Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Обращения
Особенности обращения
Примеры
1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией
Пётр, не забывайте нас.
2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения
Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.
Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым... (К. Д. Бальмонт)
3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных). В худ. речи возможно использование неодушевлённых существительных
Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин)
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)
4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения
Папа, приезжай скорей.
Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.
Сегодня, дети, пойдём в музей.
Знаки препинания при обращении
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:
Москва! Москва!
Люблю тебя как сын.
(М. Ю. Лермонтов)
Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:
Как хорошо ты, о море ночное!
(Ф. И. Тютчев)
Группы вводных слов по значению
1. Различная степень уверенности:
большая: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.;
меньшая: возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.
2. Различные чувства: к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению и др.
Конечно, поездка понравилась всем.
Кажется, вы уже приходили вчера?
Как нарочно, дождь льёт вторые сутки.
3. Порядок мыслей и их связь: во-первых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.
Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Ф. М. Достоевский)
4. Источник сообщения (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.
По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться.
5. Замечание о способах оформления мыслей: одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать и др.
Как говорится, дело мастера боится.
Самостоятельная работа
- Списать, расставляя пропущенные знаки препинания, указать обращения.
-
- 1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу?
- 2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости – как не воспоминаниями?
- 3) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
- 4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?
Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?
Тест
- 1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
- а) Пусть для вас сияет солнце.
- б) Шумит шумит высокая пшеница.
- в) Ты помнишь ли былое Неман?
- г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди
Тест
- 2. Найдите лишнее значение вводных слов.
- а) большая или меньшая степень уверенности
- б) порядок мыслей и их связь
- в) источник сообщения
- г) сравнение
Тест
- 3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
- а) Дождь, казалось, зарядил надолго.
- б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.
- в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.
- г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.
Проверим
1 в, 2 г, 3 б, в, г.
Литература
- Тростенцова, Л.А., Ладыженская Т.А. Учебник «Русский язык» в 9 классе, — М.: Просвещение, 2011
- Тростенцова Л. А.
Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011.