Тема урока: | Вводный урок. Напутствие. |
Цели | Личностные: Осознание алгоритма успешного учебного действия. Осознание практической важности литературы. Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Регулятивные Предметные Активизация ранее полученных знаний. Формирование представления о литературе как искусстве слова. Связь литературы с другими видами искусства. Знакомство со структурой учебника. Метапредметные: развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. |
Задачи | развивать способность учащихся воспринимать фрагменты текста и их глубину; познакомить с ведущей темой изучения литературы в 5 классе (три основных понятия литературы: художественный вымысел, событие, сюжет); познакомить с основными рубриками учебника совершенствовать и развивать творческие умения на основе прочитанного |
Тип урока | Комбинированный |
Формы работы учащихся. | Коллективная и индивидуальная работа, групповая работа. |
Необходимое техническое оборудование. | Компьютеры, проектор, экран |
Формируемые УУД | Личностные: готовность к самообразованию и саморазвитию, обучение навыкам коммуникативной компетенции, оценивание результата собственной деятельности, осознание уровня собственной успешности при изучении данной темы; обучение приемам сохранения здоровья. Регулятивные: ставить цели деятельности, планировать работу на уроке, выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём условные обозначения. Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оформление речевого высказывания, своей позиции |
Планируемые результаты: | Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Метапредметные: Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению. Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. |
Основные понятия | Литература, фольклор, жанр |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник под ред. проф. Б.А.Ланина, часть 1 Раздаточный материал, презентация |
Организация учебного пространства |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа: “Всем лучшим во мне я обязан книгам...” (М.Горький) Какие мысли вызывают у вас эти слова? Какие книги читали накануне вечером в семье? Кто читал с вами? Что особенно поразило вас в прочитанном? Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам? | Отвечают на вопросы | Знание целей и задач изучения курса. Умение эмоционально пересказывать понравившееся произведение, делясь впечатлениями с друзьями | Личностные: готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность; повышение уровня мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: владеть речью в соответствии с нормами русского языка; формулировать собственное мнение; сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные умение выражать свои мысли, адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации. Познавательные: постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», Постановка проблемного вопроса | Введение в тему урока Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение: Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы. А. Книги читать | 1) а красна умом. | Б. Не красна книга письмом, | 2) тот много знает. | В. Кто много читает, | 3) друг человека. | Г. Книга в счастье украшает, | 4) - скуки не знать. | Д. Книга - | 5) а в несчастье утешает. | (книга учит жизни, даёт нам советы нам) Подберите синоним к слову СОВЕТ (наставление, напутствие) Выделите корень в слове НАПУТСТВИЕ и расшифруйте лексическое значение слова Как называется наш урок? Объединив слова ЛИТЕРАТУРА и НАПУТСТВИЕ, сформулируйте тему урока (Литература – напутствие нам, советы старшего поколения) | Учащиеся выполняют задание. Ответ: А – 4 Б – 1 В – 2 Г – 5 Д - 3 Ученики отвечают на вопросы, делают вывод | Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации Умение раскрывать внутренний потенциал. Развитие творческого мировосприятия. Активизация познавательного интереса к предмету, познанию нового. Умение отвечать на проблемный вопрос |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Вы согласны с тем, что литература – это напутствие нам? Докажите Ваши версии по поводу того, какие задачи ставит перед нами данная тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Кто думает иначе? | ученики самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней | Умение формулировать цели Умение аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить со структурой учебника, формировать представление о литературе как искусстве слова | 1. Знакомство с учебником Перед вами учебник. Что вы можете о нём сказать? Слева расположены слова «алгоритм успеха». Расшифруйте значение этого словосочетания. В чем будет проявляться наш с Вами успех, если на уроках литературы мы будем плодотворно работать, читая художественную литературу? Откройте оглавление части 1 учебника. Какие авторы и их произведения вам знакомы? Коротко расскажите об одном из своих любимых героях? 2.Работа над статьей «Напутствие» Выскажите свои предположения: урок литературы – это новый для вас урок или нет? Найдите ответ на этот вопрос в статье «Напутствие». Что значит выражение «хороший читатель»? На какие вопросы хороший читатель находит ответы в книгах? | Ответы на вопросы учителя и выборочное чтение статьи учебника «Напутствие» (стр. 3-4) (приём «Отвечает текст») Рассказы детей по теме “Мои любимые книги” | Знание структуры учебника и условных обозначений. Умение самостоятельно искать и выделять нужную информацию. Умение выразительно читать незнакомый текст. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Проверим внимание…» Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников | 1) если названное слово обозначает предмет, который мы можем прочитать, то потягиваемся на носочках вверх 2) если названное слово обозначает предмет, который мы можем написать, приседаем 3) если названное слово относится к литературе, то хлопаем в ладоши 4) если слово обозначает предмет, относящийся к народному творчеству, подпрыгиваем КНИГА, ПИСЬМО, РАССКАЗ, ПОСЛОВИЦА, СЮЖЕТ, ЧАСТУШКА, ЖУРНАЛ, СКАЗКА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ, ГАЗЕТА, ТЕЛЕГРАММА, БЫЛИНА 5) Упражнение для глаз: - возьмите в руки карандаш, в воздухе, следя глазами за движением карандаша. Будьте внимательны: вам надо не только выполнить мои задания, но и назвать слово, которое мы сейчас нарисуем: - нарисуйте букву Л - нарисуйте букву И - нарисуйте буквуТ - нарисуйте букву Е - нарисуйте буквуР - нарисуйте букву А Получилось слово ЛИТЕРА (Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное) | | Умение соотносить жанровую принадлежность произведение, литературные и устные народные произведения |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания | 1) Беседа с учащимися Как вы думаете, с чего началась литература? Менялась ли она, по-вашему, на протяжении веков? Почему давно созданные произведения читают всё новые и новые поколения? Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя? Зачем человеку нужна литература? Можно ли жить, не читая книг? Что побуждает человека к писательству? Почему не все, кто умеет писать, становится писателем? | Ответы учащихся | Умение логично и точно отвечать на вопросы. Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ. |
VI.Самостоятельная работа Цель. мобилизовать знания детей | Работа в группах. 1. Прочитайте правила работы в группе и следуйте им: 1. Думайте вместе. 2. Уважайте мнение других. 3. Не спрашивайте у учителя, спрашивайте у группы. 4. Оцените работу свою и всей группы. Поставьте оценку в оценочный лист. 5. При завершении работы возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это сигнал учителю и другим группам, что работа окончена | 2. Приём «Лото с продолжением…» Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение). (соотнести рисунки и слова) Какой рисунок остался без ответа? Какой материал использует писатель, создавая произведение? Докажите, что литература – это искусство слова. Оцените свою работу в группе, используя лист самооценки (см. Приложение) | Работа в группах Самооценка | Умение сопоставлять исходный материал Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ. |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Цветовая рефлексия Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!». | Высказывают свое мнение. | Развитие устной речи, умение слушать других. Умение оценивать свою работу и работу класса |
VIII. Домашнее задание. | 1. Перед вами три пословицы и несколько заданий, одно из которых вы письменно выполните дома Книга мала, а ума придала. Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно. Дом без книги – день без солнца. Задание 1: составить небольшой рассказ по одной из пословиц. Задание 2: Объяснить смысл пословицы (3-4 предложения) Задание 3: подобрать пословицы-двойняшки (4-5 пословиц) к одной из данных пословиц или 2. Письменно ответить на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания «Человек, который не читает, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать» | Выполняют домашнее задание | Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации |
1. Подпишите лист самооценки.
2. Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик
3. Оцените работу группы на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 во второй столбик
4. Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.
5. По завершении оценивания лист сдайте учителю