Министерство образования и науки Удмуртской Республики
автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики
«Ижевский политехнический колледж»
(АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж»)
Доклад
По дисциплине «МДК.01.03 Начально-профессиональная подготовка и введение в специальность»
Выполнила студентка
1 курса, ПД-201з
Шифр 20-93
Кузнецова Д.К.
Проверил преподаватель:
Шампаров А.В.
Дата__________________
Оценка________________
Подпись_______________
Ижевск
2021
Наблюдение оперативно- розыскной деятельности.
Наблюдение — это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение оперативно-розыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственного или опосредованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слухового контроля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места его проведения при условии законного нахождения наблюдающих в указанном месте.
Наблюдение — древнейшее средство разведки, КРД и ОРД. Н.И. Якимов писал, что наблюдение за преступником есть главнейший и труднейший способ уголовной тактики, целиком основанный на изучении психики преступника и особенностей той преступной профессии, к которой принадлежит преследуемый преступник.
Виды наблюдений:
• Общее наблюдение устанавливается в общественных местах за профессиональными преступниками с целью их изъятия и обезвреживания.
• Специальное наблюдение устанавливается за каким-либо лицом или для выяснения каких-либо обстоятельств.
• Обыкновенное наблюдение осуществляется без изменения своей внешности наблюдателем.
• Особое наблюдение предполагает принятие наблюдателем на себя какой-либо роли, использование грима и другого костюма.
Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки в целях получения информации о признаках преступной деятельности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного и другой информации, необходимой для решения задач оперативно – розыскной деятельности.
Объектами наблюдения являются люди, их внешние признаки, как статические так и динамические, внешние проявления их эмоционального состояния, характера, темперамента, навыков и др.; их действия, в том числе образующие признаки и способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений; их транспорт и места проживания, время препровождения. Объектами наблюдения могут быть явления и события, в том числе экспериментально вызываемые, их результаты, процесс следообразования. Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение проводится при помощи лиц, оказывающих содействие ОРО, а также сотрудниками специальных подразделений, специализирующихся на проведении рассматриваемого ОРМ. В процессе визуального наблюдения может применяться кино-, фото-, видеоаппаратура, а также средства аудиозаписи, аппаратные средства слухового контроля разговоров наблюдаемых.
Осуществление простого наблюдения не требует санкции руководителя ОРО, и проводится по решению оперативника. Наблюдение, влекущее ограничение конституционных прав граждан, допускается исключительно на основании судебного решения и при наличии специальной информации, предусмотренной ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, а также финансовых затрат, наблюдение осуществляется на основании рапорта сотрудника ОРО, утверждаемого руководителем ОРО.
Наблюдение как оперативно – розыскного мероприятия может осуществляться под прикрытием наблюдения как формы таможенного контроля. В соответствии со ст. 370 ТК таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредственное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Наблюдение как форма оперативно – розыскного мероприятия может совмещаться и с такими формами таможенного контроля, как таможенный осмотр (ст. 371 ТК), досмотр (ст. 372 ТК) товаров и транспортных средств и личный досмотр (ст. 373 ТК). Причем таможенный досмотр может проводиться таможенными органами в отсутствии декларанта, в том числе при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства.
Наблюдение как оперативно – розыскного мероприятия может осуществляться как внутри РФ, так и за пределами Государственной границы РФ. Наблюдение как оперативно – розыскного мероприятия на территории СНГ регламентировано Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно – розыскной деятельности, заключенным Советом Министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г. Кроме того, поскольку РФ сотрудничает в правоохранительной сфере с Европейским Союзом (ЕС), то следует учитывать соглашения, подписанные в рамках ЕС. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. сотрудникам национальной полиции фактически разрешено осуществлять наблюдение как вид операвтино – розыскного мероприятия в пределах не только своей, но и других стран ЕС. Трансграничное полицейское наблюдение должно закончиться в течение 5 часов с момента пересечения границы другого государства — члена ЕС или раньше, по требованию компетентных органов последнего.
На основании ст. 41 Шенгенской конвенции полицейские, которые в своей стране осуществляют преследование лица, застигнутого на месте преступления, уполномочены при необходимости продолжать преследование и на территории других стран ЕС. Если преследование увенчалось успехом, то им разрешается произвести задержание лица как минимум до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции. Результаты наблюдения фиксируются в оперативно-розыскных документах, а также с помощью кино, фото-, видео-, аудио- записи наблюдавшихся объектов. В итоговом оперативно-служебном документе отражаются (в хронологическом порядке) развитие наблюдаемого события, контакты наблюдаемого лица с другими лицами и иные обстоятельства. Решение проблемы использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно непосредственно оперативником или конфидентом.
Оперативник нередко лично наблюдает действия, относящиеся к обстоятельствам, имеющим значение для уголовного дела. Возможен его допрос в качестве свидетеля. В силу ст. 56 УПК в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. Но ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 12) устанавливает, что предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.