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.

Схема профессиограммы

  1. Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

  2. Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

  3. Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

  4. Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

  5. Необходимые общие и специальные знания и умения;

  6. Требования, предъявляемые профессией к человеку (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;

  7. Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

  8. Условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.), экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

  9. Сведения о возможности получения профессии (образовательные организации, источники информации о профессиях).

Над профессиограммой работаем три занятия, прорабатывая по три пункта. Учебник дает образец профессиограммы оператор ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина – компьютер). Информацию о выбранной профессии ученицы ищут в Интернете.


Современное производство и профессиональное самоопределение 8 класс

Урок:

Тема: Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с понятием самосознание.

  2. Ввести понятия: самооценка.

  3. Ознакомить учащихся со способом определения уровня своей самооценки.

  4. Провести лабораторно-практическую работу «Определение уровня своей самооценки».

Оснащение урока:

  1. Учебник В.Д. Симоненко ФГОС Алгоритм успеха Технология 8 класс Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2014 §19

  2. Дневник, пенал, рабочая тетрадь

  3. Компьютер

План урока 19:

  1. Организация урока

Наличие учениц

Готовность к уроку:

учебник В.Д. Симоненко ФГОС Алгоритм успеха Технология 8 класс Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2014, дневник, пенал, рабочая тетрадь

Организация рабочего места

  1. Повторение.

  • Какую тему изучали на последних уроках?

  • Что такое профессиограмма?

  • Какие пункты профессиограммы проработаны к уроку?

  • Какие пункты профессиограммы осталось проработать?

  • Профессиограммы каких профессий составляли?

  • Какие трудности возникали при выполнении работы?

  • Где искали материал для составления профессиограмм?

  • Какое домашнее задание выполняли к уроку?

Д/з: Составить профессиограмму

  1. Сообщение нового материала

Тема: Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

Запись в тетрадь

Целеполагание

Самосознание.

  • Работа по учебнику

  • Самостоятельное чтение §19 стр.108

Закрепление.

Вопросы:

Что понимается под самосознанием?

Дается ли самосознание от рождения?

  • Комментарии учителя

Новые понятия: самосознание.

Запись в тетрадь:

Самосознание – процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.

Самооценка.

  • Работа по учебнику

  • Чтение по цепочке §19стр.108-109

  • Комментарии учителя

Новые понятия: самооценка

Запись в тетрадь

Самооценка – это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания.

Закрепление.

Вопросы:

Какие черты наблюдаются в поведении человека с заниженной самооценкой? С завышенной?

Какова роль самооценки в выборе профессии?

Способ определения уровня своей самооценки.

  1. Лабораторно-практическая работа:

Тема: «Определение уровня своей самооценки».

  • Работа по учебнику

  • Чтение §19 стр.114-115

  • Комментарии учителя

Определить характер самооценки.

Сделать вывод.

Вывод: Формирование самосознания важно для определения самооценки.

Закрепление.

Вопросы:

Согласны вы с выводом?

На уроке достигнуты поставленные цели: узнали узнали о самосознании и самооценке, определили уровень своей самооценки.

Оценки за работу на уроке.

  1. Задание на дом: §19, составить профессиограмму.

  2. Физкультурная пауза через 20 минут урока.

  3. Итоги урока.

Результаты урока. Достижение цели.

Оценка работ учениц. Выставление оценок в дневники.

Заполнение электронного журнала.


На уроке «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение»


Ученицы знакомятся с понятиями «самосознание» и «самооценка», выполняют лабораторно-практическую работу по теме «Определение уровня своей самооценки».

Определение уровня самооценки

Задание:

  1. На листе бумаги выписать в два столбца перечисленные черты характера, распределив их под заголовками «Мой идеал» и «Мой антиидеал».

Мой идеал

Мой антиидеал



Черты характера:

  1. Аккуратность

  2. Вспыльчивость

  3. Грубость

  4. Заботливость

  5. Злопамятство

  6. Капризность

  7. Мечтательность

  8. Настойчивость

  9. Нервозность

  10. Обаяние

  11. Отзывчивость

  12. Подозрительность

  13. Презрительность

  14. Рассудительность

  15. Сдержанность

  16. Терпеливость

  17. Упорство

  18. Беспечность

  19. Восприимчивость

  20. Жизнерадостность

  21. Завистливость

  22. Искренность

  23. Легковерие

  24. Мнительность

  25. Нежность

  26. Нерешительность

  27. Обидчивость

  28. Педантичность

  29. Принципиальность

  30. Радушие

  31. Решительность

  32. Сострадание

  33. Трусость

  34. Уступчивость

  35. Вдумчивость

  36. Гордость

  37. Застенчивость

  38. Изысканность

  39. Медлительность

  40. Мстительность

  41. Непринужденность

  42. Несдержанность

  43. Осторожность

  44. Подвижность

  45. Поэтичность

  46. Развязность

  47. Самозабвение

  48. Стыдливость

  49. Увлеченность

  50. Холодность

  51. Энтузиазм


Задание:

  1. Отметить знаком «+» те черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам. После этого количество знаков «+» разделить на количество записанных слов в каждом столбце и вычислить коэффициент самооценки.

Задание:

  1. По таблице определить характер своей самооценки

Характер самооценки

Мой идеал

Мой антиидеал

Коэффициент

Самооценка

Коэффициент

Самооценка

0,0 – 0,3

Заниженная

0,0 – 0,3

Завышенная

0,4 – 0,6

Нормальная

0,4 – 0,6

Нормальная

0,7 – 1,0

Завышенная

0,7 – 1,0

Заниженная


Задание:

  1. Сравнить результаты определения самооценки с оценкой знающих вас людей, определите особенности своего характера.

  2. Сделать вывод.

  3. Согласны вы с выводом?

Вывод: Формирование самосознания важно для определения самооценки.

По теме «Профессиональные интересы, склонности и способности» ученицы осваивают новые знания, выполняют лабораторно-практическую работу «Определение своих склонностей». Учебник предлагает дифференциально-диагностический опросник (ДДО) на два варианта с 20 вопросами. Для подведения итогов дается лист ответов с пятью колонками, соответствующие типам профессий. Ученицы с интересом определяют, к какому типу профессий у них склонности и делают вывод, соответствуют ли их склонности выбранной профессии. Ответы бывают и да, и нет. Ученицы задумываются.

При выполнении теста «Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС) выявляются потенциальные возможности личности в развитии ее коммуникативных и организаторских способностей.

Мотивы выбора профессии.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

- выбранная профессия будет для него интересна;

- выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

- можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

С целью определения в профессии «МОГУ» изучаются темы «Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении», «Психические процессы, важные для профессионального самоопределения». Изучая предложенные темы, ученицы знакомятся с понятием темперамент – эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира, четырьмя типами темперамента, обозначенных еще Гиппократом, характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его действиях, поведении.

В чистом виде типы темперамента не встречаются. По описанию типа холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ученицы ищут преобладание черт, присущих им, рассуждают, подходит ли этот тип для выбранной профессии.

Для профессионального самоопределения важны психические процессы, как основа всей жизнедеятельности человека, такие как ощущение, восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление.

В таблице «Характеристика ощущений» из предложенных видов ощущений (зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные, статические, кинетические, органические) ученицы выделяют те ощущения которые наиболее важны в профессии.

По таблице «Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности» ученицы прорабатывают каждый вид памяти (произвольная, непроизвольная, кратковременная, оперативная, долговременная, тактильная – осязательная, слуховая, зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная) относительно своей профессии.

Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Мотивационная сфера во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности. Мотивы могут быть социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные, связанные с содержанием труда. Выбор профессии будет мотивирован, если человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

С целью выявления мотивов своего профессионального выбора ученицы выполняют лабораторно-практическую работу «Анализ мотивов своего профессионального выбора». Отвечая на 24 вопроса анкеты и заполняя лист ответов, ученицы получают результат – мотив выбора профессии. Предусмотрены три варианта мотивов:

  1. Преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

  2. Больше привлекает материальное благополучие, желание заоработать.

  3. Стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Важную роль в профессиональном самоопределении играет составление личного профессионального плана:

  1. Главная цель.

Чем буду заниматься; какой трудовой вклад внесу в общее дело; кем буду; каким буду; где буду; чего достигну; на кого буду равняться.

  1. Ближайшие задачи и отдаленные перспективы.

Первая область деятельности: специальность, работа, трудовая проба сил; чему и где учиться; перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

  1. Пути и средства достижения цели.

Изучение справочного материала; беседы со специалистами, самообразование; поступление в определенное учебное заведение (колледж, вуз, курсы).

  1. Внешние сопротивления на пути достижения цели.

Трудности, возможные препятствия; возможные противодействия тех или иных людей.

  1. Внутренние условия достижения цели.

Свои возможности: состояние здоровья; способности к обучению; настойчивость; терпение; склонность к практической и теоретической работе; другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности; работа по самовоспитанию.

  1. Запасные варианты и пути их достижения.

Пример: «Если не пройду по конкурсу в техникум, попробую поступить в училище на схожую специальность».

Составляя профессиональный план, ученицы исследуют профессиональные перспективы, изучают себя.

По статистике на вопрос: «Кем ты хочешь стать по профессии?» -

самые распространенные ответы:

Менеджер, экономист, бизнесмен – 16,6%;

Инженер, IT-специалист – 15,2%.

Юрист – 6,9%;

Дизайнер – 4,2%;

Вывод: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Формы работы по введению в мир профессий очень разные.

27 февраля в рамках реализации школьного проекта "ПРОФСтарт" и городского семинара заместителей директора по учебно-воспитательной работе в нашей школе прошло профориентационное мероприятие "Выбор профессии - выбор будущего". Ученицы 6б класса приняли активное участие в мероприятии и получили задание: написать отчет об участии.

Отчет об участии в мероприятии «Выбор профессии – выбор будущего»

Работу выполнила ученица 6 «б» класса Козлова Юлия

27 февраля в рамках реализации школьного проекта "ПРОФСтарт" и городского семинара заместителей директора по учебно-воспитательной работе в нашей школе прошло профориентационное мероприятие "Выбор профессии - выбор будущего". Я принимала активное участие в этом мероприятии и хотела бы рассказать о полученных впечатлениях.

Участие в викторине принимали ученики 5-6 классов и многие родители: Козлов В.Е., Егорова С.А., Маркина Л.В., Галкина В.Н., Устинова М.А., Гукова Е.В., Антипова С.А., Романова О.М.. Каждый из приглашённых рассказал нам о плюсах и минусах его профессии. Директор по персоналу Скопинского автоагрегатного завода Козлов В.Е. рассказал об этом крупнейшем предприятии, о специалистах, которые требуются заводу, а так же о том как не ошибиться в выборе профессии. Владимир Евгеньевич заметил, что в современном ритме жизни подростку сложно определится с выбором, т.к в мире каждый день появляются новые технологии и требуются различные специалисты. Мы узнали о востребованных профессиях в Рязанской области, познакомились с новыми профессиями: титестер и IT-специалист.


Совместно с родителями нам было предложено изучить и распределить их на пять групп: человек-человек, человек - знаковая система, человек-природа, человек - художественный образ, человек-техника. Моей команде было предложено отгадать профессию музыканта. Мы без труда справились с этим заданием и отнесли это профессию к группе «человек – художественный образ».

Во время музыкальной паузы наше мероприятие посетил Незнайка и два строителя. Они исполнили зажигательный танец под весёлую музыку. Их выступление сопровождалось громкими аплодисментами.


В завершение мероприятия все ребята написали на самолетиках профессии, которым отдают предпочтения на сегодняшний день.



Выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Востребованность профессий и профессии будущего

ТОП-20 новых и перспективных

Пока мы осваиваем профессии юристов, экономистов, слесарей и поваров Илон Маск грезит о полете на марс, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а Великобритания инвестирует миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Будьте готовы к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. Давайте поговорим про профессии будущего – новые и перспективные. Потому что задуматься о них стоит уже сейчас.

В каких сферах роботы не заменят человека

Робототехника развивается быстрее, чем полагали эксперты. В Японии машины уже не только выполняют рядовые операции на заводах, готовят и проводят домашнюю уборку – они отлично танцуют, играют в шахматы, а главное обучаются. Именно обучаемый искусственный интеллект становится главным конкурентом человека в борьбе за рабочее место. Зачем работодателю нанимать на работу оператора ЧПУ, если машине не нужно платить зарплату и нет никакой необходимости контролировать ее – роботы едва ли будут пытаться что-то украсть, едва ли будут халатными.

В рамках лекции о человеческом капитале после 4-й индустриальной революции Кристофер Писсаридес (лауреат Нобелевской премии по экономике) обозначил лишь 6 отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека. По крайней мере, в ближайшие 20-30 лет. Это:

  1. Медицина.

  2. Образование.

  3. Недвижимость.

  4. Домохозяйство.

  5. Гостеприимство.

  6. Персональные услуги.

С медициной, образованием и недвижимостью все понятно. Под домохозяйством понимаются не только бытовые хлопоты, но и планирование семейного бюджета, принятие решений при создании комфорта квартиры или дома, подбор оптимального места жительства и так далее. Под гостеприимством понимают гостиничный, ресторанный и туристический менеджмент, а также индустрию развлечений.

В число персональных входят, например, услуги психолога, няни, сиделки и других специалистов, которых роботы не могут заменить по практическим и этическим причинам. Сюда же можно отнести несколько сфер, которые отчасти тоже являются профессиями. Яркий пример – духовенство. Сложно представить робота в лице служителя церкви, разве что это будет отдельный новый культ, новая религия.

Также это сфера искусства – предположительно ценность человеческого труда здесь не пропадет и, напротив, продолжит расти.

Новые профессии

Еще 5-10 лет назад HR-менеджеры и представить себе не могли, что будут «охотиться» за ИТ-медиками, биоэтиками и игропрактиками. Рынок труда постоянно меняется. Совсем скоро роботы заменят человека практически во всех популярных видах деятельности. И если вы не хотите связывать жизнь с робототехникой, то какую специальность выбрать, чтобы быть «в тренде»? Ведь менять профессию после 3-4 лет успешного построения карьеры едва ли захочется. Мы проанализировали прогнозы экспертов и изучили рынок труда. По итогам отобрали новые современные профессии 21 века, которые не утратят актуальности минимум до 2030-го года.

Как обстоит ситуация на рынке труда

Сегодня в России очевиден переизбыток специалистов гуманитарного профиля: слишком много юристов, психологов, лингвистов и экономистов. Одновременно с этим наблюдается нехватка инженеров, специалистов в области аграрных технологий и медицины.

Статистика неутешительна: более 80% молодых специалистов, получивших гуманитарное образование, не могут устроиться по специальности.

Наиболее нуждающимися в кадрах сферами являются:

  • IT;

  • медицина;

  • тяжелая промышленность;

  • добывающая отрасль;

  • коммерческая деятельность.

Недостаток в новых кадрах испытывают государственные учреждения, сферы образования и социальных услуг. Наблюдается и управленческий кризис – многие крупные корпорации даже объявляют конкурсы на решение актуальных бизнес-задач, готовясь принять на посты руководителей едва ли не «человека с улицы».

Какие новые профессии появились в России

Российский рынок труда стремительно меняется. Эксперты в один голос твердят: в стране не хватает квалифицированных программистов, управленцев, инженеров и агрономов. Одновременно с этим наблюдается переизбыток юристов, психологов, дизайнеров и юристов.

К числу наиболее перспективных отраслей аналитики относят следующие сферы:

  • IT;

  • медицина;

  • инженерия;

  • добывающая промышленность;

  • робототехника.

Не отстает и маркетинг, который в совокупности с рекламой и PR предлагает молодым специалистам тысячи вакансий со средними зарплатами в 50-55 тыс. рублей.

Что касается новшеств, то в России появились новые современные профессии, о которых еще 10 лет назад большинство обывателей даже не слышали. Робототехник, scrum-менеджер, биоэтик, космогеолог, игропрактик, цифровой лингвист, SEO-специалист.

Современные профессии: ТОП-10 самых востребованных Программист

Доминирующая профессия – программная инженерия. Однако важно понимать, что она имеет массу специальностей по направлению работы (фронт-энд, бэк-энд, мобильная разработка) и владению языками программирования. Привести их рейтинг довольно сложно ввиду постоянного ранжирования, изменения зарплат и изменения степени актуальности отраслей. Однако программисты входят в ТОП-10 обладателей самых высоких зарплат в России.

Средняя зарплата: 70 тыс. рублей.

Где учиться: Московский физико-технический институт, МИФИ, МИСиС.

Маркетолог

Специальность становится все более востребованной даже в регионах России. Наблюдается острый дефицит профессионалов не только в «традиционной» отрасли, но и в сфере интернет-маркетинга. Выпускников ВУЗов, готовых наладить систему маркетинга в компании и обеспечить ее конкурентоспособность ждут с распростертыми объятиями. При этом важно владеть современными инструментами, английским языком, иметь высшее профессиональное или смежное образование.

Средняя зарплата: 54 тыс. рублей.

Где учиться: Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, РГПУ, МГУ им. Ломоносова, СПбГУ.

Специалист в области кибербезопасности

Новая современная профессия, которая уже стала предельно востребованной. В ВУЗах чаще всего обучают «специалистов в области информационной безопасности», однако открыты наборы и на прямую специализацию «кибербезопасность». Вакансии есть во всех без исключения банках и компаниях, ведущих какую-либо деятельность в Интернете. Специалисты также востребованы в государственных структурах – не только в ФСБ и органах полиции, но и в других организациях, развивающих платформы для дистанционного информирования и оказания услуг населению.

Средняя зарплата: 77 тыс. рублей.

Где учиться: МИФИ, МИРЭА, Санкт-Петербургский политехнический университет.

Дизайнер интерфейсов

Выше мы говорили о том, что в России наблюдается переизбыток дизайнеров. Это не относится к веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов и виртуальной среды. В этих сферах наблюдается дефицит квалифицированных специалистов. Стремительное развитие технологий заставляет дизайнеров виртуальной среды постоянно совершенствоваться, изучать новые инструменты, отвечать требованиям меняющихся сфер. Это возможно только при постоянной работе и регулярном повышении квалификации.

Средняя зарплата: 64 тыс. рублей.

Где учиться: МИРЭА, СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

IT-медик

Важная современная профессия, которая уже получила достаточное распространение. Возможность оказания медицинских консультационных услуг через Интернет давно обсуждается на государственном уровне. Работающие в данной сфере специалисты проходят обязательную подготовку и многоэтапное лицензирование. Учиться пока рекомендуется в обычных медицинских ВУЗах, на «традиционных» факультетах. Однако дополнительно стоит изучать интернет-технологии и делать акцент на методы дистанционного оказания услуг.

Средняя зарплата: 50 тыс. рублей.

Где учиться: Государственный медицинский университет им. Сеченова, Национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова, СПбГУ.

SEO-специалист

Специалист по продвижению в поисковых системах. Раньше получить эту профессию можно было только путем самостоятельного изучения технологий и алгоритмов. Соответствующих специальностей в университетах попросту не было. Многие гуру SEO учились на собственных ошибках, постигали искусство продвижения, разрабатывая собственные стратегии. Сегодня помимо онлайн-курсов появляются профильные образовательные программы в средних специальных и высших учебных заведениях.

Средняя зарплата: 52 тыс. рублей.

Где учиться: МИРБИС, Институт развития бизнеса и права, Международная высшая школа бренд-менеджмента IHSBM.

Биоинженер

В задачи этого специалиста входит изменение свойств и характеристик живых форм с помощью технологических, физических и инженерных инструментов. Биоинженеры востребованы в аграрной и животноводческой сферах. Их также ждут в промышленности и производстве, в научно-исследовательских институтах. В будущем актуальность этой профессии будет только расти, считают эксперты. Причем не только в России, но и во всем мире.

Средняя зарплата: 60 тыс. рублей.

Где учиться: МГУ им. Ломоносова, МСХА, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина.

Менеджер

Мы уже говорили о том, что в России наблюдается острый дефицит грамотных и талантливых управленцев. Однако недостатка людей с соответствующей специальностью в дипломе переизбыток. Компании и государственные структуры нуждаются в менеджерах высокой квалификации, готовых управлять и справляться с кризисными задачами. Именно такие специалисты быстро строят успешную карьеру, получают гарантированное трудоустройство и максимальные зарплаты.

Средняя зарплата: 59 тыс. рублей.

Где учиться: РЭУ им. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ, МАИ.

Косметолог

Тренд на «вечную молодость» становится все более актуальным. Потребность в коррекции морщин, контуров лица и тела уже не прихоть, а необходимость. Именно поэтому в России за последний год открылось свыше 100 косметологических центров. В будущем тенденция только усилится и потребность в косметологах высокой квалификации станет особенно острой. Потому эту профессию стоит целенаправленно получить уже сейчас.

Средняя зарплата: 50 тыс. рублей.

Где учиться: Московский образовательный комплекс «Запад», Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства, Московский областной медицинский колледж № 4.

Оператор дрона (БПЛА)

Оператор беспилотного летательного аппарата – современная и уже предельно востребованная профессия. Дроны используются не только в военной отрасли: их применяют в промышленности, в добывающей сфере и даже для частных съемок с высоты птичьего полета. Стать оператором БПЛА не так просто, как может показаться – необходимо пройти специальные курсы. При этом стоит учитывать сферу, в которой вы планируете работать. Если вы хотите создать бизнес по частной фото- и видеосъемке с высоты, то имеет смысл дополнительно овладеть и профессией фотографа (либо видео-оператора).

Средняя зарплата: 47 тыс. рублей.

Где учиться: Учебный центр ZALA AERO.

Резюме

Эксперты рекомендуют выбирать не только современные, но и одновременно важные профессии. Вы сможете без труда найти высокооплачиваемую работу при условии, что специальность будет актуальной в вашем регионе, а вы будете обладать достаточной квалификацией. В современных профессиях на первый план выходит качество образования и практические навыки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др. Технология 8 класс. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф» 2014, ФГОС Алгоритм успеха

  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru

  3. 10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурсURL : www.gorbibl.nnov.ru








11