СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" (описание комнаты Самсона Вырина)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерьер. О Повести. Словарная работа. Работа с текстом (сравнительная таблица). История блудного сына. План изложения и задача. 

Просмотр содержимого документа
«Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" (описание комнаты Самсона Вырина)»

Выборочное изложение     по повести «Станционный смотритель»   А.С. Пушкина

Выборочное изложение   по повести «Станционный смотритель»  А.С. Пушкина

Интерьер –   Пейзаж – Портрет – изображение человека либо группы людей.   живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты. изображение природы или какой-либо местности.   Что такое интерьер? Для чего писатели описывают помещения, в которых живут герои?

Интерьер –

Пейзаж –

Портрет –

изображение человека либо группы людей.

живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты.

изображение природы или какой-либо местности.

  • Что такое интерьер?
  • Для чего писатели описывают помещения, в которых живут герои?
Повесть «Станционный смотритель»

Повесть «Станционный смотритель»

Повесть «Станционный смотритель» В произведении А.С.Пушкина

Повесть «Станционный смотритель»

В произведении А.С.Пушкина "Станционный смотритель" рассказывается о легкомыслии единственной дочери смотрителя – Самсона Вырина . Дуня помогала отцу, обслуживала дворян, когда те останавливались у  него и ждали лошадей. Но однажды она влюбилась в одного из дворян и уехала с ним без ведома отца. Ее отец не мог себе места найти и слег , ведь все, что у него было – это любимая дочь. В поисках дочери он отправляется пешком в Петербург , узнав из подорожной, куда направлялся ротмистр Минский. После недолгого разговора Минский дал Вырину немного денег и выпроводил его . Он ушел в глубоком горе, ведь Дуня была его единственной радостью и утешением, поэтому, когда ее не стало рядом, смотритель умер от горя : из его жизни ушло все самое дорогое , что у него было . Дуня потом приходила на кладбище к покойному отцу, но что толку, ведь его все равно не вернуть.

Работа с текстом Прочитайте розданный текст (1 и 2 часть). Что содержат оба текста?  Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? Все ли выделенные слова вам знакомы? Попробуйте дам им толкование.

Работа с текстом

  • Прочитайте розданный текст (1 и 2 часть).
  • Что содержат оба текста?
  • Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом?
  • Все ли выделенные слова вам знакомы?
  • Попробуйте дам им толкование.
Словарная работа * Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?) Смотритель –  Подорожная -  Смиренный –  Рубище – Трапеза – Шлафор – Бальзамин –  Сюртук –  Ветхость –  должностное лицо , которому поручено заведывание (управление) чем-либо, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь.  документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство  исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость ») это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи ( застолье ) вкушение пищи с соблюдением благочестия. длинное мужское утреннее платье,  халат . вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.  состояние разрушения, старости.

Словарная работа

* Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?)

Смотритель –

Подорожная -

Смиренный –

Рубище –

Трапеза –

Шлафор –

Бальзамин –

Сюртук –

Ветхость –

должностное лицо , которому поручено заведывание (управление) чем-либо, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь. 

документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство 

исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость »)

это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи

( застолье ) вкушение пищи с соблюдением благочестия.

длинное мужское утреннее платье,  халат .

вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых

длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный. 

состояние разрушения, старости.

Бальзамин Сюртук Шлафор Бальзамин

Бальзамин Сюртук Шлафор

Бальзамин

Работа с текстом Как автор назвал комнату героя? Почему? Отличаются ли описания комнаты? Почему, как думаете, автор 2 разных описал одно и тоже помещение?  С помощью чего мы можем понять, что настроение героя и автора изменилось?  найдите слова, подтверждающие, что комната и настроение изменились. Зафиксируем их в таблице .

Работа с текстом

  • Как автор назвал комнату героя? Почему?
  • Отличаются ли описания комнаты?
  • Почему, как думаете, автор 2 разных описал одно и тоже помещение?
  • С помощью чего мы можем понять, что настроение героя и автора изменилось?
  • найдите слова, подтверждающие, что комната и настроение изменились. Зафиксируем их в таблице .
Работа с текстом Комната до…  Комната после… «…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына». «тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына » . «на окнах уже не было цветов » . «горшки с бальзамином » «стол и кровать стояли на прежних местах » . «кровать с пёстрой занавескою » «всё кругом показывало  ветхость и небрежение » «самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого » «..как он постарел! » , «седина, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленная спина» «длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах » «бодрого мужчину в хилого старика » «смотритель спал под тулупом» Что автор хотел нам сказать этим примером перемены интерьера?

Работа с текстом

Комната до…

Комната после…

«…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына».

«тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына » .

«на окнах уже не было цветов » .

«горшки с бальзамином »

«стол и кровать стояли на прежних местах » .

«кровать с пёстрой занавескою »

«всё кругом показывало  ветхость и небрежение »

«самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого »

«..как он постарел! » , «седина, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленная спина»

«длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах »

«бодрого мужчину в хилого старика »

«смотритель спал под тулупом»

Что автор хотел нам сказать этим примером

перемены интерьера?

Картина «Возвращение блудного сына» Восстановите последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, используя слова в первой, в другой, наконец, в перспективе , далее

Картина «Возвращение блудного сына»

Восстановите последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, используя слова

в первой,

в другой,

наконец,

в перспективе ,

далее

План выборочного изложения Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после . Какие фрагменты текста нам будут нужны? ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН. План изложения Первое посещение обители Самсона Вырина. Описание комнаты и героя. Второе посещение дома героя. Описание комнаты и героя. Вывод. Что автор хотел нам показать такими изменениями в интерьере комнаты станционного смотрителя?

План выборочного изложения

Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после .

Какие фрагменты текста нам будут нужны?

ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН.

План изложения

  • Первое посещение обители Самсона Вырина. Описание комнаты и героя.
  • Второе посещение дома героя. Описание комнаты и героя.
  • Вывод. Что автор хотел нам показать такими изменениями в интерьере комнаты станционного смотрителя?
Удачной работы!

Удачной работы!