СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Систематизировать и обобщить знания по теме "Вводные слова и предложения"

развитие речевой и мыслительной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях»

Тридцатое марта  Классная работа Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях

Тридцатое марта Классная работа

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях

 Если в мире есть вещи, достойные  названия

Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.  Л. Успенский

Работа с эпиграфом Почему именно эти слова выбраны для урока? Что вы можете сказать о синтаксической конструкции этого предложения?

Работа с эпиграфом

  • Почему именно эти слова выбраны для урока?
  • Что вы можете сказать о синтаксической конструкции этого предложения?
Работа с текстом Послушайте текст. Какие основные группы значения вводных слов, которые встретились в данном заклятии.

Работа с текстом

  • Послушайте текст. Какие основные группы значения вводных слов, которые встретились в данном заклятии.
Синтаксический разбор предложения   Книги как извес..но издавн..почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. Слети к нам тихий ветер на мирные п..ля. Тебе поем мы песню вечерняя з..ря.

Синтаксический разбор предложения  

  • Книги как извес..но издавн..почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.
  • Слети к нам тихий ветер на мирные п..ля. Тебе поем мы песню вечерняя з..ря.
Индивидуальная работа 1 вариант 2 вариант. 1. Дверь к моему уд..влению ок..залась (не)запертой, и я заш..л в эту комнату. 1. Генерал к..залось (не) слышал слов капитана, но это впечатление было обманчивым. 2. Все в этом доме к..залось слаженным и обустроенным, поэтому мы прекрасно чу..ствовали себя в (не)знакомой обстановк... 2. Долга полярная ноч.., но к счастью и ей приходит конец. 3. Не было (не, ни)чего, что бы, по мнению бабушки, (не) пригодилось в хозяйстве. 3. Лицо его к...залось утомленным. - В каком предложении нет вводных конструкций?  4. Этот человек надо вам заметить жил в этих местах недавно.

Индивидуальная работа

1 вариант

2 вариант.

1. Дверь к моему уд..влению ок..залась (не)запертой, и я заш..л в эту комнату.

1. Генерал к..залось (не) слышал слов капитана, но это впечатление было обманчивым.

2. Все в этом доме к..залось слаженным и обустроенным, поэтому мы прекрасно чу..ствовали себя в (не)знакомой обстановк...

2. Долга полярная ноч.., но к счастью и ей приходит конец.

3. Не было (не, ни)чего, что бы, по мнению бабушки, (не) пригодилось в хозяйстве.

3. Лицо его к...залось утомленным.

- В каком предложении нет вводных конструкций? 

4. Этот человек надо вам заметить жил в этих местах недавно.

Тест 1. Вводные слова - это: А.слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает; Б. слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

Тест

1. Вводные слова - это:

А.слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;

Б. слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

2. Какое значение имеет вводное слово  действительно : А. порядок мыслей; Б. различные чувства; В. большая степень уверенности; Г. меньшая степень уверенности; Д.источник сообщения. 3 . Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь: А. к удивлению; Б. возможно; В. конечно; Г. по-моему; Д.Итак

2. Какое значение имеет вводное слово  действительно :

А. порядок мыслей;

Б. различные чувства;

В. большая степень уверенности;

Г. меньшая степень уверенности;

Д.источник сообщения.

3 . Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:

А. к удивлению;

Б. возможно;

В. конечно;

Г. по-моему;

Д.Итак

4. Являются ли вводные слова членами предложения: А. да; Б. нет 5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово: А. Мне кажется, что скоро пойдёт снег. Б. Кажется, скоро пойдёт снег. В.Он не такой, каким кажется

4. Являются ли вводные слова членами предложения:

А. да;

Б. нет

5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

А. Мне кажется, что скоро пойдёт снег.

Б. Кажется, скоро пойдёт снег.

В.Он не такой, каким кажется

6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение: А. Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище. Б. Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище. В.Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище 7. Определите значение вводных слов:   1. К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены. 2. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. 3. Лошадка Касияна, к удивлению моему, бежала довольно быстро.            а)  источник сообщения;          б)  порядок мыслей и их связь;          в)  меньшая степень уверенности;          г)  различные чувства.

6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

А. Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

Б. Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

В.Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище

7. Определите значение вводных слов:

 

1. К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены.

2. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.

3. Лошадка Касияна, к удивлению моему, бежала довольно быстро.

 

         а)  источник сообщения;

         б)  порядок мыслей и их связь;

         в)  меньшая степень уверенности;

         г)  различные чувства.

8. В каком предложении слово кажется является вводным?   А. Кажется шепчут колосья друг другу. Б. Мир кажется мне книгой бесконечной. 9. Найдите предложения, в которых  неверно  расставлены знаки препинания: а)  Дождь казалось, зарядил надолго. б) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. в)  Ты, сказывают, петь великий мастерище. г)  Дождь прекратился, но должно быть, временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса. д)  По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

8. В каком предложении слово кажется является вводным?

 

А. Кажется шепчут колосья друг другу.

Б. Мир кажется мне книгой бесконечной.

9. Найдите предложения, в которых  неверно  расставлены знаки препинания:

а)  Дождь казалось, зарядил надолго.

б) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

в)  Ты, сказывают, петь великий мастерище.

г)  Дождь прекратился, но должно быть, временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

д)  По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

Самопроверка  1  а ; 2.  в ; 3.  д;  4. б ; 5.  б ; 6. б ; 7.  г;  8.  1 ; 9.  а ,  б, г, д

Самопроверка

а ; 2.  в ; 3.  д;  4. б ; 5.  б ; 6. б ; 7.  г;  8.  1 ; 9.  аб, г, д

Самостоятельная работа 1.  Вставьте в текст вводные слова и предложения. Расставьте знаки препинания.  Вы слышали о «воздушных ямах» в которые самолёт проваливается словно в бездну. Он не падает потому что летит быстро и успевает (во)время выскочить из ямы. В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде которая не менее подвижна (не)бывает их. Воздушные ямы – вымысел. Почему(же) самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадает в тёплую струю он поднимается (в)верх. Попадая в холодную нисходящую струю он проваливается словно в яму. Слова для справок : как вы знаете, следовательно, как вы понимаете, говорят, конечно, все это знают, разумеется.

Самостоятельная работа

1. Вставьте в текст вводные слова и предложения. Расставьте знаки препинания.

Вы слышали о «воздушных ямах» в которые самолёт проваливается словно в бездну. Он не падает потому что летит быстро и успевает (во)время выскочить из ямы. В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде которая не менее подвижна (не)бывает их. Воздушные ямы – вымысел. Почему(же) самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадает в тёплую струю он поднимается (в)верх. Попадая в холодную нисходящую струю он проваливается словно в яму.

Слова для справок : как вы знаете, следовательно, как вы понимаете, говорят, конечно, все это знают, разумеется.

2 . Расставьте знаки препинания ,найдите вводные слова, определите их значение  К счастью  папы и мамы нет дома. Значит  можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке  соседке  живущей по соседству. Мне по правде сказать  интересно бывать у неё. Во- первых у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых  Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она к удивлению  уже побывала в Италии и в Африке. В общем у Любочки очень интересно. К счастью  папы и мамы нет дома. Значит  можно ни у кого не отпрашиваться.  По мнению младшего брата  Пушкин будучи мальчиком иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца «пожирая» все книги попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью Пушкин  к удивлению многих  в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты он поражал всех своей начитанностью.

2 . Расставьте знаки препинания ,найдите вводные слова, определите их значение

К счастью  папы и мамы нет дома. Значит  можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке  соседке  живущей по соседству. Мне по правде сказать  интересно бывать у неё. Во- первых у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых  Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она к удивлению  уже побывала в Италии и в Африке. В общем у Любочки очень интересно. К счастью  папы и мамы нет дома. Значит  можно ни у кого не отпрашиваться.

По мнению младшего брата  Пушкин будучи мальчиком иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца «пожирая» все книги попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью Пушкин  к удивлению многих  в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты он поражал всех своей начитанностью.

3 . Замените вводные слова вводными предложениями.  Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. Дождь, казалось, никогда не утихнет. Соревнование, безусловно, состоится. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя.

3 . Замените вводные слова вводными предложениями.

Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. Дождь, казалось, никогда не утихнет. Соревнование, безусловно, состоится. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя.

А.Кушнера

А.Кушнера "Вводные слова".

Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова во-первых, во-вторых, Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.

Домашнее задание Выбрать из литературных произведений 6-7 предложений с вводными конструкциями.

Домашнее задание

  • Выбрать из литературных произведений 6-7 предложений с вводными конструкциями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя