СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вычитание числа 4

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Вычитание числа 4»

Урок 90. Вычитание числа 4

Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с приемами вычитания числа 4; способствовать формированию умений решать текстовые задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с табличными случаями вычитания числа 4;

научатся: выполнять сложение и вычитание известными приемами; объяснять приемы вычислений: называние одного, двух, трех следующих за данным числом (предшествующих ему) чисел; выполнять прибавление

и вычитание числа по частям

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – ознакомление с табличными случаями вычитания числа 4; сложение и вычитание известными приемами; приемом вычислений: называние одного, двух, трех следующих за данным числом (предшествующих ему) чисел; прибавление и вычитание числа по частям; логические – установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; владеть диалогической формой речи

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности
обучающегося

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет

Организует устный счет с целью актуализации знаний
(см. Ресурсный материал)

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Вспоминают состав числа 4

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

II. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 63–64).

Задание 1

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Как можно вычесть число 4?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

– Вычесть можно по шкале линейки, по частям.

8 – 4 4 – это 3 и 1. 8 – 3 = 5 5 – 1 = 4

6 – 4 4 – это 1 и 3. 6 – 1 = 5 5 – 3 = 2

5 – 4 4 – это 2 и 2. 5 – 2 = 3 3 – 2 = 1

Вывод: самый удобный случай вычитания 4, когда 4 представляем как 2 и 2

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

Задание 2

– Объясните, как из числа 11 вычли 1 по линейке.

– Покажите на карточках ответы:

18 – 8 16 – 6 17 – 7

14 – 4 15 – 5 19 – 9



– Рассмотрите приемы вычислений. Объясните, как отнимали число 4.

Запомните:

11 – это 1 дес. 1 ед. Отнимем 1 ед., остается 1 дес., значит, 11 – 1 = 10.

12 – это 1 дес. и 2 ед. Отнимем 2 ед., останется 1 дес., значит, 12 – 2 = 10.

13 – это 1 дес. 3 ед. Отнимем 3 ед., останется 1 дес., значит, 13 – 3 = 10.

– Число 4 надо разбить на две части так, чтобы при вычитании первой части получалось 10, а потом надо вычесть оставшуюся часть.

Объясняют вычисления:

11 – 4 = 12 – 4 = 13 – 4 =

4 – это 1 и 3 4 – это 2 и 2 4 – это 3 и 1

11 – 1 – 3 = 7 12 – 2 – 2 = 8 13 – 3 – 1 = 9

Задача 3

– Рассмотрите рисунок.


– Сколько было огурцов? Сколько было помидоров?

– Как понимаете – съели все огурцы?

– Что означает, что съели столько же помидоров?

– Сколько осталось помидоров?


– Сколько осталось огурцов?

– Сколько овощей было?

– Сколько овощей съели?

Дети рассматривают иллюстрацию к задаче, читают вопросы и отвечают на них.

– Было 4 огурца, 6 помидоров.

– Съели 4 огурца, не осталось огурцов.

– Съели 4 помидора.

Решение: 6 – 4 = 2 (помидора) – осталось.

Решение: 4 – 4 = 0 (огурцов) – осталось.

Решение: 6 + 4 = 10 (овощей) – было.

Решение: 4 + 4 = 8 (овощей) – съели

Задание 4

– Прочитайте задание. Рассмотрите иллюстрацию. Придумайте задачу.

– Сколько рыбок осталось плавать в первом аквариуме? Как нашли?

– Прочитайте и решите задачу

– В одном аквариуме плавало девять рыбок. Четыре рыбки Витя пересадил во второй аквариум.

Решение: 9 – 4 = 5 (рыбок) – осталось плавать в первом аквариуме

Задание 5


– Сколько детей играли в прятки? Сколько выложим фишек?

– Сколько детей ушли? Сколько фишек уберем?

– Сколько детей продолжили играть?

– Каким действием можно найти это число?

Решают задачу с помощью фишек.

– 6 детей играли в прятки.


– 4 детей ушли.

– 2 детей продолжили играть.

– Вычитанием: 6 – 4 = 2

Задание 6

На доске записаны числа:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

– Обведите в круг те числа, из которых можно вычесть число 4.

– Из каких чисел нельзя вычесть 4? Почему?

Дети записывают числа в тетрадь.


– Из 0, 1, 2, 3 нельзя вычесть 4, потому что из меньшего числа нельзя вычесть большее

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Задание 10
(с. 65)

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.



– Вычислите сумму и разность чисел

Отвечают на вопросы учителя. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Выполняют сложение и вычитание устно по «цепочке»

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 11

– Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать?

– Сколько таблеток было?

– 6 таблеток осталось.

Решение:

6 + 4 = 10 (таблеток) – было

Задание 12

– Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать?

Решение:

4 + 1 + 2 = 7 (человек)

Задание 13

– Вычислите умножение и деление

Используя цветные фишки, выполняют умножение и деление.

6 взять 3 раза, получим 18.

3 взять 6 раз, получим 18.

4 взять 2 раза, получим 8.

2 взять 5 раз, получим 10.

16 разложим по 4, получим 4.

12 разложим по 3, получим 4

Задание 14
(с. 66)

– На каждый конверт наклеили две марки. Всего наклеили 14 марок. Докажите, что было 7 конвертов

Обучающиеся раскладывают 14 фишек по две и считают количество пар

Задание 15

– Как зовут девочку?

Используя ключ к разгадке, получают ответ «Вика»

Задание 16

– Сколько пар перчаток можно связать из одного мотка пряжи?

– Сколько пар перчаток получится из четырех мотков?

– Сколько штук перчаток получится из этой пряжи?

– Одну пару перчаток можно связать из одного мотка пряжи.

– Четыре пары перчаток получится из четырех мотков.

Решение:

4 · 2 = 8 (перчаток)

IV. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

– Что нового узнали на уроке?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности