СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введенский листок №16 от 25 июля 2017 года

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Листовка, которая создавалась по иницитиве администрации села Введенского, Кетовского района, Курганской области учениками Введенской средней школы №1, с 2015 года получила благословение настоятеля Введенского храма протоиерея Сергея Владимировича Еремеева. В данном файле представлен 16 номер сельско-школьно-православной листовки "Введенский листок"

Просмотр содержимого документа
«Введенский листок №16 от 25 июля 2017 года»

Введенский листок №16от 25 июля 2017 года


Монастырский музей

(к 5-летию музея Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря г. Далматово Курганской области)


 игумен Варнава (Аверьянов), наместник Свято-Успенского  Далматовского мужского монастыря

 «Концепция монастырского музея в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре»

В июне 2012 г., в рамках празднования 20-летия возобновления монашеской жизни в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре, в помещении северных келий был открыт монастырский музей. В рамках предлагаемого доклада хотелось бы охарактеризовать принципы, исходя из которых, задумывался и на основе которых формировался облик данного музея, то есть его концепцию.

Прежде чем перейти к принципиальным моментам, следует отметить, что на облик экспозиции музея оказали влияние сопутствующие факторы, в частности, небольшой объем помещения, выбранного из имеющихся в монастыре и пригодных для данных целей. Из-за этого, к сожалению, нет возможности выставить для обозрения все имеющиеся экспонаты, а также серьезно думать о расширении экспозиции. Хотя в целом, нынешнее расположение монастырского музея следует признать вполне удобным (прямо близ центрального входа в монастырь с внутренней стороны, в довольно хорошо сохранившемся историческом здании северных келий, отдельно расположенные помещения с собственными входами с улицы и возможностью обеспечить должный уровень охраны; важно также, что входы во все залы экспозиции расположены рядом).

Итак, говоря о монастырском музее, прежде всего, следует отметить, что ансамбль Далматовского монастыря, будучи памятником истории и культуры федерального значения, уже сам по себе представляет несомненный интерес для любителей истории нашего края и Отечества. Поэтому посетителей монастыря, безусловно, в первую очередь интересует история самой обители. К сожалению, экспонатов, связанных с историей Далматовского монастыря, сохранилось немного.

Если подняться по лестнице на второй этаж северных келий, то перед посетителем музея предстанет панорамный вид монастыря начала ХХ в. с северо-западной стороны (напечатанная большим форматом фотография из фондов Свердловского областного краеведческого музея с указанием дат основных событий в жизни обители). Рядом, на побеленных стенах, сохранивших фактуру кирпичной кладки старинного здания, прикреплены чугунные доски – одна на основание церкви в Далматовском монастыре, две напольные из церкви и две надгробные (благочинного и настоятеля приходской Далматовской Николаевской церкви и диаконской жены). Чуть выше – образцы стальных рельсов с клеймами разных эпох из металлоконструкций, демонтированных на территории монастыря: Демидовского Нижнетагильского завода 1896 г. и Кузнецкого металлургического завода им. Сталина 1939 г.

Перейдя из вестибюля в основной зал, мы сможем познакомиться с экспонатами, связанными непосредственно с историей Далматовского монастыря, лишь в двух ближайших от входа витринах. В расположенной с левой стороны от входа – экспонаты дореволюционного периода (старопечатные книги; книги, принадлежавшие насельникам монастыря; книги и документы, связанные с Далматовским духовным училищем; письмо настоятеля монастыря; дореволюционные издания о старце Далмате и Далматовской обители; литография Далматской иконы Успения Божией Матери). Рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря дореволюционного периода (из фондов Свердловского областного краеведческого музея, Шадринского краеведческого музея, цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского и др.).

В витрине, расположенной с правой стороны от входа – экспонаты периода возобновления монашеской жизни в обители, начиная с 90-х годов ХХ в. (документы и материалы, связанные с обретением мощей прп. Далмата Исетского; письменные свидетельства о почитании прп. Далмата; личные вещи первого архиерея Курганской епархии и священноархимандрита Далматовского монастыря Преосвященнейшего епископа Михаила; подарочное издание Библии – дар монастырю к 20-летию возрождения монашеской жизни в обители архиепископа Курганского и Шадринского Константина; епархиальные награды – медали преподобного Далмата Исетского I и II степени, одной из которых (I степени) в 2013 г. награжден архиепископом Константином Далматовский монастырь; макет Скорбященской церкви монастыря – дар Далматовскому району курганского предпринимателя и одного из инициаторов возрождения монастыря Ю.Н. Аникина). Также рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря начиная с середины ХХ в. и по настоящее время. Предполагалось установить под фотографиями еще две небольшие витрины по сторонам от входа – там могли бы быть выставлены, в частности, фрагменты фигурных кирпичей и изразцов, найденных на территории монастыря, а также более подробные материалы раскопок в усыпальнице прп. Далмата и другие находки на территории обители. Осуществление данного замысла станет возможным, надеемся, в ближайшее время. 

Основную же часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой – жизнь в царской России. И это не случайно. Почти ровесник Дома Романовых, монастырь с более чем трехсот шестидесятилетней историей – плоть от плоти частичка той Святой Руси, которая созидалась на просторах православного Русского Царства (впоследствии – Российской Империи). Поэтому знакомство с историей Далматовской обители невозможно без соприкосновения с жизнью наших предков, подданных православного русского самодержца. Кстати, через дорогу от северных келий (где расположен монастырский музей), надвратной церкви и святых врат обители – на площади перед монастырем находится часовня в честь спасения Царской семьи Государя Императора Александра III Александровича во время крушения поезда на ст. Борки Азовско-Курско-Харьковской ж/д в 1888 г., построенная в 1890 г. на средства далматовских жителей.

Последним Российским Императором перед уничтожением Русской православной самодержавной монархии в начале ХХ века был ныне прославленный в лике святых благоверный Царь-мученик Николай II Александрович. Без осознания его подвига, также как и подвига всех Царственных мучеников, а вслед за ними – сонма новомучеников и исповедников Российских, подлинное возрождение православия на Руси невозможно. Но эти люди становятся нам ближе и понятнее через фотографии, документы, личные вещи, то есть предметы той эпохи. Еще и в этом – задача музея.

Попадая в главный зал музея, посетитель оказывается перед большой, в человеческий рост фотографией Царской семьи, над которой прикреплено их иконописное изображение. Здесь, на этом же баннере – в качестве эпиграфа слова прп. Анатолия Оптинского, Младшего: «Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». Другим эпиграфом к экспозиции могли бы послужить слова из дневника (апрель 1919 г.) русского писателя Ивана Бунина (табличка с этой надписью установлена над входной дверью в зал): «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».  

В глубине зала – на противоположной от входа стене помещена большая фотокопия портрета Государя Императора Николая II, написанного художником Э.К. Липгартом. По обе стороны от портрета установлены на древках государственные флаги Российской Империи – чёрно-желто-белый и бело-сине-красный. В простенках боковых стен – фотокопии картин русских художников, посвященных царской теме: известный портрет Николая II кисти В.А. Серова, картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III, картина П.В. Рыженко «Прощание с конвоем». В простенках также помещены: небольшого размера императорский штандарт в раме под стеклом, стенд с подлинными текстами присяги Государю и литография «Посещение Царской семьей Императора Александра III Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря».  

Экспонаты, расположенные на стендах и в витринах музея, собраны таким образом, что позволяют получить представление хотя бы и беглое, но почти обо всех сферах жизни в царской России (подробная текстовая информация по разделам помещена на сайте монастыря):

В отдельной витрине – предметы быта и личного обихода той эпохи (посуда, столовые приборы, часы, пенсне, письменные принадлежности, футляры, коробки спичечные и из-под папирос, этикетки, рекламные объявления, скобяные изделия, альбом для фотографий и сами фотографии и прочее).

Четыре витрины посвящены непосредственно Православному Самодержцу и Царской Семье:

Следует отметить, что практически все экспонаты музея – подлинные предметы той эпохи (копиями представлены лишь ордена Российской Империи и несколько монет по причине высокой стоимости оригиналов). Создатели музея именно в этом видели особый смысл: важно не просто получить информацию о прошлом, но и иметь возможность «осязать» его.

Особая сложность заключалась в том, чтобы уместить в пределах небольшой витрины целую сферу общественной жизни. Из-за этого – чрезмерная плотность расположения экспонатов, здесь дорог каждый сантиметр. Характер отбора экспонатов также был обусловлен необходимостью представить как можно более разнообразный материал: фотографии, документы, книги, открытки, газеты, журналы, знаки отличия, награды, марки, монеты, боны, визитные карточки, предметы быта, элементы вооружения, географические карты, иконы и прочее, и прочее… 

Следующий зал монастырского музея посвящен периоду богоборчества и репрессий. На первом этаже здания северных келий, под лестницей вестибюля имеется небольшое помещение, похожее на монашескую келию или тюремную камеру. Ранее уже говорилось о значении подвига Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской в истории нашего Отечества и соответственно, для понимания истории существования и возрождения Далматовского монастыря. Поэтому вполне логично было открытие в этой несколько зловещей комнате еще одной экспозиции монастырского музея, посвященной новомученикам Курганской епархии и шире – вообще новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Конечно, практически невозможно (или чрезвычайно трудно) найти предметы, связанные непосредственно с новомучениками Курганскими (а Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2002 г. по представлению Екатеринбургской епархии прославлено девять священномучеников, служивших и пострадавших на территории нынешних Далматовского и Катайского районов Курганской области). Поэтому мы разместили на стендах на стене при входе краткие жизнеописания (а у кого из них найдены – и фотографии) каждого из семи священномучеников. В центре под металлическим распятием помещена икона «Собор Екатеринбургских святых». На противоположной стене – иконы «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», «Собор новомучеников Бутовских», «Собор новомучеников Казахстанских», «Преподобномученики Белогорские». В четырех витринах выставлены предметы, передающие «дух» той эпохи в свете интересующей нас темы.  

Экспонаты размещены в витринах по следующим темам:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕПРЕССИВНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА. «СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ».

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ И ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО В ГОДЫ РЕПРЕССИЙ.

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО И РАСКОЛЫ.

Наибольшее количество экспонатов представлено в первых двух витринах. В первой, посвященной деятельности репрессивных органов Советской власти, - подлинные фотографии и документы сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции, ВЧК, НКВД, ГУЛАГа, НКГБ, образцы вооружения (штык от винтовки, револьвер, маузер), знаки отличия (кокарды) и награды советского времени, личные вещи заключенных (ложка, миска, кружка, кайло, портсигар), фотографии наркомов внутренних дел, газеты с характерными статьями того времени. Над витриной установлен транспарант с распоряжением Председателя Совнаркома В.И. Ленина:  «В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». В простенке между двумя первыми витринами – попытка реконструкции стола следователя. Рядом на стене – вешалка и телефон 30-40-х гг. ХХ в.

Во второй витрине – экспонаты, характеризующие деятельность «Союза воинствующих безбожников» и советскую антирелигиозную пропаганду: газеты «Безбожник», журналы «Антирелигиозник», антирелигиозные и атеистические учебники, календари, книги и поэтические сборники, открытки и карикатуры, фотографии ряженых, антирелигиозные игральные карты, членские билеты и значки «Союза воинствующих безбожников».

В третьей витрине – личные вещи новомучеников, открытки и фотографии православных церковных иерархов и рядовых священнослужителей и мирян, церковные календари, нательные крестики, начиная с домонгольского периода до ХIХ в.

В четвертой витрине менее всего экспонатов. Деятельность представителей обновленческого движения представлена в экспозиции брошюрой «Христос и революция», газетой «Живая церковь», открыткой с карикатурой на обновленческого митрополита Петра Блинова, сборником молитв и литургических текстов на русском языке, дореволюционной выпиской из метрики с автографом одного из будущих лидеров обновленчества священника Красницкого и двумя старыми фотографиями уральских обновленцев.

Монастырский музей востребован. Об этом говорят записи, сделанные в книге отзывов за более чем три года существования музея. Вот лишь некоторые из них:

«Мне очень понравился этот музей, в нем много из прошлого предметов: книги, значки, монеты, документы и многое другое. Этот музей для меня чудо в городе Далматово. Спасибо за такой музей. С уважением, житель города Далматово Иван, 10 лет. 08.07.2012 г.»

«Очень ценный музей для возрождения православного национального самосознания! Огромная благодарность устроителям и Божие благословение на труды во имя Святой Руси! протоиерей Игорь Онкин, п. Юшала Свято-Никольский приход Каменской епархии» 

«Громадное спасибо за экспозицию. Вдохнули в себя Русскую историю. Получили заряд энергии на продолжительное время. Желаем дальнейшего развития, помощи Божией. 02.08.2012. Стышновы, Анисимовы»

«Божие благословение да пребудет присно на всечестном отце игумене и братии святой обители сей. Благодать вам и мир от Господа. От нас сердечная благодарность за святую любовь к Православию, России и всем людям. Ваш музей впечатлил нас не менее чем Эрмитаж. Спаси Господи! епископ Каменский и Алапаевский смиренный + Сергий с паломниками. 04.08.2012 г.»

«Благодарение Богу и о. наместнику … за скромную, но столь нужную экспозицию, которая должна существовать на каждом приходе нашей Церкви, как место черпания вдохновения и взыскания утраченного благородства … прот. о. Александр Никулин, настоятель Н-Уткинской церкви. 6 авг.2012 г.»

«Мне очень нравится музей, в нем много всего интересного. С уважением житель г. Далматово Виталий, 12 лет. 02.09.2012»

«Наша воскресная школа побывала в музее. Нам особенно понравилась экспозиция о царской семье. Много услышали и увидели, и узнали о жизни нашей Родины. Воскресная школа. 2.09.12 г.»

Но работа еще не закончена – в частности, пояснительные надписи сделаны не ко всем экспонатам. Есть и более грандиозные задачи. Идет работа по ремонту двух смежных комнат на первом этаже северных келий – как раз под залом, посвященным жизни в Царской России. В одной из них будет открыта экспозиция, посвященная архимандриту Антонину (Капустину) – выпускнику Далматовского духовного училища, выдающемуся ученому-византинисту, известному начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Уже изготовлена чугунная памятная доска с барельефом архимандрита Антонина, которая будет установлена на стене здания северных келий при входе в музей. И еще одна экспозиция монастырского музея будет посвящена современным подвижникам благочестия митрофорному протоиерею о. Григорию Пономареву и матушке Нине.

Если удастся осуществить наши замыслы, то небольшой по размерам экспозиции  монастырский музей сможет охватить фактически все периоды существования Далматовского монастыря в контексте истории нашего Отечества.

    Источник: http://dalmat.su/muzej





Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

(24 июля день памяти княгини Ольги, 28 июля – князя Владимира)


Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печет пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И все же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек. Самое важное, чего мы от них ждем, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребенком в первые годы его жизни. И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа – князя Игоря – от руки древлян она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет ее младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти все время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира – князь Святослав – завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твердую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы ее дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую добрую старушку, но и уверенную мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью ее подчиненных. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошел по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, ее пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», – сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке – в каждом из нас –  обязательно есть частичка того, что с любовью заложили в бабушки и дедушки.

Источник: http://radiovera.ru/knyaginya-olga-i-vladimir-krestitel-rusi.html


Стихи


Игорь Северянин

В июле

В полях созрел ячмень.

Он радует меня!

Брожу я целый день

По волнам ячменя.

Смеётся мне июль,

Кивают мне поля.

И облако — как тюль,

И солнце жжёт, паля.

Блуждаю целый день

В сухих волнах земли,

Пока ночная тень

Не омрачит стебли.

Спущусь к реке, взгляну

На илистый атлас;

Взгрустнётся ли, — а ну,

А ну печаль от глаз.

Теперь ли тосковать,

А. Пластов. Немцы идут. Июль 1941 года

Когда поспел ячмень?

Я всех расцеловать

Хотел бы в этот день!


Владимир Владимирович Набоков

В июле я видал роскошный отблеск рая:

Сжигал себя закат безумием цветным

И, радугой сплошной полнеба обнимая,

Сливался в алый луч над лесом голубым.

Не могут на земле соперничать с закатом

Ни яркостью — пион, ни нежностью — опал;

Дыханье притаив, волнением объятый,

Средь сонных скабиоз безмолвно я стоял.

Восторженной душой иль взором ослеплённым,

Казалось, в небесах я Бога нахожу;

Хотелось в этот миг быть радостным, влюблённым,

Чтоб в поцелуе слить святую красоту.

Увы… Как надо мной фантазия глумится!..

Как здесь я одинок — заката бледный паж!..

Ты слишком хороша, вечерняя царица,

И слишком много грёз рождает твой мираж.

Гляди, душа моя, и вы, мои надежды!

Ведь надо песни петь, ведь царствует любовь!

Я помню, я сомкнул задумчивые вежды,

И к сердцу прилила бушующая кровь.

Как эта красота меня очаровала!

Как жаждал я любви и как просил ея,

Молясь пред алтарём, где страстно догорало

Заката торжество, как и душа моя.

Как мучили меня сомненья и вопросы!

Вороны поднялись под тенью тонких туч;

Работники вдали свои точили косы,

Звучал далёкий лай, блистал последний луч.

Как будто слыша вздох, я тихо обернулся,

И… я нашёл её, желанную мою…

Она близка была; я молча улыбнулся

И руки протянул, и понял, что люблю…


Лариса Рубальская

В полуденном саду

Как прелестны ваших локонов спирали,

Как хорош лица расстроенный овал.

Никогда вы никого не целовали,

Я был из тех, кто вас тогда поцеловал.

В полуденном саду

Жужжание шмеля,

Застыл июль в тоске

В полуденном саду.

Не зная, что приду,

Чертили вензеля

Вы веткой на песке,

Не зная, что приду.

Как испуганные бабочки, вспорхнули

Брови тёмные над парой серых глаз.

Никогда вы никого не обманули,

Я был из тех, кто так потом обманет вас.


Источники: https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/iyul

http://eggs.com.ua/photo.php?sid=2714



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!