Урок литературы как образовательное событие.
Главное предназначение школы – качественное образование Содержание предметных областей изменить нельзя, поэтому необходимы изменения соотношения урочных и внеурочных форм организации урока: это значит, что 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных внеурочных формах:
внеурочные формы учебное (предметное) исследование и учебные (предметные) проекты, предполагающие авторское действие с учебным материалом, освоение иных видов деятельности конференция - аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской или творческой деятельности, представления «продуктов» и результатов образовательная экскурсия – внеаудиторное занятие, при котором ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью погружения - аудиторное занятие, направленное на освоение разнообразных форм учебной работы, формирование учебной самостоятельности в ходе проектной деятельности, решения практико-ориентированных заданий и предметно-практических ситуаций, задач проектного типа лаборатории и творческие мастерские — аудиторное занятие, направленное на расширение знаний, формирование умения пользоваться ими, проводить элементарные исследования, работать с научно-популярной литературой, помощь учащимся в ликвидации трудностей и проблем в процессе деятельности
Образовательное событие по Б. Д. Эльконину. В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. «Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания». Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события
Технология образовательного события - это одна из технологий открытого образования. Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие — это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.
Технология образовательного события - это одна из технологий открытого образования. Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие — это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.
Сущность образовательного события организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности
Предмет: литература
Класс 10
Урок-деловая игра с присвоением социальных ролей (2 часа)
Тема: «Выборы градоначальника города Глупова» (по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»).
Планируемые результаты
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- освоение межпредметных понятий (литература, история, обществознание, политология);
- овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей;
- овладение умениями воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- появление учебной, познавательной и социальной практики (социальные роли) по встраиванию в неизвестную среду;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- овладение умениями вести дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- появление способности слышать других и принимать чужую точку зрения;
-организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построение индивидуальной образовательной траектории.
- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области (сатира в литературе);
-
-виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
-формирование научного типа мышления, типах и видах отношений, владение ключевыми понятиями, методами и приемами.
Цели:
• создание условий для получения качественных образовательных результатов в соответствии с запросами общества, обеспечивающими возможности самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем;
• воспитание думающего ученика, способного встать на путь поиска истины, умеющего отличать позитивное от негативного, понимать, а не судить, выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения, быть терпимым к мнению других;
углубление и расширение читательского опыта учащихся через непосредственное восприятие художественного текста;
создание условий для понимания проблем, отражённых в произведениях разных авторов различных эпох, воспитание читательского интереса и эстетического вкуса.
Задачи:
- научить вдумчивому и внимательному чтению произведений художественной литературы, открывать тайны подтекста через приёмы интерпретации;
- развивать у учащихся ассоциативное и зрительное мышление, способность логически мыслить, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и аргументировать их;
- научить чувствовать нюансы языка, тонкости смыслов, улавливать контекстное значение слова, устанавливать связи и отношения между частями текста, переходить от целого к деталям, и наоборот, анализировать и интерпретировать произведения художественной литературы;
- научить понимать закономерности развития и смены литературных эпох и процессов;
- создать условия для сопоставления действительности, изображенной в произведении, с историческими процессами развития общества и философскими взглядами автора, устанавливать связи содержания текста произведения с имеющимися знаниями и опытом;
- научить через диалог на уроке не только грамотно говорить, но и слушать, соотносить свою позицию с позицией автора и другого читателя.
Этапы организации образовательного события
1 этап - определение тематики образовательного события | Учащиеся 10 класса, стоящие на пути определения своего будущего, являются свидетелями реалий жизни современного гражданского общества, но не принимают активного участия. Одной из привилегий гражданина демократического общества является участие в выборах. Выборы как инструмент развития гражданских прав и свобод в социальной жизни дают опыт осознания сопричастности гражданина к развитию государства. Урок-деловая игра с присвоением социальных ролей предоставляет возможность учащимся познакомиться с системой выборов |
2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. | Событийный характер урока обеспечивает разнообразие механизмов личностного и творческого развития участников, служит преодолению проблемы отчуждения в образовательном процессе, даёт возможность применить свои ЗУН в нестандартных ситуациях, научиться конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися. Базовый тип учебно-образовательного события – проектирование. Используются образовательные технологии и их приёмы: технология педагогических мастерских, тренинг, проблемное обучение, приёмы мультимедийной дидактики. Была составлено памятка об образовательном событии. На этом этапе должна быть организована совместная деятельность педагогов, родителей и учеников (по желанию). Участники определяют цели и задачи образовательного события, планируют этапы подготовки к образовательному событию и разрабатывают сценарий данного образовательного события. |
3 этап – подготовка к образовательному событию. | В процессе подготовки к образовательному событию обучающиеся получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие студии, где учащимся даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, учащихся, родителей (по желанию учащихся). |
4 этап – проведение образовательного события | Проведение образовательного события – проведения выборов. |
5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии | По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого |
ПАМЯТКА
Прочитать произведение М.Е. М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Осмыслить особенности творчества писателя-сатирика (приёмы сатиры, юмора, гротеска, аллегории (иносказания).
Проанализировать историко-культурную основу произведения.
Творческое переосмысление выборной ситуации: ВСЁ НЕГАТИВНО-ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ представлять как ПОЗИТИВНОЕ
Этапы подготовки
Объединиться в команды по 3-5 человек для реализации проекта «Выборы в градоначальники кандидата…».
Самостоятельно и по желанию выбрать из перечня градоначальников кандидата.
Распределить роли в группе.
Определить цель: кандидат должен одержать победу на выборах.
Работа с консультантами: учитель литературы, истории и обществознания, права, родители-юристы (по желанию).
Технологическая карта работы команды кандидата в избирательной кампании
Этапы | Студия Идеологов (доверенное лицо кандидата) | Студия PR менеджеров - координаторов мероприятий | Студия Агитаторов | Студия Журналистов | Студия Дизайнеров/ верстальщиков |
Постановка цели. Регламент работы Знакомство с правилами работы участников команды | участник команды, разрабатывающий ключевые идеи и стратегия избирательной кампании (программа кандидата, биография) | участник команды, отвечающий за создание и поддержание благоприятного имиджа кандидата и мероприятий кампании | участник команды избирательной кампании или ее сторонник, занимающийся агитацией, убеждающий массы в правильности программы кандидата и в необходимости активно бороться за осуществление ее лозунгов. | участник команды, отвечающий за статьи, фото, их публикацию о кандидате и ходе кампании | участник команды, разрабатывающий визуальное сопровождение кампании: постеры, агитационные листовки, презентации и т.д. |
Подготовка ( как правило, 5-7 дней) | Проработка биографии кандидата. Составление предвыборной программы | Переработка негативного материала в позитивный. Предложения по приёмам пиара (белый, чёрный) | Составление лозунгов, агиток, приёмов убеждения электората | Создание статьи о кандидате (важно сохранить и продолжить сатирический замысел автора) | Разработка стилистики презентации, оформления кампании |
Практическая деятельность | Создание проекта «Выборы в градоначальники кандидата…» и представление проекта в день выборов. |
Оценка деятельности | Место, занятое кандидатом на выборах. |
Групповая рефлексия | Подведение итогов. - Удалось ли осуществить задуманное? – Над чем еще нужно работать? - Справились ли с заданием? - Что было трудно? - Готовы ли к выполнению социальных проектов? - Над чем еще будете работать? |
Индивидуальная рефлексия | Что хочется изменить в своей части работы? Хотели бы попробовать себя в других ролях на выборах? Может ли такая деятельность стать вашей профессией? |
Этапы проведения образовательного события
Вступительное слово спикера (учитель).
Здравствуйте, уважаемые глуповцы. Настал решающий день в жизни нашего города: сегодня вы выбираете себе градоначальника!
Сегодня Вы, электорат, громко заявите о своих правах, сделав выбор в пользу одного из кандидатов.
В бюллетене, который вы получили, необходимо будет поставить ОДНУ галочку напротив фамилии того, кому вы отдадите Ваш голос, после заключительного представления командами кандидатов.
Слушайте, смотрите, думайте, выбирайте!
Сегодня у нас работает независимая счётная комиссия (из учащихся, не вошедших, по разным причинам, в команды) и международные наблюдатели (приглашённые учителя, родители (по возможности))
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
№ 13 Онуфрий Иванович Негодяев……………………………………………….
№ 7 Богдан Богданович Пфейфер…………………………………………………
№ 10 Маркиз Антон Протасьевич де Санглот………………………………..
….
…
Выступления команд кандидатов (5-7минут) – представление проектов (4-6 команд)
Голосование (учащиеся, наблюдатели).
Подсчёт голосов.
Объявление результатов голосования: называются первые три кандидата, набравшие большее количество голосов (от меньшего – к большему)
Объявление ПОБЕДИТЕЛЯ! Поздравления команды победившего кандидата.
Рефлексия
Приложение 1
Пример. Работа над проектом.
Изучение биографии.
Господин Негодяев служит градоначальником города Глупов с 1798 по 1802 гг.
Онуфрий Иванович Негодяев носит чин капитана:
"...капитан Негодяев..."
По происхождению градоначальник Негодяев является простым крестьянином, бывшим истопником (слугой, который занимается топкой печей):
"...бывый гатчинский истопник."
Градоначальник Негодяев ведет себя с глуповцами сурово, испытывая их на твердость:
"...хотя и не обладал так называемым "сущим" злонравием, но считал себя человеком убеждения (летописец везде вместо слова "убеждения" ставит слово "норов") и в этом качестве постоянно испытывал, достаточно ли глуповцы тверды в бедствиях."
Негодяев - отчаянный теоретик, но не практик:
"...люди, подобные Негодяеву, – всегда отчаянные теоретики и предполагают в смерде одну способность: быть твердым в бедствиях. Поэтому они отнимали у смерда кашу и бросали собакам."
Негодяев ведет в Глупове усиленную административную деятельность:
"Результатом такой усиленной административной деятельности..."
При Негодяееве главным заведением в городе становится съезжий дом (место, куда привозят арестантов):
"...среди которых лишь съезжий дом гордо высил к небесам свою каланчу..."
Негодяев разрушает улицы, вымощенные до него другими градоначальниками. Из этого камня он строит памятники:
"Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов."
К концу правления Негодяева дома в Глупове приходят в негодность. Сами глуповцы голодают, обрастают шерстью и сосут лапы:
"...к концу его градоначальничества Глупов представлял беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб, среди которых лишь съезжий дом гордо высил к небесам свою каланчу. Не было ни еды настоящей, ни одёжи изрядной. Глуповцы перестали стыдиться, обросли шерстью и сосали лапы."
Негодяева увольняют в 1802 году якобы за несогласие с начальством:
"Сменен в 1802 году за несогласие с Новосильцевым, Чарторыйским и Строгановым (знаменитый в свое время триумвират) насчет конституции, в чем его и оправдали последствия."
"...действительная причина его увольнения заключалась едва ли не в том, что он был когда-то в Гатчине истопником и, следовательно, до некоторой степени представлял собой гатчинское демократическое начало."
Биография кандидата в градоначальники города Глупов
Негодяева Онуфрия Ивановича (статья)
Биография нашего кандидата заслуживает особого внимания: кто и когда добивался таких высот, будучи выходцем из самого низшего сословия – крестьянин. Родители нарекли новорождённого именем Онуфрий (Др.-греческое имя, образовано от (ὀνο φορβός) [ono forvós] - "пастух ослов, ослятник"), зная, что ничего хорошего не может ждать их сына в жизни.
Но судьба распорядилась иначе: усердность привела его в истопники – работа, которую он делал отлично и так, что заслужил уважение графа. Потом Онуфрий стал незаменимым человеком – всем и всегда хочется тепла и уюта, а кто это может сделать лучше истопника? И для Онуфрия Ивановича открылась дорога к карьере. Он умел всегда быть почтительным с начальством, нужным в быту и службе, ответственным при выполнении важных заданий, что смог дослужиться до звания капитана.
Находясь на службе он, глядя на огонь и исчезающие в топке дрова, научился размышлять о жизни, стал философом-теоретиком. А это помогло ему уже однажды стать градоначальником, ну и звёзды, конечно.
Обратимся к нумерологии, глуповцы. Вас ждёт прекрасное будущее с Онуфрием Негодяевым, потому что число фамилии семь характеризует талантливых людей, способных добиваться больших успехов как в научной сфере, так и в гуманитарных дисциплинах.
Способность размышлять, анализировать и планировать свои действия, умение увлечь за собой, помогает людям с фамилией Негодяев становиться во главе различных групп людей и организаций. Этим людям для раскрытия своего творческого потенциала необходимо уединение. Кого-то это повергнет в депрессию и мрак, кому-то откроет новые горизонты для самореализации и общественного признания...
Не упустите возможность жить под началом такого человека!
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
кандидата на должность градоначальника города Глупов
Негодяева Онуфрия Ивановича
Уважаемые жители города Глупов! Скоро состоятся выборы Главы нашего города.
Я взвешенно и обдуманно выдвинул свою кандидатуру на должность градоначальника, так как имею опыт пребывания на этой должности в течение четырёх лет, пропагандируя активный образ жизни, проявляя любовь к родному краю, реально понимаю весь груз ответственности перед населением в должности градоначальника Глупова и готов к существенным действиям в решении проблем.
В основе моей Программы кандидата – комплекс наиболее актуальных задач, которые, как я считаю, необходимо поставить перед органами власти города. Главная цель моей Программы – это создание условий для достойной жизни города. Для этого необходимо слаженное, деловое взаимодействие администрации города в моём лице с жителями.
Предлагаю Вам на обсуждение мою предвыборную Программу.
Уважаемые жители города Глупов! На какие ресурсы я буду опираться при решении задач?
Финансы. Кредитам скажем: нет! Берём чужие, отдавать надо свои! Свои будем экономить!
Связь с населением. Без конструктивного взаимодействия с жителями города невозможно решение поставленных задач. В основном порядке обеспечить прозрачность моей деятельности, содействовать развитию общественного самоуправления: я предлагаю теорию – вы осуществляете её на практике. А я буду отстаивать ваши интересы перед начальством
Уровень образования глуповцев признать совершенным и не тратить средств на ведение войн за просвещение.
Что необходимо для развития города? Мои предложения не оригинальны - дорожная отрасль, сельское хозяйство, общественное питание, сфера услуг, культура, что позволит повысить экономическую устойчивость, следовательно, и благосостояние наших жителей.
Направления Программы сформированы исходя из запросов людей и реальных финансовых возможностей.
Основные направления реализации Программы:
Дорожная деятельность. Дороги должны стать основой для повышения культуры в городе Глупов. Дороги разберём и создадим шедевры монументального скульптурного искусства.
Существующие проблемы в жилищной сфере во многом обусловлены значительным износом оборудования. Важная задача – дать этому процессу дойти до финала. Освободить территорию от застроек для беспрепятственного перемещения глуповцев по городу. Комфортная среда нуждается в свободном пространстве.
Я как представитель гатчинского демократического начала считаю, что глуповцы достойны райской жизни. Сделаем Глупов городом-раем! Среди зарослей кустов, деревьев и травы будут без стыда (мы не повторим ошибки Адама и Евы!) ходить жители, свободные от одежды, зависти, еды (кашу надо отдать собакам!), способные обеспечить себя внутренними возможностями организма (обрастанием шерстью и сосанием лапы).
А это путь здорового образа жизни – возвращение к природе!
Путь к светлому будущему, которое я вам обещаю, нелёгок: и мы проверим со всей строгостью вашу способность быть твердыми в бедствиях. Только через тернии можно достичь звёзд!
Я верю в возможность исполнения моей программы, потому что я один из вас, глуповцы: я хоть и дослужился до капитана, но я, как и вы, простой истопник из крестьян.
Будучи истопником, я научился чутко реагировать на холод в отношениях с начальством, на потепление конституционных изменений и пекло социальных потрясений.
Я буду точно предсказывать вам веяния жизни, грозящие малейшими изменениями вашей жизни, и вам не придётся ни думать, ни переживать, а только с достоинством нести бремя моей усиленной административной деятельности.
А символом нашего города станет съезжий дом (не только же арестантам он необходим!), устремивший свою каланчу ввысь, указывая наш путь в светлое будущее!