Урок русского языка по теме «Вводные слова и предложения»
Цели урока: Дать понятие о вводных словах, их функции в предложении.
Познакомить с группами вводных слов.
Развивать умения выразительного чтения, опознавать вводные слова.
Воспитывать умения слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
План урока.
Организационно-мотивационный этап.
Актуализация знаний.
Формулирование цели и темы урока.
Формирование новых знаний и умений.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока.
1. Доброе утро! Сегодня на уроке мы должны узнать много нового, а чтобы материал был хорошо усвоен вами, нам необходимо потрудиться сообща. Я предлагаю вам немного размяться.
2. Вспомните, чем может быть осложнено предложение?
Запись предложений:
1 Весна, лето и зима - все времена года прекрасны по- своему.
2.Жду, весна, твоих первых дней.
3.Весной, кажется, обостряются чувства людей, делая их более восприимчивыми ко всему.
Назовите, чем осложнены предложения. В каком предложении возникло сомнение?
3. Какую роль выполняет слово «кажется»? Какой оттенок оно вносит в предложение? Как, по- вашему, можно назвать это слово? Обобщить ответы ребят. Что такое вводные слова, для чего они нужны? Чему мы должны научиться на уроке?
Обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока.
4. Сравним 2 предложения, разберём их по членам.
Приближение весны кажется чудом.
И 2 предложение: Весной, кажется, обостряются чувства людей, делая их более восприимчивыми ко всему.
Какую разницу вы заметили? Какой вывод можно сделать?
Запишите определения.
Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова не являются членами предложения и имеют разные значения.
Вводные предложения выполняют те же функции и имеют те же значения (модальное, эмоциональное, экспрессивное и др.), что и вводные слова. Вводные предложения выделяются паузами, произносятся более низким тоном и более быстрым темпом, чем основное предложение. Вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (я знаю, вы помните, как сообщают газеты и т. п.), односоставные неопределенно-личные (говорили о нем, как мне пишут и т. п.), безличные (можно полагать, как мне казалось и т. д.). Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению без союзов или при помощи союзов. А вы, я вижу, шелковый (Тургенев). Как выражаются моряки, ветер крепчал (Чехов).
Вводные предложения, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире.
А сейчас мы запишем основные группы вводных слов в виде таблицы.
5.Потренируемся.
1.
По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание.
Как говорят ученые, нас ожидает глобальное потепление
Поезд отправляется через час, следовательно, нам нужно выходить из дома.
К счастью, Печорин был погружен в задумчивость.
Мы собрались здесь, во-первых, для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел.
Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.
Вы, одним словом, легко отделались.
2.
Записать данные вводные слова в такой последовательности:
1) показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли;
2)источник высказываемой мысли;
3) связь высказанной мысли с предыдущей;
4) порядок высказываемых мыслей.
По преданию, к огорчению, напротив, вообще говоря, по моему мнению, таким образом, разумеется, правда, во-первых, во-вторых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, прежде всего, по-видимому, по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по сведениям, одним словом.
3.
Найдите вводные слова, определите их значение
К счастью, папы и мамы нет дома. Значит, можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, по правде сказать, интересно бывать у неё. Во-первых, у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых, Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, к удивлению, уже побывала в Италии и в Африке. В общем, у Любочки очень интересно.
4.
Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения. Определите их значение. Выделите грамматические основы в предложениях.
1. Её глаза, казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев). 2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький). 3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский). 4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев). 5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев). 6. Я вот, видите ли, жду эту даму... я знаю, что она тут (Достоевский). 7. ...А вечер провёл с Теглевым под навесом пустого сарая, в котором он устроил, как он выражался, летнюю свою резиденцию (Тургенев). 8. Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев). 9. Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Тургенев). 10. Филофей, хотя и дурак – по словам Ермолая – не удовлетворился одним этим заявлением (Тургенев). 11. Послушай, Николай! По-твоему, всё это у тебя умно, тонко, по всем правилам психологии, а, по-моему, это скандал, несчастие (Чехов). 12. Искусство Андрея Рублёва, к примеру, было по-настоящему открыто и изучено только в советское время (Кривицкий). 13. В последнее время появились монументы неизвестным солдатам и матросам рядовым, так сказать, солдатам «вообще» (Воронов). 14. В сенокос парни, по древнему порядку, сбрасывают девушек прямо в платьях в тёплую полдневную воду (Солоухин). 15. К счастью, он натёр себе сапогом ногу, и наутро его отвезли в санях на ближайшую станцию (Паустовский). 16. На мой взгляд, Есенин первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных (М. Горький). 17. Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев). 18. Разумеется, во время поисков тебе придётся говорить со многими людьми (Стругацкие). 19. Честно признаться, я и представить себе не мог, что такое возможно (Стругацкие). 20. Следовательно, работать ты будешь один (Стругацкие).
Ответы.
1. Казалось – «неуверенность, предположение»; по крайней мере – «оценка меры, степени того, о чём говорится»; выделяется вместе с обособленным оборотом, поскольку стоит в конце этого оборота (на его языке по крайней мере). 2. Видимо – «неуверенность, предположение». 3. Действительно – «достоверность, уверенность». 4. Напротив – «порядок мыслей, их связь». 5. Как водится – «степень обычности излагаемых фактов»; вводное предложение обособляется с двух сторон, поскольку стоит в середине обособленного члена предложения (возбуждая, как водится, в ребятишках изумление). 6. Видите ли – «привлечение внимания собеседника». 7. Как он выражался – «источник сообщения». 8. Вы понимаете – «привлечение внимания». 9. К неописанной нашей радости – «чувство радости, одобрения». 10. По словам Ермолая – «источник сообщения». 11. По-твоему, по-моему – «источник сообщения». 12. К примеру – «порядок мыслей, их связь». 13. Так сказать – «оценка стиля, манеры речи». 14. По древнему порядку – «степень обычности излагаемых фактов». 15. К счастью – «чувство радости, удовлетворения». 16. На мой взгляд– «источник сообщения». 17. Словом – «порядок мыслей, их связь»; тире ставится потому, что перед вводным словом стоят однородные члены (здравый смысл, твердость и свобода, участие), а после него – обобщающее слово (все достоинства). 18. Разумеется – «достоверность, уверенность». 19. Честно признаться – «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли». 20. Следовательно – «порядок мыслей, их связь».
Закрепим материал. (Приложение 1)
Какое из приведённых слов не бывает вводным
а) безусловно
б ) например
в ) примерно
г ) разумеется
Укажите какое вводное слово должно быть на месте пропуска в предложении Мы… будем заниматься английским языком.
а ) самостоятельно
б ) наверно
в ) даже
г ) раз в неделю
В каком предложении есть вводное слово или сочетание
а ) Уходя, гасите свет
б ) Ах, лето красное, любил бы я тебя
в ) Я слышал, что воду считали вещей силой
г ) К счастью, день закончился благополучно.
В каком предложении слово однако является вводным и обособляется с двух сторон запятыми ( знаки препинания не расставлены)
а ) Работа над проектом идёт однако ещё далеко.
б ) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это не так
в ) Письмо написано корявым почерком однако без ошибок
г ) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошёл.
Ключ ( 1- в, 2- б, 3- г, 4- г)
6.Итог урока.
Достигли ли мы целей, которых поставили в начале урока? Всё ли было понятно? Дайте оценку своей работы
Домашнее задание: составить небольшой рассказ, используя вводные слова. Определите их значение.