Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет | Организует устный счет с целью актуализации знаний (см. Ресурсный материал) | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Вспоминают состав числа 4 | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 63–64). Задание 1 | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Как можно вычесть число 4? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – Вычесть можно по шкале линейки, по частям. 8 – 4 4 – это 3 и 1. 8 – 3 = 5 5 – 1 = 4 6 – 4 4 – это 1 и 3. 6 – 1 = 5 5 – 3 = 2 5 – 4 4 – это 2 и 2. 5 – 2 = 3 3 – 2 = 1 Вывод: самый удобный случай вычитания 4, когда 4 представляем как 2 и 2 | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
Задание 2 | – Объясните, как из числа 11 вычли 1 по линейке. – Покажите на карточках ответы: 18 – 8 16 – 6 17 – 7 14 – 4 15 – 5 19 – 9 – Рассмотрите приемы вычислений. Объясните, как отнимали число 4. Запомните: | 11 – это 1 дес. 1 ед. Отнимем 1 ед., остается 1 дес., значит, 11 – 1 = 10. 12 – это 1 дес. и 2 ед. Отнимем 2 ед., останется 1 дес., значит, 12 – 2 = 10. 13 – это 1 дес. 3 ед. Отнимем 3 ед., останется 1 дес., значит, 13 – 3 = 10. – Число 4 надо разбить на две части так, чтобы при вычитании первой части получалось 10, а потом надо вычесть оставшуюся часть. Объясняют вычисления: 11 – 4 = 12 – 4 = 13 – 4 = 4 – это 1 и 3 4 – это 2 и 2 4 – это 3 и 1 11 – 1 – 3 = 7 12 – 2 – 2 = 8 13 – 3 – 1 = 9 |
Задача 3 | – Рассмотрите рисунок. – Сколько было огурцов? Сколько было помидоров? – Как понимаете – съели все огурцы? – Что означает, что съели столько же помидоров? – Сколько осталось помидоров? – Сколько осталось огурцов? – Сколько овощей было? – Сколько овощей съели? | Дети рассматривают иллюстрацию к задаче, читают вопросы и отвечают на них. – Было 4 огурца, 6 помидоров. – Съели 4 огурца, не осталось огурцов. – Съели 4 помидора. Решение: 6 – 4 = 2 (помидора) – осталось. Решение: 4 – 4 = 0 (огурцов) – осталось. Решение: 6 + 4 = 10 (овощей) – было. Решение: 4 + 4 = 8 (овощей) – съели |
Задание 4 | – Прочитайте задание. Рассмотрите иллюстрацию. Придумайте задачу. – Сколько рыбок осталось плавать в первом аквариуме? Как нашли? – Прочитайте и решите задачу | – В одном аквариуме плавало девять рыбок. Четыре рыбки Витя пересадил во второй аквариум. Решение: 9 – 4 = 5 (рыбок) – осталось плавать в первом аквариуме |
Задание 5 | – Сколько детей играли в прятки? Сколько выложим фишек? – Сколько детей ушли? Сколько фишек уберем? – Сколько детей продолжили играть? – Каким действием можно найти это число? | Решают задачу с помощью фишек. – 6 детей играли в прятки. – 4 детей ушли. – 2 детей продолжили играть. – Вычитанием: 6 – 4 = 2 |
Задание 6 | На доске записаны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. – Обведите в круг те числа, из которых можно вычесть число 4. – Из каких чисел нельзя вычесть 4? Почему? | Дети записывают числа в тетрадь. – Из 0, 1, 2, 3 нельзя вычесть 4, потому что из меньшего числа нельзя вычесть большее |
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Задание 10 (с. 65) | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Вычислите сумму и разность чисел | Отвечают на вопросы учителя. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Выполняют сложение и вычитание устно по «цепочке» | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
Задание 11 | – Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать? – Сколько таблеток было? | – 6 таблеток осталось. Решение: 6 + 4 = 10 (таблеток) – было |
Задание 12 | – Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать? | Решение: 4 + 1 + 2 = 7 (человек) |
Задание 13 | – Вычислите умножение и деление | Используя цветные фишки, выполняют умножение и деление. 6 взять 3 раза, получим 18. 3 взять 6 раз, получим 18. 4 взять 2 раза, получим 8. 2 взять 5 раз, получим 10. 16 разложим по 4, получим 4. 12 разложим по 3, получим 4 |
Задание 14 (с. 66) | – На каждый конверт наклеили две марки. Всего наклеили 14 марок. Докажите, что было 7 конвертов | Обучающиеся раскладывают 14 фишек по две и считают количество пар |
Задание 15 | – Как зовут девочку? | Используя ключ к разгадке, получают ответ «Вика» |
Задание 16 | – Сколько пар перчаток можно связать из одного мотка пряжи? – Сколько пар перчаток получится из четырех мотков? – Сколько штук перчаток получится из этой пряжи? | – Одну пару перчаток можно связать из одного мотка пряжи. – Четыре пары перчаток получится из четырех мотков. Решение: 4 · 2 = 8 (перчаток) |
IV. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. – Что нового узнали на уроке? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |