СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова и вводные конструкции.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводные слова и слова, которые не являются вводными. Выделение на письме запятыми вводных слов.

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова и вводные конструкции.»

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ

КЭС: ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворя­нин начала XIX века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С. Пушкин - автор произведения.

1) 1,2 2) 1,3 3)3,4 4) 1,2,3,4

Правильный ответ: 4.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  • какие выделяются группы вводных слов по значению;

  • какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за та­ковые;

  • как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к то­му, что он сообщает.

Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксиче­ской конструкции.

Вводные слова выражают

Примеры

Уверенность

конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, ес­тественно, действительно, как правило, без сомнения


Неуверенность

наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по- видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть


Чувства

к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доб­рого, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле


Источник

сообщения

по-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сообще­нию кого-либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выраже­нию кого-либо, по сообщениям печати


Порядок мыслей, их связь, итог

во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следова­тельно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напро­тив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между про­чим, подчеркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того


Способ

оформления мыслей

иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, луч­ше сказать


Привлечение

внимания

пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете, допустим, скажем


Степень обычности

бывало, по обыкновению, как правило


Примечание: Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются).

Пример: Бабушка, казалось, дремала. - Мне все это лишь казалось.

Можно использовать следующий прием для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения:

  • Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичны­ми водными словами.

Примеры:

Бабушка, казалось, дремала.

Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его не изменится.) Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенности «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением «видимо».)

  • Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя.

Пример: Мне все это лишь казалось. (Слово «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности.)

Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения, при пунктуации которых выпускники чаще всего допускают ошибки

Является вводным словом и выделяется запятыми




Не является вводным словом и не выделяется запятыми

Однако


Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО.

Пример: Он был, однако, угрюм и молчалив.


Если стоит в начале или в середине предложе­ния и его можно заменить союзом НО.

Пример: Однако (= но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался.

Наконец


Если указывает на связь излагаемых мыслей и имеет значение И ЕЩЕ (часто в предло­жении вводному слову НАКОНЕЦ предше­ствуют слова ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ или С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, по отношению к которым сло­во НАКОНЕЦ является замыкающим пере­числение).

Пример: Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и еще), можно отдох­нуть на даче.

Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не при­нес работу и, наконец, пролил сок на рисунок.


Если его можно заменить словосочетанием В КОНЦЕ КОНЦОВ или оно имеет значение ПОСЛЕ ВСЕГО, ПОД КОНЕЦ, В РЕ­ЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу -ТО).

Пример: Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего)

достигли берега.

Значит

Если синонимично словам СЛЕДОВА­ТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ.

Пример: Если наступит весна, значит (= следовательно), будет тепло.

Родятся люди, женятся, умирают; значит (= следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо.

Если близко по смыслу словам ОЗНАЧАЕТ, ЭТО.

Пример: Бороться - значит (= означает) по­бедить.


Является вводным словом и выделяется запятыми

Не является вводным словом и не выделяется запятыми

Действительно

Если стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение В САМОМ ДЕЛЕ, ПРАВДА.

Пример: Действительно (= в самом деле), его работа интересна.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не выделяется запяты­ми, если стоит в середине или в конце пред­ложения.

Пример: Его работа действительно интерес­на.


Слова, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми:

конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно, несомненно, по- видимому, пожалуйста, дескать.

Слова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными!

(частицы и наречия, которые не выделяются на письме запятыми):

авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине. по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

Примечание: наибольшее затруднение у многих выпускников вызывают предложения со словами как будто и словно. Экзаменуемые их ошибочно отождествляют с вводными словами и выделяют с двух сторон запятыми, что делать нельзя.

Например: Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист ее как будто хочет сорваться и умчаться вдаль.

Как будто, словно не вводные слова, не выделяются запятыми с двух сторон.

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах

  • Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его струк­туры.

ПРИМЕР: Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли дорогу.

(Можно выбросить вводную конструкцию из предложения, и оно будет выглядеть сле­дующим образом: Мы решили продолжать путь без проводника, но совсем потеряли дорогу.)

  • Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие ввод­ного слова из предложения или его перестановка невозможны.

ПРИМЕР: Он вернется сегодня, а может быть, завтра.

  • Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употребленных в абсолютном на­чале предложения.

ПРИМЕР: И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно.

  • Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое - нибудь одно слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной запятой обычно ставит­ся тире.

ПРИМЕР: Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать лошадям отдохнуть, с другой - чтобы самому отдохнуть и подкрепиться.

  • Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится тире (без запятой), а после него - запятая.

ПРИМЕР: В воздухе, в сухой траве, среди птиц - словом, всюду чувствовалось прибли­жение весны.


Алгоритм выполнения задания:

  • Проверьте, является ли выделенные слова вводными или схожими с ними по звучанию членами предложения, то есть определите, можно или нельзя их отбросить или удалить из предложения:

  • вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми;

  • схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми.

  • Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми

  • как будто, словно;

  • частицы и некоторые наречия:

авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как-будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине. по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание № 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4) 1,3


Задание № 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над сти­лем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот, каждый изгиб творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевается в рукописи.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3


Задание № 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) дер­жатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начи­нают себя вести как на войне.

1) 1,2 2) 3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4


Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова - купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый жи­вописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)2,3 4) 1,3


Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностя­ми. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.

1) 1,2,3,4 2) 3 3) 1,2 4) 1,3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!