Ход урока
1. Орг. момент (проверка готовности урока, запись числа в тетради)
Учитель
Открыть наш урок мне хотелось бы такими словами:
« Пусть только слово «мир» звучит на разных языках».
2. Актуализация знаний - создание проблемной ситуации
Учитель
· Ребята, мы продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?
( Морфология - раздел науки о языке, изучающий слова как часть речи)
· А на какие 2 большие группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные)
· С какими служебными частями речи мы уже познакомились? (предлог и союз)
Учитель
· Давайте прочитаем данные предложения.
Ученик 1 1. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься
Ученик 2 2. Ещё трава полна прозрачных слёз, да гром вдали гремит раскатом!
Ученик 3 3.Да здравствует мир на планете!
Учитель
· Попробуйте выполнить задания
1 вариант найдите предложение с однородными членами и составьте схему.
2 вариант найдите сложное предложение, укажите его вид и составьте схему
- проверка у доски ( 1- однород. члены, 2 ССП 3 должно вызвать затруднения)
3. Подведение к теме
Учитель ( С детьми у доски )
· А с помощью чего соединены однородные члены предложения? ( Союзом «да» в значении «Но»)
· А простые в составе сложного? ( союзом ДА в значении И)
· ( ВСЕМ) А можем ли мы сказать, что ДА в предложении № 3 – союз? (нет, т.к не выполняет функции союза)
( Вопросы ,если ученики утверждают, что ДА в предложении №3- союз:
- Если да – союз, то почему он ничего не соединяет?
- Если да – союз, то почему его нельзя заменить на «но» или «и»? )
Учитель
· Если это не союз, то к какой из групп мы можем отнести данное слово : к самостоятельным частям речи или служебным ? Докажите свое мнение.
· Если это не союз и не предлог , то к какой группе служебных частей речи мы можем отнести данное слово? (Частица)
Значит тема нашего урока …. ( Частица как часть речи)
Запишите тему урока в тетради.
4. Целеполагание
Учитель
· Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
– Используйте для этого опорную запись.
Цель:
познакомиться с … как …
учиться … и использовать … в устной и … речи
Цель:
познакомиться с частицей как служебной частью речи;
учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи;
5. Этап усвоения новых знаний
Учитель
· Я вам предлагаю составить кластер по данной части речи и её роли в тексте.
Мы выяснили, что частица относится к служебным частям речи, а какие признаки объединяют все служебные части речи? ( предполагаемы ответы:
1. Не изменяется
2. Не является членом предложения
3. Нельзя поставить вопрос
Учитель
· Но каждая часть речи выполняет свою роль. Следственно, перед нами встаёт следующая задача. Какая? ( определить роль частиц в устной и письменной речи)
Учитель
· Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории.
Учитель
Сальмаева Алсу расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине. Он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
Учитель
· Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.
Учитель
Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Исследовательская работа
Учитель
· Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может они, вообще, не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы предлагаю Вам лингвистическое исследование: напишите предложения сначала с частицами, а потом исключите все частицы и прочитайте текст без них.
1 ряд работает с предложением №1
2 ряд с предложение №2
3 ряд в предложением №3
( карточка и слайд)
Если БЫ люди всей земли смогли БЫ договориться не воевать, не убивать, а жить в мире и согласии, как здорово было БЫ.
ПУСТЬ всегда обходят горе, беды
Каждый метр завещанной земли
ДАВАЙТЕ мир беречь на всей планете!
Ведь это здорово, когда смеются дети.
Далее на слайде …. Представлено пр №1 и отдельно глагол с частицей бы и без частицы
Учитель
· Итак, если в 1 предложении убрать частицу, то глагол из условного наклонения переходит в какую форму? ( форму прош.вр изъяв.накл)
На слайде …. Пр№2 и слова ПУСТЬ ОБХОДЯТ и ОБХОДЯТ
Учитель
А во втором предложении? ( Форма повелительного наклонения переходит в форму наст вр. изъявительного наклонения)
На слайде пр №3 и слова ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ и БЕРЕЧЬ
Учитель
А что происходит с глаголами в третьем предложении? (В нём форма повелительного наклонения без частицы «пусть» переходит в неопределённую форму.)
Учитель
· Какой же мы можем сделать вывод? Для чего служит частица в тексте?
(для образования формы)
Дополним кластер
· Но это ещё не всё.
Попробуйте данное предложение «Будет мир на всей планете!» дополнить частицами.
1 ряд используйте частицы РАЗВЕ, ЛИ
2ряд ВСЁ-ТАКИ, ТОЛЬКО
3 ряд ВРЯД ЛИ
НЕУЖЕЛИ
Учитель
Прочитав все предложения, можно ли сделать вывод, какую функцию выполняют частицы? (Частицы вносят различные смысловые оттенки значения , могут изменить смысл)
ДОПОЛНИМ кластер ( слайд)
Таким образом, можем ли мы дать полное определение частице как части речи?
Частица- служебная часть речи, которая служит для образования форм слова и вносит различные смысловые значения в предложение.
Учитель
Давайте сравним наш вывод со статьёй учебника (стр 164)
6. Этап применения новых знаний
Давайте прочитаем стихотворение. Выпишите частицы с теми словами, к которым они прикреплены, и определите, какую функцию выполняют частицы.
Мы,- промолвили частицы,-
Можем с каждым подружиться,
Выражаем утвержденье,
Отрицание,
Сомненье…
- Я всегда,- сказала НЕ,-
НЕ люблю, что НЕ по мне.
Заявляю, НЕ нужна
Людям новая война.
- Именно,-сказала ПУСТЬ,-
К этому и я стремлюсь:
ПУСТЬ на свете больше будет
Тех, кто мир приносит людям!
- Эту мысль,- вмешалась ДА,-
Подтверждаю я всегда…
ДА здравствуют дети
И мир на всей планете.
А. Тетивкин.
( не люблю, не по мне, не нужна – частица выражает отрицание,
пусть будет, да здравствуют- меняют форму)