СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вычисляем углы и расстояния в призме

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичесая карта урока "Вычисляем расстояния и углы в призме". Урок проводила в 10 классе углублённого изучения математики, в котором половина ребят ориентируются на профиль, соответственно другая половина - на базу. В этом сложность подборки материала для каждого урока

Просмотр содержимого документа
«Вычисляем углы и расстояния в призме»

Технологическая карта урока


ФИО разработчика

Смирнова Ирина Геннадьевна

Место работы

МОУ школа – интернат №2 «Рыбинский кадетский корпус»

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Призма. Правильная призма. (81-82)

Тема урока

Призма.

Уровень изучения

Углублённый

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

- мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода, формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

- формирование у каждого ученика навыков самоконтроля.

- содействие развитию наглядно-образного мышления, формированию потребности применять методы исследования

Метапредметные

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, выделять основное, находить ответы на поставленные вопросы

- соотнесение теоретических и практических представлений

Предметные

- оперировать понятиями призма, куб параллелепипед, знать их элементы, виды, изображения

- развивать и углублять знания учащихся о многообразии видов многогранников, проводить исследование, уметь анализировать, систематизировать новый материал, применять полученные знания к решению задач.

- оперировать понятиями, связанными с сечениями, углами и расстояниями в пространстве.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): призма, расстояние, угол, грани, вершины.

Краткое описание. В классе углублённого изучения математики 50%/50% будут сдавать базу и профиль. Поэтому с учётом учебного плана работаем на углублённом уровне, но каждый урок самостоятельные, парные и домашние задания идут с учётом профильной дифференциации. План рассчитан на 2 урока. После изучения определения, элементов, видов призм, их построения и вычисления площадей поверхности, два урока отвожу на разбор случаев вычисления расстояний и углов в призме на заданиях невысокого уровня сложности, но всё-таки очень полезных (по моему мнению) для учеников обоих уровней.

На уроке используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности, наглядный метод восприятия информации, профильная дифференциация.

Используемое оборудование: интерактивная панель, бумажные готовые модели призм (раздатка), задачи открытого банка ЕГЭ


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок. Какую тему мы изучаем? (Многогранники)

- Коробка, небоскрёб, сэндвич, кристалл, медовые соты, холодильник имеют форму какого многогранника? (Призмы)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний


Фронтальный опрос

- Что мы о призме уже знаем? (Определение, изображение, виды, элементы)

- Сформулируйте определение призмы

- Перечислите виды призм

  • по основанию

  • по боковому ребру

Мозговой штурм.

- На доске три одинаковые призмы

- Определите их вид (прямая, треугольная)

- Давайте их сделаем разными

1) у первой в основании прямоугольный треугольник

2) у второй в основании равнобедренный треугольник

3) а третья – правильная

- Какой можно сделать вывод? (Рисунок одинаковый, разными его делают обозначения, они очень важны)

- Сформулируйте определение правильной призмы

- Назовите элементы призмы (грани, рёбра, вершины)

- Какое наименьшее число граней может иметь многогранник? (4)

- Как называется такой многогранник? (тетраэдр) Появляется модель на доске

- Сколько у него рёбер и вершин? (рёбер – 6, вершин – 4)

- Дан куб

- Сколько у куба граней, рёбер, вершин? (Граней – 6, рёбер – 12, вершин – 8)

- У куба отпилили уголок. Сделайте рисунок и определите, сколько граней, рёбер и вершин у полученного тела.

(Граней – 7, рёбер – 15, вершин – 10).

- Вспомните, что изучали в 10 классе до многогранников? (параллельность и перпендикулярность в пространстве)

- Что вычисляли? (сечения, расстояния и углы в пространстве)

- Да, учились их строить, видеть, вычислять

Этап 1.3. Целеполагание

Ребята формулируют тему

- Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться применять полученные знания и умения для призмы)

БЛОК 2. Постановка проблемы и поиск путей решения проблемы

Этап 2.1. Осуществление учебных действий в изменённых условиях


Учебная проблема: учиться вычислять расстояние между точками, от точки до прямой, от точки до плоскости в призме.

Учебная ситуация 1

Дана прямая 4-угольная призма ABCDA1B1C1D1, в основании которой прямоугольник. АВ=1, AD=8, AA1=4.

Учащимся предоставляется модель призмы.

Вопросы к учащимся:

1. Вычислите расстояние между точками А1 и С. ( ). Ответ: 9.

2. Вычислите расстояние от точки В до прямой А1С.

( , где ВН – высота ▲ВСА1). Ответ:

3. Вычислите расстояние от точки А1 до плоскости ВСС1В1.

( ). Ответ: 1.

Вывод: расстояния в 4 –угольной призме вычислить несложно. Хочется рассмотреть и другие задачи на эти расстояния.

Учебная ситуация 2

- Какие углы в пространстве мы считаем? (между прямыми пересекающимися или скрещивающимися, между прямой и плоскостью, между плоскостями

1. В правильной 4-угольной призме ABCDA1B1C1D1 известно, что А1С=2АВ. Найдите угол между диагоналями А1С и В1D.


Ответ: 60º.

2. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все рёбра которой равны 6, найти угол между прямыми АА1и СВ1.



, т.к. АА1 ll ВВ1. Ответ: 45°.




3. В основании прямой 4-угольной призмы ABCDA1B1C1D1 – прямоугольник. Известны длины рёбер АВ=6, АD=8, АА1=21. Найти синус угла между прямыми АС и А1D1.


, т.к. А1С1llАС. Ответ: 0,6.



4. В правильной 4-угольной призме ABCDA1B1C1D1 все рёбра равны 6. Найти угол между прямой ВD1 и плоскостью АВС.


Ответ:

5. В правильной треугольной призме все рёбра равны 6. Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через ребро нижнего основания и противоположную вершину верхнего основания. Определите вид сечения. Вычислите площадь сечения. Найдите угол между плоскостью сечения и плоскостью основания.

С1А=

Ответ:




Вывод: все расстояния, углы и площади сечений можно вычислять в призме, это интересно, надо порешать еще задач. Рассмотреть пример с шестиугольной призмой.

Этап 2.2. Проверка усвоения

Пожалуй, самым сложным случаем является случай вычисления угла и расстояния между скрещивающимися прямыми. Используя приобретенные новые знания, ответьте на вопросы:

- как вычислить угол между скрещивающимися рёбрами в прямой призме? (Найти угол между пересекающимися прямыми, параллельными данным скрещивающимся).

- как вычислить расстояние между скрещивающимися прямыми в призме? (Решение может включать построение общего перпендикуляра к прямым и вычисление его длины).

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Самостоятельно разобрать и записать решение задачи

- В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все рёбра которой равны , нужно найти расстояние между прямыми AA₁ и BC₁ и угол между ними. Ответ: 1,5; 45°.

Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Базовый уровень

Профильный уровень


1. Плоскость, проходящая через три точки A, B и C, разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько вершин у получившегося многогранника с меньшим числом граней?


2. От деревянной правильной треугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько вершин у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)?


Ответ: 6; 18.

1. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все рёбра которой равны 2, найдите угол между прямыми BB1 и AC.

2. В прямой 4-угольной призме ABCDA1B1C1D1 известны длины рёбер: AB=28, AD=16, AA1=12. Найдите синус угла между прямыми DD1 и B1C.

Ответ: 90º; 0,8.

Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности

Даны две коробки, имеющие форму правильной четырёхугольной призмы, стоящей на основании. Первая коробка в два раза выше второй, а вторая втрое шире первой. Вместимость какой коробки больше? (Второй)



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Работа в парах.

- От деревянного куба отпилили все его вершины. Сколько вершин у получившегося многогранника?

- К правильной треугольной призме приклеили правильную треугольную пирамиду так, что основания совпали. Сколько граней у получившегося многогранника?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Продолжите высказывания об уроке.

1. Мне понравился сегодняшний урок тем…

2. Для меня тема трудная, вот если бы…

3. Для меня тема легкая, и я …

Этап 5.2. Домашнее задание. Задачи на карточках

База

Профиль

1. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 все ребра равны 1. Найдите угол DAB. Ответ дайте в градусах.

2. Вычислите количество проволоки для изготовления каркаса в виде правильной шестиугольной призмы, все рёбра которой равны 10 см.

Ответ: 60°, 180 см.

1. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все рёбра которой равны 1, нужно найти угол между прямыми АА₁ и Е₁С. 

2. В основании прямой треугольной призмы прямоугольный равнобедренный треугольник. Катеты основания 6, боковое ребро 8. Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через катет нижнего основания и противоположную вершину верхнего основания. Определите вид сечения и его площадь. Найдите угол между плоскостью сечения и плоскостью основания.

Ответ:


9