СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой вводный урок по самостоятельным и служебным частям речи. учащиеся обобщают известный им ранее материал, закладывают основы для знакомства с морфологией как разделом лингвистики.

Просмотр содержимого документа
«Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.»



Урок изучения нового материала.



Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

- дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;

- отработать навыки распределения слов по разным группам;

- вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

Ход урока:



  1. Организационный момент.



Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.



Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика».

Вопрос учителя:

- Что это за раздел?

Ответ ученика:

- Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

Вопрос учителя:

- Какие еще разделы лингвистики вам известны?

Ответ ученика:

- Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

Вопрос учителя:

- Что изучает каждый из разделов?

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя:

- Как называются эти группы?

Ответ ученика:

- Части речи.

Слайд 1

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)

Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Слайд 2.

Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.

(Текст читает вслух 1 учащийся.)

Вопрос учителя:

- Назовите тему текста.

Ответ ученика:

- Части речи.

Вопрос учителя:

- Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ ученика:

- Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

Вопрос учителя:

- Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.

Ответ ученика:

- Три.



III.«Открытие» детьми нового знания.



(На экране слова)

Слайд 3.

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

Вопрос учителя:

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика:

- Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

Верно. Те слова, которые записаны справа, называются

(дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.





Вопрос учителя:

- А те, которые слева?

Ответ ученика:

- Служебные.



IV. Этап осмысления.



Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя:

- Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

Ответ ученика:

- Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

Слайд 4.

(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.

 существительное

 прилагательное

самостоятельные  числительное

 глагол

 местоимение

 наречие

 предлоги

служебные  частицы

 союзы



междометия



Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя:

- Приведите примеры из таблицы

Вопрос учителя:

- Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

Ответ ученика:

- Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.



V.Подведение предварительных итогов.



Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.



VI. Первичное закрепление.



Слайд 5.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) обла… кам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам,

Прикладывайтесь (к) родникам -

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте (в) изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика:

- К художественному.

Вопрос учителя:

- В чем его отличие от научного?

Ответ ученика:

- Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.

Сделаем синтаксический разбор предложения:

Слайд 6.

Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное,

осложнено однородными сказуемыми)

(Ученики разбирают на экране)

Слайд 7.

VII.Самостоятельная работа учащихся.



Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.



VIII.Подведение итогов.



Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.



IX.



Слайд 8.

Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.