СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Выбор профессии – дело серьезное».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Выбор профессии – дело серьезное». Цель:   Дать учащимся представления об основах профессионального  самоопределения, расширить    знания    учащихся   о   профессиях

Просмотр содержимого документа
««Выбор профессии – дело серьезное».»



Мероприятие по профориентации для учащихся 9-го класса


на тему:



«Выбор профессии – дело серьезное».

















Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях.


Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.


Ход классного часа.

Вступительная беседа

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Трудно сделать выбор порою.


-Ребята, сегодня на классном часе мы узнаем условия необходимые для правильного выбора профессии, постараемся выявить ваши склонности к тем или иным профессиям, познакомимся с конкретными профессиями и поговорим о выборе профессии, ведь выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Тема нашего классного часа «Выбор профессии – дело серьезное» (на доске)

Основная часть.

Учитель: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, ко­торые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:

  • слайд "хочу» профессия должна приносить радость и доход;

  • слайд "могу» у человека должны быть способности и возможности;

  • слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда

  1. Обращение внимания к надписи: «Хочу»

Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произой­ти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).

Классный руководитель. Да, действительно все на­чинается с ваших желаний, и если вы не хотите зани­маться каким-либо делом, то дальнейшая ваша карье­ра сложится не лучшим способом. Это чаще всего бы­вает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и ра­ботает «спустя рукава».Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух).

  1. Обращение к надписи «Могу»

Что же такое «могу»?

Могу - это задатки, способности, характер, темпе­рамент, здоровье.

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без уче­та способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).

Классный руководитель. Если у человека отсутству­ют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качествен­но. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности.

  1. Обращение к надписи «Надо»

Как вы думаете?

Надо – это потребность общества в данной профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профес­сию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).

Учитель: Да, безусловно, важно вла­деть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее. Получается:

профессия должна быть востребована на рынке труда.


Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.


Инсцени­ровка "Выбор профессии":

Денис: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?

Люба Ц.: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Настя?

Настя: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.

Альбина: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Денис?

Денис: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой го­род. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!

(Учащиеся обсуждают ситуацию).

Классный руководитель.

Вопросы-подсказки: все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия? Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Люба, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Любы в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Насти? Почему? Если она переедет в другой город?

А знает, ли чего хочет Альбина? Чей это выбор?

А что вы можете сказать про Дениса? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.

Чтобы вы посоветовали Любе, Насте и Альбине?

Примерные ответы детей:

— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.


Вопрос к ученикам: - Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?

Профессионал! (на доске)

-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?

На доске: Высокая работоспособность Исполнительность

Ответственность Организованность

Дисциплинированность


(Ответы детей).

Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?

Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».

От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Пра­вильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать чело­века несчастным.


Послушайте маленькую историю:

«Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с худож­ником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".

Обсуждение ситуации:

Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны "престижных" профессий?

(Ответы детей)

Обратимся к цитате Л.Н. Толстого, приведенной на доске: "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".

Недаром государство относится уважительно разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессио­нальные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Отве­ты детей.) (день учителя, , день водителя, день металлурга, день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства — третье воскресенье марта, российской печати-13 января, день заповедников- 11января, день бармена – 6 февраля и т.д.)

В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросо­вестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выра­жается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.


Я предлагаю поиграть в игру «Угадай профессию». Сейчас на экране вы увидите картинку той или иной профессии, ваша задача назвать профессию.


Список профессий, которые дети распределяют в соответствии с условиями туда.


ИГРА: Возьмитесь за руки. Я говорю: «А мне нравится профессия учителя». Следующий говорит то же, что я и добавляет еще одну профессию. Итак, я начинаю…



Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством

  2. «Человек-техника» - все технические профессии

  3. «Человек-человек»- все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей

  4. «Человек - знаковая система»- использование различных знаковых систем

  5. «Человек - художественный образ» - различные виды художественно - творческого труда

Обо всем этом вы узнали на предыдущем занятии с А.А., также вы прошли тест, в результате которого мы узнали, к какому типу профессии вы имеете склонности (зачитываю результаты, обсуждения).

Давайте назовём профессии, относящиеся к вашему типу.

Примерные ответы детей:

1.Растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.

2. Водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,

3. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.

4. Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфист и т. п.

5. Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по дереву и т. п.

Итак, вы смогли определить, к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально - особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.


Подведение итогов:

- Наш классный час подошел к концу. Что же вы узнали сегодня? (ответы детей).

- вы познакомились с профессиями, узнали какие условия необходимо соблюдать для правильного выбора, я помогла вам выявить ваши склонности и интересы к профессиям. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».


Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.