СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок к разделу «Служебные части речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок к разделу «Служебные части речи»

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок к разделу «Служебные части речи»»

Конспект урока русского языка в 7 классе

(учебник для 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.)

Учитель русского языка и литературы МОУ «Петровская СОШ» Спринсян Татьяна Игоревна

Тема: вводный урок к разделу «Служебные части речи».

Результаты обучения:

Личностные. Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности.

Метапредметные. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. Способность извлекать информацию из различных источников. Овладение приёмами отбора и систематизации информации на определённую тему. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Умение выступать перед аудиторией сверстников.

Предметные. Осознание эстетической функции родного языка. Опознавание и анализ языковых единиц — предлогов и союзов. Проведение морфологического разбора предлогов и союзов. Выполнение синтаксического разбора предложений.

Ц е л и: вспомнить различия между самостоятельными и служебными частями речи; совершенствовать навык определения принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.

Личностные УУД. Формирование осознанного отношения к учебной деятельности. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество в решении учебной задачи.

Тип урока: повторение и обобщение ранее изученного, объяснение нового материала по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Диалог, подводящий к теме.

- Мы с вами продолжаем изучать морфологию. Что изучает морфология?

- «Морфология» - это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

- Верно. Мы знаем, что все части речи делятся на две большие группы. Какие именно?

- На самостоятельные части речи и служебные части речи.

- Какие части речи являются самостоятельными?

- Самостоятельные части речи — это имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение.

- Осталось назвать служебные части речи. Кое-что о них вам известно из предыдущих классов.

- К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.

- Правильно. Как вы думаете, почему мы заговорили сегодня о предлогах, союзах, частицах?

- Это тема нашего урока!

- Итак, сегодня мы начинаем подробно изучать большой раздел морфологии «Служебные части речи». И тема нашего урока «Служебные части речи» (Запись темы урока в тетради)

  1. Повторение ранее изученного, объяснение нового материала. (Чтение и анализ § 51. Беседа по вопросам.)

- Скажите, ребята, что значит «служебная» часть речи?

- Это часть речи, которая не изменяется, не является членом предложения и самостоятельно не употребляется, а только с другими словами.

- Все это верно. Обратите внимание, что название «служебные» говорит само за себя. Это значит, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), так сказать, «прислуживают, служат» самостоятельным частям речи, именно поэтому они употребляются только с ними. Назовите известные вам предлоги, союзы, частицы?

- К, на, в, от, перед, за, у, около и др. – предлоги; и, а, но, да, как, или, чтобы и др. – союзы; бы, если, пусть, ли, ведь, же и др. – частицы.

- Хорошо. А сейчас давайте посмотрим на отрывок из сказки Петра Ершова «Конек-горбунок» (отрывок записан на доске):

Вечер … ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест краюшку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

… … прискочкой, … пан,

Боком входит … балаган.

Все по-прежнему стояло,

… коней … … бывало;

… игрушка-горбунок

… его вертелся ног.

- Вам, ребята, стало смешно! А все потому, что некоторые предложения из этого отрывка звучат несуразно и странно. Давайте восстановим текст, вставив в него подходящие по смыслу слова. Слова каких частей речи нам необходимы?

- Мы будем использовать служебные части речи.

- Давайте восстановим текст, переписав в тетради и подчеркнув служебные части речи (восстановление текста письменно, подчеркивая служебные части речи).

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Нет, нельзя, они необходимы в речи.

- Мы с вами наглядно увидели значимость предлогов, союзов и частиц в речи. Служебные слова используются очень активно и в нашей речи их количество составляет около 25%.

  1. Физкультминутка.

  2. Историческая справка.

- А известно ли вам, когда и как возникали в русском языке служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)?

(Читают подготовленные ученики.)

Предлоги. В древнерусском языке предлоги служили для связи слов. Они также не имели самостоятельного значения и употреблялись только в сочетании самостоятельными частями речи, в предложении предлоги не являлись членами предложения. По происхождению предлоги делятся на первичные и производные. На Руси до XVI века существовало слитное письмо. Многие первичные предлоги могли употребляться в качестве как предлогов (с именами), так и приставок (с глаголами). По своему происхождению первичные предлоги древние, они возникли праславянском языке и давно утратили связь с теми знаменательными словами, от которых произошли. Только при этимологическом анализе можно установить их происхождение. Но уже XVII веке появились не только непроизводные (первичные) предлоги, но и производные.

Производные предлоги образовались в более позднее время от других частей речи, в результате появились отыменные (образовывались от имен), отглагольные (образованные от глаголов), отнаречные (возникшие из наречий) и составные предлоги. Например, предлог около возник из наречия. Это слово образовано путем присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного коло – «круг». В современном русском языке производные предлоги возникают почти непрерывно.

Союзы по своей функции делятся на сочинительные и подчинительные. Самые древние союзы - сочинительные. Первоначально сочинительные союзы употреблялись не только при сочинительной, но и при подчинительной связи. Интерес представляет образование союзов от знаменательных слов, потерявших свое основной значение и получивших служебную роль. Например, союз лишь восходит к сравнительной степени от лихъ (лишний) и первоначально обозначало «больше». Начиная с XVIII века стали появляться составные союзы.

Частицы возникали позднее других частей речи. Они образовывались как от знаменательных, так и от служебных слов. Многие из них по звучанию совпадают со знаменательными словами – с глаголами (пускай, давай и др.), наречиями (как, просто, точно и др.), местоимениями (то, все и др.), а также с союзами (а, да и др.).

Очень интересно проследить происхождение ряда частиц: дескать – образовано путем сращения частицы де и фонетически измененной формы глагола сказать – скать; либо – образовано путем сращения частицы ли и союза бо (ср. ибо); первоначально усилительная частица; небось – сращение словосочетания не бойся; якобы образовано путем сращения устарелого наречия яко – «как будто» + бы.

Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.

- Узнали ли вы что-нибудь новое и интересное о служебных частях речи? (Дети перечисляют то, что им стало известно).

  1. Закрепление изученного материала.

- А сейчас вам предстоит выполнить задание. (Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки, заполнить таблицу, вписав в нее служебные части речи из данного текста.)

В знойный полдень. Мы сидели в т..н ( ) но и в тени было душно. Тяж…лый, знойный воздух словно замер. Горячее лицо с т…ской искало ветра, да ветра-то (не) было. Солнце так и било с син…го, потемневш…го неба. Прямо перед нами, на другом берегу, ж…лтело овс…ное поле, кое (где) поросшее полынью, и хоть бы один колос шевельнулся. (Не)много пониже крестьянская лошадь стояла в реке по колени ( ) и лениво обмахивалась хвостом. (Из)редка под нависшим кустом в…плывала большая рыба ( ) пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою лёгкую зыбь. Кузнечики трещали в порыжелой траве... Мы сидели (не)подвижно, подавле…ые жаром. Вдруг позади нас, в овраге, р…здался шум: кто (то) спускался к источнику. (И. Тургенев.)

Предлоги

Союзы

Частицы




- А сейчас прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось при заполнении колонок?

  1. Подведение итогов урока.

- Итак, сегодня у нас прошел вводный урок к теме «Служебные части речи».

- Что такое служебные части речи?

- Для чего они служат в нашей речи?

- Что общего у служебных частей речи?

- А чем они различаются?

- Большое спасибо вам, ребята, за урок! На следующем уроке мы начнем подробно изучать предлоги.

  1. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!