Данный материал может быть полезен учителям и администраторам школ (заместителям директора по УВР, методической работе), т.к. рассматриваются критерии готовности педагога к введению ФГОС ООО. Материал носит рекомендательный характер и может быть скорректирован в соответствии с реальными условиями деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Введение ФГОС ООО. Материалы для учителей и администрации школы»
Критерии готовности педагога к введению ФГОС
Уважаемые педагоги, просим Вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые Вам соответствуют.
Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС
Знание особенностей технологии деятельностного подхода
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
Настойчивость в преодолении затруднений
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
Демократический стиль общения с обучающимися
Индивидуальный подход к обучающимся
Толерантность
Технологический аспект
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;
• элементов развивающего характера;
• проблемы (противоречий);
• возможности организовать учебное исследование;
• вариативности
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
• целеполагания;
• контроля и оценки;
• учебного интереса;
• содержательной рефлексии
Умение организовать учебное исследование
Умение организовать проектную деятельность обучающихся
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся
Умение использовать разные формы организации деятельности
обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)
Умение работать с ошибками учеников
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня
задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)
План профессионального развития учителя,
внедряющего ФГОС ООО
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Участие в системе школьной методической работы
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Руководство повышением квалификации других учителей
Работа в составе органов управления школой и рабочей группы по введению ФГОС
ТАБЛИЦА ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЯ, ВНЕДРЯЮЩЕГО ФГОС ООО
Элементы педагогической деятельности | Степень затруднения |
Очень трудно | Трудно | Неболь- шие затрудне- ния | Нетрудно | Легко |
Рабочая программа | | | | | |
Поурочное планирование | | | | | |
Планирование внеурочной деятельности | | | | | |
Планирование воспитательной работы | | | | | |
Овладение содержанием УМК | | | | | |
Планирование целей урока в концепции ФГОС ООО | | | | | |
Использование разнообразных форм организации работы на уроке | | | | | |
Логическое построение урока | | | | | |
Обеспечение учащихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно- деятельностного подхода | | | | | |
Использование современных педагогических технологий, согласно ФГОС ООО | | | | | |
Проведение практических работ с использованием современного, в т.ч. интерактивного, оборудования | | | | | |
Системное формирование умений и навыков | | | | | |
Формирование мотивации учения | | | | | |
Создание условий для достижения всеми обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы: предметных, метапредметных, личностных | | | | | |
Реализация в предметном преподавании междисциплинарных программ: формирование универсальных учебных действий, формирование ИКТ- компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, основы смыслового чтения и работа с текстом | | | | | |
Формирование у учащихся УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных | | | | | |
Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности | | | | | |
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | | | | | |
Обеспечение дисциплины на уроке | | | | | |
Работа с одаренными детьми | | | | | |
Работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми | | | | | |
Интеграция урочной и внеурочной деятельности | | | | | |
Интеграция основного и дополнительного образования | | | | | |
Использование различных форм оценивания деятельности учащихся | | | | | |
Формирование навыков самооценки и рефлексии у учащихся | | | | | |
Формирование адекватной самооценки у обучающихся | | | | | |
Проведение урочной деятельности в нестандартной форме | | | | | |
Разновозрастное сотрудничество в образовательном процессе | | | | | |
Определение уровня воспитанности учащихся | | | | | |
Работа с семьей | | | | | |
Создание положительной психологической атмосферы урока с учётом возрастных особенностей учащихся | | | | | |