Тема урока: «Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации»
(7 класс 1 блок)
Цели урока: познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; дать представление о предмете изучения.
Ход урока:
Правила техники безопасности и организации рабочего места:.
(После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
не входите в верхней и влажной одежде;
не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
выйдите из прикладных программ;
с разрешения учителя выключите ПК;
наведите порядок на рабочем столе;
приставьте стул;
сдайте рабочее место учителю.
2) Выполнение теста по ТБ.
3)Изучение нового. «Информатика. Информация. Информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации»
Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:
Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
Информатика – наука об информации
Информатика – это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации
Информатика – информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).
Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.
Ч ем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.
И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)
Использование ЦОР №1
Какие типы или виды информации можно выделить?
1. По способу восприятия информации.
У человека пять органов чувств:
Органы зрения – визуальная информация.
Органы слуха – аудиальная информация.
Органы обоняния – запахи.
Органы вкуса – вкусовая информация.
Органы осязания – тактильная информация.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Использование ЦОР№2
Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».
Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:
Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны
Рядом с вами раздается громкий хлопок
Прямо перед вами с крыши падает сосулька
Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами
Вам объявили, что уроков не будет
Вашим рукам очень горячо.
2. По способу представления информация подразделяется на:
Текстовую
Графическую
Звуковую
Числовую
Комбинированную
Использование ЦОР №3
3 . По общественному значению
Информация может быть:
личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;
эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;
специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.
Использование ЦОР №4
Мы рассмотрели, какую информацию и о чем получает человек, давайте попробуем выяснить, всякая ли информация полезна человеку?
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
На самом деле, информация, получаемая человеком должна обладать следующими свойствами:
Достоверность
Полнота
Актуальная
Полезность
Понятность
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
Преднамеренное искажение (дезинформация);
Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Понятность.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Использование ЦОР № 5
По ходу урока учащиеся делают записи в тетради:
Информация – «изложение», «разъяснение», «набор сведений».
Восприятие информации:
Органы зрения – визуальная информация.
Органы слуха – аудиальная информация.
Органы обоняния – запахи.
Органы вкуса – вкусовая информация.
Органы осязания – тактильная информация.
Органолептическая информация - это виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств.
Свойства информации:
Полезная
Понятная
Актуальная
Полная
Достоверная
Закрепление изученного материала
Ребята, сегодня мы рассмотрели тему «Информация, ее виды и свойства» и ответили на вопросы:
Что означает слово «информация»?
Каковы основные виды информации?
Каковы основные свойства информации.
Как человек воспринимает информацию?
Как называется информация, получаемая человеком с помощью органов чувств?
А теперь попробуйте сформулировать универсальное определение понятия «информация».
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
Итак, универсальное определение:
Информация - это сведения, знания, сообщения, которые человек получает из окружающего мира.
Проверь себя:
Использование ЦОР №6
Рефлексия
Задание 1.3 Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Органы человека | Информационный процесс | Устройства компьютера |
Органы чувств | Приём (ввод информации) | Клавиатура, мышь, сканер |
Мозг | Хранение информации | Память |
Мозг | Обработка информации | Процессор |
Органы речи и опрорно-двигательной системы | Передача (вывод информации) | Монитор, принтер |
6) Подведение итогов занятия
5.1. Способ остановки работы учеников
5.2. Общая характеристика урока
5.3. Сообщение оценок ученикам
7) Домашнее задание.
Практическая работа
(РАБОТА В ТЕТРАДЕ)
Задание 1.3 Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Органы человека | Информационный процесс | Устройства компьютера |
Органы чувств | Приём (ввод информации) | |
Мозг | Хранение информации | |
Мозг | Обработка информации | |
Органы речи и опрорно-двигательной системы | Передача (вывод информации) | |