Актуализация и пробное учебное действие | Устно: 1. Прочитайте, используя слово «отношение»: 85:3; ; ; 9:92. 2. Найдите отношение: ; ; ; . А теперь давайте узнаем, как называются тема урока. На доске под буквами представлены числовые значения, вам нужно, решая примеры, вычеркивать буквы с полученными значения. Оставшиеся буквы и будут составлять название темы урока. А | П | Р | К | О | С | П | Я | О | В | Н | Р | Ц | Ю | И | Е | И | | | 0 | | | | 36 | | | | | 15 | | | | | 85 | Примеры: | | | | | | | | | | Устно выполняют задания. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Решая примеры, выводят тему урока. | Личностные: формирование основ саморазвития. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение строить высказывания. |
Постановка темы и цели урока | Помогает в постановке темы и цели урока. Корректирует и объявляет тему и цели урока. Запишите число, классная работа, тема урока «Пропорции». Цели урока: 1) узнать, что такое пропорция, свойство пропорции; 2) научиться использовать свойства пропорции для решения уравнений и задач | Формулируют тему и цели урока. | Познавательные: устанавливать закономерности, строить рассуждения, выдвигать гипотезы и обосновывать их, самостоятельно формулировать тему и цели урока. Регулятивные: определять и формулировать тему и цели урока, планировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свои предположения, сотрудничать, вступать в дискуссии, доказывать свое мнение. |
Открытие нового знания | Рассмотрим такое равенство. 4:12 = 1:3 – Верно ли оно? (да.) – Как называется такая запись (сокращение дроби). – Как называют левую, правую часть? (отношение). Что такое отношение? Как читается отношение? Оказывается, такое равенство называют пропорцией. Равенство двух отношений называют пропорцией. Записываем определение в тетрадь для правил. a:b = c:d Чтение: “отношение a к b равно отношению c к d”, или “a относится к b, как c относится к d”. a, d – крайние члены, b, c – средние члены. А теперь посмотрим такие пропорции: 18:3 = 30:5 и 5:15 = 4:12 Ребята, назовите мне крайние члены данных пропорций? Средние члены пропорции? Произведение крайних членов? Произведение средних членов? Что мы заметили, выполнив умножение крайних и средних членов пропорции? Правильно. В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних. Это основное свойство пропорции. | Слушает и записывает в тетрадь для правил основные определения и свойства. Отвечает на вопросы учителя. Задает вопросы. (18 и 5, 5 и 12) (30 и 3,15 и 4) (18*5=90, 5*12=60) (30*3 = 90, 15*4=60) (Они равны.) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. |
Первичное закрепление с проговариванием по внешней речи | Устно: 1. Какие из равенств, записанных на доске, являются пропорциями? Назовите крайние и средние члены этих пропорций. а) б) в) 2. Прочитайте пропорцию и назовите ее крайние и средние члены: 1) 2) 3) = 4) = 5) 6) = - Выполним задания у доски и в тетрадях с комментарием. 3. Работа с учебником № 603 Прочитайте условие задания. Расскажите что необходимо сделать по условию задания. Запишите пропорции. 4. Работа с учебником № 604 Прочитайте условие задания. Расскажите что необходимо сделать по условию задания. Вычислите данные отношения и установите являются ли они пропорциями. 5. Составьте, если можно, пропорции из следующих отношений: 1) 2) 3) 6. Проверьте двумя способами, верно ли равенство: 1) = ; 2) 3) | Выполняют задания с места. Выполняют задания у доски с комментированием. Работа с учебником. Ученики с начала обсуждают ход и путь решения задачи, а потом один выходит и комментирует решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму. 1. а) – крайние члены 2,5 и 9, средние 0,5 и 45; 2. читают пропорции Крайние и средние члены: 1) 5 и 12, 3 и 20; 2) 13 и 12, 4 и 39; 3) 18 и 56, 63 и 16; 4) 16 и 51, 12 и 68; 5) x и 23, 9 и 2; 6) 8 и 15, y и 64. 3. 1) ; 2) ; 3) . 4. а) 2,8 : 0,7 и 152 : 38 – да; б) – нет. 5. 1) ; 2) ; 3) . 6. 1) или ; 1) или ; 1) или . | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; подведение под понятие. Регулятивные: целеполагание, выдвижение гипотез; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; коллективное обсуждение проблем (при необходимости); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: проявление терпения и аккуратности; проявление творческой инициативности и активности. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. Нарисуйте в тетради смайлик соответствующий вашей деятельности на уроке. Вносит корректировку в ответы учащихся. | Определяют свой уровень знания изученного материала | Познавательные: анализ, умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия Регулятивные: контроль полученного результата; коррекция полученного результата; осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: умение самостоятельно анализировать свои действия |