СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

I. Организация начала урока.

         Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, чтобы у вас на столах лежало все, что необходимо для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

         Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)

III. Сообщение цели и темы урока

         Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. С места не выкрикиваем.

         1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

         2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

         3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

         4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

         5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?

         6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

     

п

р

и

Ч

а

с

т

и

е

       
 

п

р

и

л

а

г

А

т

е

л

ь

н

о

е

   
             

С

о

ю

з

           
   

ч

и

с

л

и

Т

е

л

ь

н

о

е

     
   

н

а

р

е

ч

И

е

               
             

Ц

                 
         

г

л

А

г

о

л

           

         Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)

    Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.

Как прекрасно запечатлел художник на полотне  предчувствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?

Почему?

Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.)

1ый вывод. Частица – служебная часть речи.

– А для чего же служит?

– Прочитаем предложение без частицы и сравним.

– Изменился ли основной смысл предложения?

– Какое значение вносит частица в предложение?

(Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.)(слайд 2,3)

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

2) Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Слайд № 4

Задание. Включите в предложение Я был чемпионом. частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)

Варианты, предложенные учащимися:

Я не чемпион.

Именно я чемпион.

Неужели я чемпион?!

Даже я чемпион.

Я все-таки чемпион.

Какие значения придают частицы словам и предложению?

На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.

 

Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).

Учитель читает легенду («тихий фон» – музыку):

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

Делаем вывод

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-ху

 

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи»

Ход урока

1. Орг. момент (проверка готовности урока, запись числа в тетради)

Учитель

 Открыть наш урок мне хотелось бы такими словами:

« Пусть только слово «мир» звучит на разных языках».

           2. Актуализация знаний - создание проблемной ситуации      

Учитель

·        Ребята, мы продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

Морфология - раздел науки о языке, изучающий слова как часть речи)

·        А на какие 2 большие группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные)

·        С какими служебными частями речи мы уже познакомились? (предлог и союз)

 Учитель

·        Давайте прочитаем данные предложения.

Ученик 1 1. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься

 Ученик 2 2. Ещё трава полна прозрачных слёз, да гром вдали гремит раскатом!

Ученик 3 3.Да здравствует мир на планете!

  Учитель

·        Попробуйте выполнить задания

 1 вариант найдите предложение с однородными членами и составьте схему.

2 вариант найдите сложное предложение, укажите его вид и составьте схему

проверка у доски  ( 1- однород. члены, 2 ССП 3 должно вызвать затруднения)

3. Подведение к теме

  Учитель ( С детьми у доски )

·        А с помощью чего соединены однородные члены предложения? ( Союзом «да» в значении «Но»)

·        А простые в составе сложного? ( союзом ДА в значении И)

·        ( ВСЕМ) А можем ли мы сказать, что ДА в предложении № 3 – союз? (нет, т.к не выполняет функции союза)

 ( Вопросы ,если ученики утверждают, что ДА в предложении №3- союз:

- Если  да – союз, то почему он ничего не соединяет?

- Если да – союз, то почему его нельзя заменить на «но» или «и»? )

Учитель

·        Если это не союз,  то  к какой из групп мы можем отнести данное слово : к самостоятельным частям речи или служебным ?  Докажите свое мнение.

·        Если это не союз и не предлог ,  то к какой группе служебных частей речи мы можем отнести данное слово?  (Частица)

Значит тема нашего урока …. ( Частица как часть речи)

Запишите тему урока в тетради.

4. Целеполагание

Учитель

·        Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
– Используйте для этого опорную запись.

Цель:

познакомиться с … как …

учиться … и использовать … в устной и … речи

Цель:

познакомиться с частицей как служебной частью речи;

учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи;

5. Этап усвоения новых знаний

Учитель

·        Я вам предлагаю составить кластер по данной части речи и её роли в тексте.

Мы выяснили, что частица относится к служебным частям речи, а какие признаки объединяют все  служебные части речи? ( предполагаемы ответы:

1. Не изменяется

2. Не является членом предложения

3. Нельзя поставить вопрос

 Учитель

·        Но каждая часть речи выполняет свою роль.  Следственно, перед нами встаёт следующая задача. Какая? ( определить роль частиц  в устной и письменной речи)

 

Учитель

·        Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории.

Учитель

  Сальмаева Алсу расскажет  вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему  делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине. Он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

Учитель

·        Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.

Учитель

 Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Исследовательская работа

Учитель

·        Это случилось  давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может они, вообще, не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы предлагаю Вам  лингвистическое исследование: напишите предложения сначала с частицами, а потом исключите  все частицы и прочитайте текст без них.

1 ряд работает с предложением №1

2 ряд с предложение №2

3 ряд в предложением №3

( карточка и слайд)

Если БЫ люди всей земли смогли БЫ договориться не воевать, не убивать, а жить в мире и согласии, как здорово было БЫ.

ПУСТЬ всегда обходят горе, беды

Каждый метр завещанной земли

ДАВАЙТЕ мир беречь на всей планете!

Ведь это здорово, когда смеются дети.

Далее на слайде …. Представлено пр №1 и отдельно глагол с частицей бы и без частицы

Учитель  

·        Итак, если в 1 предложении убрать частицу, то глагол из условного наклонения переходит в какую форму? ( форму прош.вр изъяв.накл)

 На слайде …. Пр№2 и слова ПУСТЬ ОБХОДЯТ и ОБХОДЯТ

Учитель

А во втором предложении?  ( Форма повелительного наклонения переходит в форму наст вр. изъявительного наклонения)

 На слайде пр №3 и слова ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ и БЕРЕЧЬ

Учитель

А что происходит с глаголами в третьем предложении?  (В нём  форма повелительного наклонения без частицы «пусть» переходит в неопределённую форму.)

Учитель

·        Какой же мы можем сделать вывод? Для чего служит частица в тексте? 

 (для образования формы)

 Дополним  кластер

·        Но это ещё не всё.

Попробуйте данное предложение «Будет мир на всей планете!» дополнить частицами.

1 ряд используйте частицы  РАЗВЕ, ЛИ

2ряд ВСЁ-ТАКИ, ТОЛЬКО

3 ряд ВРЯД ЛИ

НЕУЖЕЛИ

Учитель

Прочитав все предложения, можно ли сделать вывод, какую функцию выполняют частицы? (Частицы вносят различные смысловые оттенки значения , могут изменить смысл)

ДОПОЛНИМ кластер ( слайд)

Таким образом,  можем ли мы дать полное определение частице как части речи?

Частица- служебная часть речи, которая служит для образования форм слова и вносит различные смысловые значения в предложение.

Учитель

Давайте сравним наш вывод со статьёй учебника (стр 164)

6. Этап применения новых знаний

 Давайте прочитаем стихотворение. Выпишите частицы с теми словами, к которым они прикреплены, и определите, какую функцию выполняют частицы.

Мы,- промолвили частицы,-

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание,

Сомненье…

-    Я всегда,- сказала НЕ,-

НЕ люблю, что НЕ по мне.

Заявляю, НЕ нужна

Людям новая война.

-     Именно,-сказала ПУСТЬ,-

К этому и я  стремлюсь:

ПУСТЬ на свете больше будет

Тех, кто мир приносит людям!

-          Эту мысль,- вмешалась ДА,-

Подтверждаю я всегда…

ДА здравствуют дети

И мир на всей планете.

А. Тетивкин.

( не люблю, не по мне, не нужна – частица выражает отрицание,

пусть будет, да здравствуют- меняют форму)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!