СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в региональную экономику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка семинара по предмету региональная экономика. Разработка содержит в себе такие пункты как: 

1. Этапы становления региональной экономики в РФ и за рубежом 

2. Место и роль региона в национальной экономике.

Просмотр содержимого документа
«Введение в региональную экономику.»

2. Потенциал современной России и основные направления осуществления долгосрочной стратегии ее развития. Место региона в экономическом процессе. Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Система государственного управления представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предметом системы государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.

Система государственного стратегического управления позволяет:

  • формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;

  • развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;

  • балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);

  • ориентированность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями;

  • увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;

  • мониторинг реализации принимаемых решений.

Основными задачами, решаемыми Министерством при осуществлении стратегического планирования, являются:

  • формирование системы стратегического управления;

  • разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

  • мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

На сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.

Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям. Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.

Регион— определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением.

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • рост производства и доходов;

  • перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

  • перемены в общественном сознании;

  • перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

  • создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

  • увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться.

Например. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

7.2. Цели и критерии социально-экономического развития региона

Учебник. Региональная экономика и управление Гаврилов А.И. Глава 7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления

3. История региональных исследовании в России и за рубежом. История становления РЭ в России.

В региональных исследованиях выделяют 3 основных этапа

I этап - в 1909 году была издана научная работа «Теория промышленного штандорта» А.Вебера, которая рассматривала вопросы рационального размещения отдельного предприятия в регионе, определяла и анализировала основные факторы, влияющие на размещение единичного промышленного предприятия. Он выдвинул также идею создания «общей теории» размещения всех предприятий в совокупности, но не осуществил эту идею. Она считается основополагающей в развитии региональной экономики.

II этап – 30-е годы ХХ века – изучение вопросов размещения отраслей по территории государства. Основные представители этого периода: И. Тюнен открыл влияние фактора пространства на затраты и прибыль сельскохозяйственных предприятий, установил, что таким образом пространство влияет на специализацию предприятий. В. Кристаллер подошел к этой проблеме с противоположной стороны, начав не с объекта размещения (т. е. предприятия), а с места, точки размещения. Он создал и обосновал довольно стройную концепцию — теорию центральных мест, выявив роль городов и агломераций в формировании иерархической территориальной структуры страны. А. Леш пытался слить воедино идеи Вебера и Кристаллера в новой концепции экономического района («экономического ландшафта»). Таким образом, уже в этот период более или менее четко определились основные направления региональной науки: локационное или «размещенческое» направление, ставящее своей задачей отыскать оптимальное место размещения предприятия; собственно региональное направление, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного центра или района; комплексное направление, пытающееся связать единой теорией и методом локационные и региональные проблемы.

В дальнейшем в зарубежных региональных концепциях произошла заметная эволюция взглядов на факторы размещения производства:

• переход от микроэкономической оценки размещения предприятия к макроэкономической

• изменение роли старых факторов и появление новых (научно-исследовательская база, государственное регулирование экономики) развитие взглядов на фактор агломерации, введение понятия «инфраструктура»;

• эволюция методического аппарата для исследования факторов размещения производства, формализация учета влияния факторов.

Сам термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Айзард. Он считает, что региональная наука шире, чем региональная экономика, она должна изучать пространство, регионы (районы), локации (место размещения) и их системы. У. Айзард суммировал и проанализировал ряд работ (Вайгмана, Вебера и др.) в области создания общей теории размещения.

III этап - изучение вопросов размещения отраслей экономики между государствами и материками.

В дореволюционной России: известный историограф и писатель Н. М. Карамзин («История государства Российского»), М. В. Ломоносов (термин «экономическая география»), В. Н.Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский (разделил Россию на 14 естественных областей), К. И. Арсентьев («Начертание статистики Российского государства»), Н. П. Огарев («Опыт статистического распределения Российской империи»), С. Ю. Витте («Принципы национальной индустрии»)

В 1930 г. был образован Совет по изучению производительных сил. В. В. Леонтьева (автора метода «затраты-выпуск»), Н. Д. Кондратьева, А. Н. Челинцева, Г. М. Кржижановский (точка роста) и др.

В России региональная экономика начала складываться как наука сначала в рамках экономической географии с трудов экономистов географов Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и др. Этим ученым принадлежит ряд трудов по вопросам экономического районирования, развития и размещения производительных сил . Н.Н. Баранского считают основоположником экономической географии в СССР, он автор многочисленных трудов по теории и методологии экономической географии. Н.Н. Колосовский в середине 40-х гг. исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разработки теории ТПК (территориально-производственных комплексов). Он разработал метод энергопроизводственных циклов, ставший основным для экономико-географической характеристики районов, позволяющий более четко выявить структуру хозяйства и внутрирайонные производственные связи.

История становления РЭ в России.

Изучение хозяйства регионов в России велось столетиями, но эпоха конструктивных исследований с активным целенаправленным преобразованием экономики территорий и всей регионально-хозяйственной структуры страны началась в советское время. С этой эпохой связано зарождение и становление региональной экономики как научного направления, охватившего три различных по продолжительности этапа XX века.

Первый этап — от 20-х до 70-х годов — был ознаменован началом широкомасштабных практических территориально-экономических исследований и созданием предпосылок для формирования региональной экономики. В начале 20-х годов деятельность научных коллективов сосредоточилась главным образом на подготовке совместно с плановыми органами известного плана электрификации России — ГОЭЛ РО, явившегося первым опытом разработки единой государственной программы возрождения и переустройства народного хозяйства. Основную часть плана составляли прогнозные проектировки на 10—15 лет в региональном разрезе — программы электрификации и развития хозяйства восьми экономических районов. Широкий разворот научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, связанных с территориальным развитием, пришелся на период ускоренной индустриализации СССР, успешно проведенной в годы «великого подъема» (1928—1940 гг.). Над планами первой и второй пятилеток работали сотни академических и отраслевых институтов, включая институты экономики, географии АН СССР, институт экономических исследований Госплана СССР и др. Почти все они затрагивали вопросы региональной организации хозяйства. Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Академии наук (преобразованная КЕПС — Комиссия естественных производительных сил) развернул свыше 100 комплексных экспедиций. Они охватили огромную территорию — от Курской магнитной аномалии (КМА) до Дальнего Востока и от Кольского полуострова до Памира.

На втором этапе — с 60-х по 90-е годы — характерны коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики. В условиях сложившегося народнохозяйственного комплекса страны, при огромных масштабах капитального строительства, материального производства, хозяйственного освоения («вширь» и особенно «вглубь») территорий прежние методы региональных исследований — в основном только выборочные экспедиционные и камеральные (включая общественные апробации разработок на научных форумах и т. п.) — изжили себя. Необходимо было переходить к принципиально новым. Страна нуждалась в единой всеохватывающей системе научного, предпланового обоснования регионального развития и размещения производительных сил.

Третий этап - с начала 90-х годов — сопровождался адаптацией региональной экономики к рыночным отношениям. После разрушения СССР и кардинального изменения геополитического и экономического положения России региональная экономика стала выступать в качестве основного объекта территориально-экономических исследований, имея свои особые интересы и факторы развития. Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны. Причем, ориентация на директивные установки поменялась на первостепенный учет экономических интересов субъектов хозяйствования и регионов. Важное значение получил новый для региональной экономики финансовый аспект территориального развития.