СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок №1 Б.Ланин литература 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводные уроки литературы часто вызывают у учителя затруднения: о чём говорить, как организовать работу пятиклассников, чтобы урок им был интересен. Особое затруднение вызывает и то, что урок должен отвечать всем требованиям ФГОС.

Учитель постарался составить первый урок по теме «Вводный урок. Напутствие» так, чтобы он соответствовал требованиям ФГОС. Это не конспект, а технологическая карта урока, где отмечены и УУД, и планируемые результаты. Но главное - он личностно ориентированный:  каждый ученик, независимо от уровня обученности и способностей, будет на каждом этапе урока востребован.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок №1 Б.Ланин литература 5 класс»

Технологическая карта урока № 1

Дата: ____________

Тема урока:

Вводный урок. Напутствие.

Цели

Личностные:

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.

  • Осознание практической важности литературы.

  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные

  • Активизация ранее полученных знаний.

  • Формирование представления о литературе как искусстве слова.

  • Связь литературы с другими видами искусства.

  • Знакомство со структурой учебника.

Метапредметные:

  • развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу,

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Задачи

  • развивать способность учащихся воспринимать фрагменты текста и их глубину;

  • познакомить с ведущей темой изучения литературы в 5 классе (три основных понятия литературы: художественный вымысел, событие, сюжет);

  • познакомить с основными рубриками учебника

  • совершенствовать и развивать творческие умения на основе прочитанного

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, групповая работа.

Необходимое техническое оборудование.

Компьютеры, проектор, экран

Формируемые УУД

Личностные:

готовность к самообразованию и саморазвитию,

обучение навыкам коммуникативной компетенции,

оценивание результата собственной деятельности,

осознание уровня собственной успешности при изучении данной темы;

обучение приемам сохранения здоровья.

Регулятивные:

ставить цели деятельности, планировать работу на уроке,

выполнять учебное задание в соответствии с целью

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

поиск и выделение необходимой информации,

умение ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём условные обозначения.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать друг друга,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

оформление речевого высказывания, своей позиции

Планируемые результаты:


Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Основные понятия

Литература, фольклор, жанр

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Учебник под ред. проф. Б.А.Ланина, часть 1

Раздаточный материал, презентация

Организация учебного пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа:

Всем лучшим во мне я обязан книгам...” (М.Горький)

  • Какие мысли вызывают у вас эти слова?

  • Какие книги читали накануне вечером в семье?

  • Кто читал с вами?

  • Что особенно поразило вас в прочитанном?

  • Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?

Отвечают на вопросы

Знание целей и задач изучения курса.


Умение эмоционально пересказывать понравившееся произведение, делясь впечатлениями с друзьями

Личностные:

готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность; повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:

владеть речью в соответствии с нормами русского языка;

формулировать собственное мнение; сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные

умение выражать свои мысли, адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.

Познавательные:

постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

Постановка проблемного вопроса

Введение в тему урока

Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение:

Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.

А. Книги читать

1) а красна умом.

Б. Не красна книга письмом,

2) тот много знает.


В. Кто много читает,

3) друг человека.

Г. Книга в счастье украшает,

4) - скуки не знать.


Д. Книга -

5) а в несчастье утешает.

  • - Если книга - друг человека, то в чём проявляется эта дружба? Какие есть гипотезы?

(книга учит жизни, даёт нам советы нам)

  • Подберите синоним к слову СОВЕТ (наставление, напутствие)

  • Выделите корень в слове НАПУТСТВИЕ и расшифруйте лексическое значение слова

  • Как называется наш урок?

  • Объединив слова ЛИТЕРАТУРА и НАПУТСТВИЕ, сформулируйте тему урока

(Литература – напутствие нам, советы старшего поколения)

Учащиеся выполняют задание.

Ответ:

А – 4

Б – 1

В – 2

Г – 5

Д - 3

Ученики отвечают на вопросы, делают вывод

Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации


Умение раскрывать внутренний потенциал.

Развитие творческого мировосприятия.

Активизация познавательного интереса к предмету, познанию нового.














Умение отвечать на проблемный вопрос

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

  • Вы согласны с тем, что литература – это напутствие нам? Докажите

  • Ваши версии по поводу того, какие задачи ставит перед нами данная тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

  • Кто думает иначе?

ученики самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней

Умение формулировать цели

Умение аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить со структурой учебника,

формировать представление о литературе как искусстве слова

1. Знакомство с учебником

  • Перед вами учебник. Что вы можете о нём сказать?

  • Слева расположены слова «алгоритм успеха». Расшифруйте значение этого словосочетания.

  • В чем будет проявляться наш с Вами успех, если на уроках литературы мы будем плодотворно работать, читая художественную литературу?

  • Откройте оглавление части 1 учебника. Какие авторы и их произведения вам знакомы?

  • Коротко расскажите об одном из своих любимых героях?

2.Работа над статьей «Напутствие»

  • Выскажите свои предположения: урок литературы – это новый для вас урок или нет?

  • Найдите ответ на этот вопрос в статье «Напутствие».

  • Что значит выражение «хороший читатель»?

  • На какие вопросы хороший читатель находит ответы в книгах?

Ответы на вопросы учителя и выборочное чтение статьи учебника «Напутствие» (стр. 3-4)

(приём «Отвечает текст»)









Рассказы детей по теме “Мои любимые книги”








Знание структуры учебника и условных обозначений.

Умение самостоятельно искать и выделять нужную информацию.

Умение выразительно читать незнакомый текст.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Проверим внимание…»

Цель:

повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников

1) если названное слово обозначает предмет, который мы можем прочитать, то потягиваемся на носочках вверх

2) если названное слово обозначает предмет, который мы можем написать, приседаем

3) если названное слово относится к литературе, то хлопаем в ладоши

4) если слово обозначает предмет, относящийся к народному творчеству, подпрыгиваем

КНИГА, ПИСЬМО, РАССКАЗ, ПОСЛОВИЦА, СЮЖЕТ, ЧАСТУШКА, ЖУРНАЛ, СКАЗКА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ, ГАЗЕТА, ТЕЛЕГРАММА, БЫЛИНА

5) Упражнение для глаз:

- возьмите в руки карандаш, в воздухе, следя глазами за движением карандаша. Будьте внимательны: вам надо не только выполнить мои задания, но и назвать слово, которое мы сейчас нарисуем:

- нарисуйте букву Л

- нарисуйте букву И

- нарисуйте буквуТ

- нарисуйте букву Е

- нарисуйте буквуР

- нарисуйте букву А

Получилось слово ЛИТЕРА

  • Что означает слово ЛИТЕРА?

  • Что означает слова ЛИТЕРАТУРА?

(Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное)

  • Связаны ли между собой слова ЛИТЕРА и ЛИТЕРАТУРА? Докажите


Умение соотносить жанровую принадлежность произведение, литературные и устные народные произведения

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания

1) Беседа с учащимися

  • Как вы думаете, с чего началась литература?

  • Менялась ли она, по-вашему, на протяжении веков?

  • Почему давно созданные произведения читают всё новые и новые поколения?

  • Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя?

  • Зачем человеку нужна литература? Можно ли жить, не читая книг?

  • Что побуждает человека к писательству?

  • Почему не все, кто умеет писать, становится писателем?


Ответы учащихся

Умение логично и точно отвечать на вопросы.

Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ.


VI.Самостоятельная работа

Цель.

мобилизовать знания детей

Работа в группах.

1. Прочитайте правила работы в группе и следуйте им:

1. Думайте вместе.

2. Уважайте мнение других.

3. Не спрашивайте у учителя, спрашивайте у группы.

4. Оцените работу свою и всей группы. Поставьте оценку в оценочный лист.

5. При завершении работы возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это сигнал учителю и другим группам, что работа окончена



2. Приём «Лото с продолжением…»

Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение).

  • Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом?

(соотнести рисунки и слова)

  • Какой рисунок остался без ответа?

  • Какой материал использует писатель, создавая произведение?

  • Докажите, что литература – это искусство слова.

  • Оцените свою работу в группе, используя лист самооценки (см. Приложение)

Работа в группах

























Самооценка


Умение сопоставлять исходный материал







Умение размышлять над поставленным вопросом и аргументировать свой ответ.












VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Цветовая рефлексия

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

Высказывают свое мнение.


Развитие устной речи, умение слушать других.

Умение оценивать свою работу и работу класса


VIII. Домашнее задание.

1. Перед вами три пословицы и несколько заданий, одно из которых вы письменно выполните дома

Книга мала, а ума придала. 

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

Дом без книги – день без солнца.

Задание 1: составить небольшой рассказ по одной из пословиц.

Задание 2: Объяснить смысл пословицы (3-4 предложения)

Задание 3: подобрать пословицы-двойняшки (4-5 пословиц) к одной из данных пословиц

или

2. Письменно ответить на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания «Человек, который не читает, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать»

Выполняют домашнее задание

Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации


Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ и САМООЦЕНКЕ

Прием «ЛОТО с ПРОДОЛЖЕНИЕМ»


Материал для создания произведений


краски


звуки


камень, дерево, гранит


пластилин, глина, мрамор


материал для создания произведений живописи

материал для создания музыки

материал для создания архитектурных сооружений

материал для создания скульптуры

материал для создания литературы


Лист самооценки ученика _________________

Критерии

самооценка

оценка работы всей группы

итог

Готовность к уроку




Активность на уроке



Личный вклад в работу группы




Инструкция

1. Подпишите лист самооценки.

2. Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик

3. Оцените работу группы на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 во второй столбик

4. Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.

5. По завершении оценивания лист сдайте учителю

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!