СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации

Просмотр содержимого документа
«Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации»

Тема урока: «Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации»

(7 класс 1 блок)

Цели урока: познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; дать представление о предмете изучения.

Ход урока:

Правила техники безопасности и организации рабочего места:.

(После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)

ТБ в кабинете информатики:

  • входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;

  • не входите в верхней и влажной одежде;

  • не включайте самостоятельно щит электропитания.

ТБ перед началом работы:

  • не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;

  • убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

ТБ во время работы на ПК:

  • включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;

  • не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;

  • не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;

  • работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;

  • на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;

  • не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;

  • не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;

  • не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

  • при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.

ТБ после окончания работы на ПК:

  • выйдите из прикладных программ;

  • с разрешения учителя выключите ПК;

  • наведите порядок на рабочем столе;

  • приставьте стул;

  • сдайте рабочее место учителю.

2) Выполнение теста по ТБ.

3)Изучение нового. «Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации»

Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
Информатика – наука об информации 
Информатика – это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации 
Информатика – информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.

Ч ем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.
И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)

Использование ЦОР №1


Какие типы или виды информации можно выделить?

1. По способу восприятия информации.

У человека пять органов чувств:

  • Органы зрения – визуальная информация.

  • Органы слуха – аудиальная информация.

  • Органы обоняния – запахи.

  • Органы вкуса – вкусовая информация.

  • Органы осязания – тактильная информация.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Использование ЦОР№2

Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».

Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:

  • Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны

  • Рядом с вами раздается громкий хлопок

  • Прямо перед вами с крыши падает сосулька

  • Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами

  • Вам объявили, что уроков не будет

  • Вашим рукам очень горячо.


2. По способу представления информация подразделяется на:

    • Текстовую

    • Графическую

    • Звуковую

    • Числовую

    • Комбинированную

Использование ЦОР №3


3 . По общественному значению

Информация может быть:

    • личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;

    • общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;

    • обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;

    • эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;

    • специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.

Использование ЦОР №4


Мы рассмотрели, какую информацию и о чем получает человек, давайте попробуем выяснить, всякая ли информация полезна человеку?

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

На самом деле, информация, получаемая человеком должна обладать следующими свойствами:

  • Достоверность

  • Полнота

  • Актуальная

  • Полезность

  • Понятность

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • Преднамеренное искажение (дезинформация);

  • Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);

  • Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

  1. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

  • Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.

Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

  1. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

  2. Полезность или бесполезность (ценность) информации.

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

  1. Понятность.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Использование ЦОР № 5


По ходу урока учащиеся делают записи в тетради:

Информация – «изложение», «разъяснение», «набор сведений».

Восприятие информации:

  • Органы зрения – визуальная информация.

  • Органы слуха – аудиальная информация.

  • Органы обоняния – запахи.

  • Органы вкуса – вкусовая информация.

  • Органы осязания – тактильная информация.

Органолептическая информация - это виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств.

Свойства информации:

  • Полезная

  • Понятная

  • Актуальная

  • Полная

  • Достоверная

  1. Закрепление изученного материала

Ребята, сегодня мы рассмотрели тему «Информация, ее виды и свойства» и ответили на вопросы:

  • Что означает слово «информация»?

  • Каковы основные виды информации?

  • Каковы основные свойства информации.

  • Как человек воспринимает информацию?

  • Как называется информация, получаемая человеком с помощью органов чувств?

А теперь попробуйте сформулировать универсальное определение понятия «информация».

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

Итак, универсальное определение:

Информация - это сведения, знания, сообщения, которые человек получает из окружающего мира.

Проверь себя:

Использование ЦОР №6


  1. Рефлексия


Задание 1.3 Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.

Органы человека

Информационный процесс

Устройства компьютера

Органы чувств

Приём (ввод информации)

Клавиатура, мышь, сканер

Мозг

Хранение информации

Память

Мозг

Обработка информации

Процессор

Органы речи и опрорно-двигательной системы

Передача (вывод информации)

Монитор, принтер


6) Подведение итогов занятия

5.1. Способ остановки работы учеников

5.2. Общая характеристика урока

5.3. Сообщение оценок ученикам

7) Домашнее задание.










Практическая работа

(РАБОТА В ТЕТРАДЕ)
























Задание 1.3 Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.

Органы человека

Информационный процесс

Устройства компьютера

Органы чувств

Приём (ввод информации)


Мозг

Хранение информации


Мозг

Обработка информации


Органы речи и опрорно-двигательной системы

Передача (вывод информации)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!