СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Цели урока:

1.  Дать представление о частице как о служебной части речи.

2.  Сформировать навыки отличия частиц от  других служебных частей речи.    

3.  Уметь определять роль частиц в предложении.

 

2.Задачи:

2.1.Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся о служебных частях речи;
  • дать понятие о частице как части речи;
  • учить отличать частицы от других частей речи;
  • учить определять разряд частицы;  
  • учить самостоятельной работе со справочной литературой;
  • закрепить полученные знания.

2.2.Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь школьников;
  • стимулировать развитие внимания и наблюдательности;
  • развивать познавательную активность на уроке;
  • развивать аналитические способности: сравнение, синтез, обобщение.

2.3.Воспитывающие:

  • формировать навыки сотрудничества, уважительного отношения к чужому мнению;
  • воспитывать интерес к словарному богатству русского языка.

 

3.Тип урока: изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи»

Урок №118 Класс: 7А, 7Б, 7В Дата: 11.04.2019

Тема: «Частица как часть речи»


1.Цели урока:

1. Дать представление о частице как о служебной части речи.

2. Сформировать навыки отличия частиц от других служебных частей речи.

3. Уметь определять роль частиц в предложении.


2.Задачи:

2.1.Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся о служебных частях речи;

  • дать понятие о частице как части речи;

  • учить отличать частицы от других частей речи;

  • учить определять разряд частицы;

  • учить самостоятельной работе со справочной литературой;

  • закрепить полученные знания.

2.2.Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь школьников;

  • стимулировать развитие внимания и наблюдательности;

  • развивать познавательную активность на уроке;

  • развивать аналитические способности: сравнение, синтез, обобщение.

2.3.Воспитывающие:

  • формировать навыки сотрудничества, уважительного отношения к чужому мнению;

  • воспитывать интерес к словарному богатству русского языка.


3.Тип урока: изучение нового материала


4.Дидактические методы и приемы: беседа, рассказ, наблюдение, исследование, анализ текста, метод сопоставления, работа с книгой.


5.Дидактические средства: раздаточный материал (лингвистические сказки, схемы морфологического разбора), классная доска, карточки, «Справочные материалы» по русскому языку.


6. Обрудование: мультимедийный проектор


Ход урока.

1. Организационная часть. Приветствие, настрой на урок, ознакомление с темой урока, его целями и задачами.

2. Опрос-повторение ранее изученного материала.

  • На какие группы делятся все части речи?

  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

  • С какими служебными частями речи мы уже познакомились?

  • Какова роль предлога в предложении?

  • Для чего служит союз?

  • С какими частицами вы уже знакомы? Ответы учеников.

Учитель: Действительно, очень часто в нашей речи встречается отрицательная частица НЕ. К ней вы не раз обращались, изучая правила написания НЕ с различными частями речи. Но частиц значительно больше. Среди них есть и уже знакомые вам слова.

3. Объяснение нового материала.

Морфология – огромная страна, где живут части речи. И есть там небольшой край частиц. Частицы входят в группу служебных слов. И у них с союзами и предлогами много общего. Давайте вспомним, что объединяет все служебные слова.

- Частицы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

- Частицы не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса.

Термин «частица» совсем молодой. Он появился лишь в XIX веке. Первоначально он употреблялся как наименование всех служебных частей речи, а затем как название одной из них. Частицам долго пришлось доказывать свою значимость в мире служебных частей речи. Вот как об этом рассказывается в одной из лингвистических сказок:

«Было ль это или не было, но, говорят, как-то раз то ли предлоги, то ли союзы, то ли те и другие объявили частицам, что из всех служебных частей речи они самые незначительные — потому их и называют частицами, а частица — это что-то такое маленькое, не сто­ящее внимания.

Но ведь так же можно обидеть кого угодно! Не правда ли? Конечно, частицы обиделись! Как это все неприятно! И они ушли, ни минуты не колеблясь. Более несчастного дня не было в их жизни!

Если бы они могли, то ушли бы на край света — пусть их поищут! Но частицы не знали, как добраться туда, и отправились в гости, в страну Междометие,— за сочувствием. Ведь жители этой страны на редкость чувствительны! Разве вы не слышали об этом? Междометия не смогут вам назвать ни предметов, ни их признаков или действий, но всегда готовы сопереживать вам. Они попытались даже утешить частицы:

— Вы вовсе не такие уж маленькие,— говорили они части­цам,— во всяком случае, не все из вас: есть частицы вполне приличной длины — разве, -нибудь и особенно неужели.

— Да разве в этом дело? Как вы не понимаете?! — искренне удивлялись частицы.— За нашим скромным названием и непримет­ной внешностью скрывается нечто очень важное!»

Вот мы и должны помочь частицам доказать, что они занимают важное место в речи.

Для этого проведём исследование.

Включите в предложение «Я чемпион» частицы, принадлежащие к различным разрядам. Варианты, предложенные учащимся:

( учащиеся записывают, обозначают частицы, определяют их роль в предложении).

-Какое значение приобретает каждое новое предложение?

Я не чемпион. (отрицание)

Именно я чемпион.( уточнение)

Неужели я чемпион?! (сомнение)

Даже я чемпион. (усиление, ограничение)

Я все-таки чемпион.(удовлетворение)


Наблюдение: Представьте, что из предложений исчезли частицы:

  1. Я бы в дворники пошёл. – Я пошёл в дворники (действие станет реальным)

  2. Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге. - Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.(нарушится логика высказывания)

  3. Я не хочу разочаровать тебя, мой читатель. – Я хочу разочаровать тебя, мой читатель.(смысл поменяется на противоположный)

Вывод: наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы весьма велика.

Вывод: Главная роль частиц – вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений, выражать отношение говорящего к сказанному.

Закрепление.

  1. Задание: запишите предложения, обозначьте в них частицы:

  1. Он лишь частица в мире огромном.

  2. Что за прелесть эти сказки.

  3. Вот опальный домик…

  4. Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы.

  5. Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала.

Разряды частиц.

По значению частицы делятся на формообразующие и смысловые (модальные).

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Служат для образования степеней сравнения прилагательных и наречий – более, менее, самый.


Анализ предложений, записанных под диктовку.

  1. Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

  2. Мы коньками режем звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

- Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.

- Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

- помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

Смысловые частицы. Их роль в предложении.

1)Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

2) На слайде вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами.

1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … я тебе чужая? (А.Н.Островский)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)

Слова для справок: только, даже, разве, вот, как.

3)Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

4) Это интересно:

* Количество частиц не так велико, но одиннадцать из них входят в сотню самых частотных слов: не, же, вот, только, ещё, ну, ни, даже, ли, ведь.

* Частица ВОТ встречается в произведениях Пушкина около 1000 раз.

* Около 300 раз – усилительная частица ДАЖЕ.

Изучая любое художественное произведение, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок.

8. Подведём итоги: что вы сегодня узнали о частицах? Сыграем в игру «Кто последний». Тот, кто озвучит последние сведения о частицах, станет победителем, получит оценку «5»

9. Домашнее задание:

Изучить § 57. Выписать предложений с частицами из художественной литературы.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!