СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок по литературе в 5-м классе по программе под редакцией Г. И. Беленького. Тема: «О художественной литературе и чтении»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован в качестве вводного по любой программе.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по литературе в 5-м классе по программе под редакцией Г. И. Беленького. Тема: «О художественной литературе и чтении»»

Вводный урок по литературе в 5-м классе

По программе под редакцией Г. И. Беленького

Тема: «О художественной литературе и чтении»

Цель: обучать виденью красоты и образности русского слова; дать возможность самому создавать образные слова.

Задачи:

  • показать важность и необходимость изучения литературы;

  • показать, что поэтическое слово несет «потаенный» смысл;

  • организовать условия для создания собственного поэтического продукта.


Ход урока

«Око видит далеко, а ум еще дальше» (Пословица);

«Самого главного газами не увидишь. Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).


1. Вступительная беседа

Учитель:

- Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?
(Уроки чтения, литературного чтения).
- Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?
(Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, выразительно и по ролям читать рассказы и т.д.)

- На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Странно, почему же меняется название предмета?
Слово литература пришло к нам из языка древних римлян – из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях: Литература (лат.) — «написанное». Так что же такое литература?

(Это все то, что написано человеком)

- Скажите, возможно ли изучить весь объем мировой литературы?

(нет)

- Конечно, нет. Соответственно нам надо поставить перед собой какую-то реальную задачу. И задачу перед вами я ставлю следующую: научиться читать.

Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Но скажите, только ли это можно назвать умением читать?

2. Работа с эпиграфами

Обратимся к эпиграфам нашего урока.

Учитель:

- Как вы понимаете эти выражения? Объясните их смысл.

- Как вы думаете, что нужнее читателю: глаза, ум или сердце?

- Что такое «сердечное видение»?

А теперь ответьте мне на вопрос, так что же означает уметь читать?

Уметь читать» имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением).

Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами. А еще мы будем учиться понимать художественное произведение. Вслушиваться в голос писателя, всматриваться в слово, отгадывать секреты слова, его потаенный смысл.

3. Этимологическая пятиминутка

Учитель:

- Что же такое «потаенный смысл» слова?

Возьмём, к примеру, слово «Поцелуй»

В древнерусском языке слово целый имело значение «нетронутый, неповрежденный, здоровый». Ему был родствен глагол целить («лечить, то есть возвращать здоровье), от которого образовались прилагательное целебный («полезный для здоровья, для излечения») и существительное целитель.

Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода (сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым). Первоначально поцелуй был только формой повелительного наклонения глагола поцеловать. Ну а целиной называется еще не паханная, не тронутая земля. Это слово образовано с помощью того же суффикса, что и равнина.

Общая сема – «здоровье» или «нетронутый, неповрежденный». «Лишними словами» здесь будут цель и производные от него целиться и прицел. http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200601401

4. Частичный анализ отрывков стихов

Но есть и еще одна грань у слова, мы рассмотрели слово «поцелуй» с точки зрения происхождения, но слова способны обретать новый смысл и в контексте предложения.

"Зима недаром злится

Прошла её пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора..."

(Ф.И. Тютчев)


- Какое слово, на ваш взгляд, в этом отрывке употреблено в переносном значении?

(Слово злится)

- В каком значении употребляется слово?

Попробуем это слово заменить, как поменяется смысл?

- Такие слова становятся образными. Писатель превращает обычное слово в образ-символ: под его пером слово превращается в художественный образ, который увидеть и понять в художественном произведении может только очень чуткий и внимательный читатель. И это – первый, самый важный секрет словесного искусства – литературы – превращение слова в образ.

ОБРАЗНОСТЬ - основное свойство художественного произведения.
ОБРАЗНОЕ - слово, рождающее образ в нашем воображении.

(Определения записываются в тетрадь).

Учитель: найдите слова-образы.

"В лесу горит костёр рябины красной..." (С. А. Есенин)

«Поет зима, аукает…» (С. А. Есенин)

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный» (И. А. Бунин)

- Почему писатель выбирает такие слова? Что вы представляете, читая эти строки?

Вам не нужны были карандаши. Слово, которое нашел писатель, помогло вам нарисовать картину. Это образное слово. С помощью его писатель рисует.

5. Практическая часть урока

- А Можно ли научиться образно передавать свои чувства и ощущения, как это делают писатели? Можно ли научиться вглядываться в мир и рисовать словом увиденное? Давайте попробуем….

Задание: «Что на что похоже…» закончить предложения образно:

- раздаётся гром, как ….

- капля дождя на лепестке цветка, как (слеза, зеркало)

6. Зачитывание работ учащимися

7. Выставление оценок за урок

8. Подведение итогов.

Какой секрет словесного искусства мы с вами узнали сегодня? Что значит образность и насколько она важна в литературе? Увидели ли вы насколько красиво и таинственно слово?

7. Домашнее задание: Образно описать картинку природы: «Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч…»




























Список использованной литературы:

  1. Учебник литературы 5 класс под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2006 год) (базовый уровень).

Интернет – источники:

1. Разработка урока «Об использовании этимологии на уроках русского языка» http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200601401