СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению В.Ю. Драгунского. 

Просмотр содержимого документа
«Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»»

Предмет: Литературное чтение.

Тема: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
(
с. 161–167)

Цель: Познакомить с творчеством и произведением В.Драгунского.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом В. Драгунского; способствовать развитию навыков чтения, умения оценивать поступки героев.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; подробно пересказывать на основе вопросов; выразительно читать отрывки; восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Метапредметные: познавательные: выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная; методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/articles/627193/

2. http://pedsovet.su/load/239-1-0-35233

Оборудование: компьютер, телевизор;

Средства обучения: карточка с шифром, портрет В. Драгунского, толковый словарь С.И.Ожегова

Ход уроков

I. Организационный момент.

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать. Улыбнулись друг другу. Пожелали мысленно удачи.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ учащимися произведения Л.Н.Толстого «Филипок» (оценивание ответов учащихся)

III. Постановка темы, цели урока. Литературная разминка.

– Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете…

 Александр Сергеевич (Пушкин)

 Чуковский (Корней Иванович)

 Самуил Яковлевич (Маршак)

 Михалков (Сергей Владимирович)

 Носов (Николай Николаевич)

 Эдуард Николаевич (Успенский)

 Берестов (Валентин Дмитриевич)


Сегодня мы с вами попробуем себя в роли шифровальщика и попробуем расшифровать код – отгадать название произведения, с которым должны познакомиться на уроке.

Необходимо обвести каждую третью букву и прочитать название произведения:

Пртападщйжзнкаоваеывсюдтцуасвнфыочсвепииттьосеуяцпязрвтунжыымнм (Приложение 1)


Ответ:пртападщйжзнкаоваеывсюдтцуасвнфыочсвепииттьосеуяцпязрвтунжыымнм

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного детского писателя В .Драгунского на примере рассказа «Тайное становится явным»

IV. Работа по теме урока.

1. Расширение знаний о жизни и творчестве писателя В. Ю. Драгунского.

– Какие факты из биографии Виктора Драгунского вам запомнились? (Родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москву. После окончания учёбы Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска.)

– Виктор Драгунский работал шорником. Кто-нибудь знает, что это за профессия?

– Вам задание – найти в словаре или узнать у взрослых, что это за профессия.

Шорник – специалист по шорным изделиям.

Шорный – относящийся к ремённой упряжи и другим техническим изделиям из кожи.

– У писателя два сына. Это Леня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. И Денис и Ксения – писатели.

– Что пишет Виктор Драгунский? Стихи, сказки, рассказы?

– А какие рассказы? Смешные или грустные?

2. Викторина по изученным произведениям В. Драгунского.

– Попробуйте по отрывкам узнать рассказ (зачитываю отрывки).

 «И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара»… («Друг детства».)

 «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе». («Что я люблю».)

«Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!»… («Он живой и светится».)

 «Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

– Ой, – сказал он смущенно, – чуть не забыл! Ещё – котят! И бабушку!» («Что любит Мишка».)

 «– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь маляром!» («Сверху вниз, наискосок!»)

 «– Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и всё!» («Заколдованная буква».)

 «Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась» (Затрудняются ответить.)

– Ребята, а почему вы не смогли узнать, из какого произведения последний отрывок?

– А сейчас, составив пословицу из слов, вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Дети составляют пословицу: «Тайное становится явным».

– О чём может идти речь в этом рассказе, судя по названию? Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.

3. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным». (часть 2 стр 161-167)

1) Самостоятельное чтение текста.

- Чтение трудных слов.

– Прочитайте первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами. Прочитайте хором.

Ста-но-вит-ся – становится.

Рас-кром-сал – раскромсал.

По-пра-вить-ся – поправиться.

Сжи-ма-ет-ся – сжимается.

Вы-тал-ки-ва-ет – выталкивает.

Об-ра-до-ва-лись – обрадовались.

Ми-ли-ци-о-нер – милиционер.

Пре-до-став-ля-ет – предоставляет.

Ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный.

Му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом.

Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.

2) Чтение рассказа по частям.

а) Чтение по ролям (Дениска и мама).

– Что однажды услышал Денис от мамы?

– Как мама объяснила слова «Все тайное становится явным»?

– Почему Дениска не хотел есть кашу?

– Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?

– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

– Дениску можно понять. Когда на уроке окружающего мира мы совершали путешествие по Кремлю, кому хотелось побывать там?

– Подумайте, что может произойти дальше?

б) Чтение-разведка 2-й части.

– А сейчас вы отправитесь в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения.

– Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

– Что Дениска сделал с кашей?

– Чем, по-вашему, закончится рассказ?

в) Чтение «цепочкой».

г) Чтение в парах (сначала читает один ученик, а потом другой) – «жужжащее чтение».

Физкультминутка

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

3) Словарная работа. (запись значения слов в рабочую тетрадь по литературному чтению)

– Какого человека называют интеллигентным?

Один из учеников читает значение слова в статье Толкового словаря С.И.Ожегова


Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

– Объясните, как вы понимаете слово «клевета»?

Клеветапорочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

– Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)

– Что значит слово «язвительный»?

Язвительный – злобно-насмешливый, стремящийся досадить.

– Подберем синонимы к этому слову. (Злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый.)

– Как отреагировала мама, когда увидела его пустую тарелку?

– Что произошло потом?

– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

– По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась?

– Почему мама так долго смотрела на сына? (Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок.)

– Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?

– А в вашей жизни, ребята, было, когда тайное становилось явным? (Рассказы детей.)

Определение главной мысли произведения:

- Не стоит совершать поступки, за которые потом может быть стыдно. Сохранить в тайне неблаговидные действия не получится – рано или поздно правда выплывет наружу. Рассказ учит слушаться родителей и быть честным во всех делах.



4. Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание. (Приложение 2)

Задание для 1-й группы. Вам даны карточки с пунктами плана. Составьте план рассказа (выложите карточки в правильной последовательности).

План:

 Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

 Завтрак.

 Предложение мамы.

 Мучения с кашей и избавление от неё.

 Возмущённый милиционер.

 Пострадавший дяденька.

 Рассерженная мама.

 Урок на всю жизнь.

Задание для 2-й группы. Выберите из предложенных на карточках слов – опорные.

На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:

Тайна Обидно

Плохой поступок Стыдно

Наказание Мусоропровод

Нечестно Гадость

Каша Пострадавший

Кощей Шляпа

Кремль Каша на шляпе

Царь-пушка Рассердилась

Баночка с хреном Почистить

Сахар, соль Правильно

Кипяток Запомним

Окно, улица

Задание для 3-й группы. Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

– Что однажды услышал Денис от мамы?

– Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

– Почему Дениска не хотел есть кашу?

– Как мама уговорила сына?

– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

– Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

– Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

– Как выглядел пострадавший дяденька?

– Рассердилась ли мама на Дениса?

– Какой урок получил Денис?

Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

1-я группа выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

2-я группа параллельно выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

3-я группа задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды).

V. Итоги урока. Рефлексия.

– Какая была тема урока?

– Как называется произведение? К какому жанру относится? (Юмористический рассказ.)

– Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения?

– Кто из вас достиг поставленной цели?

– Кто не смог достичь поставленной цели? Что вам помешало справиться с заданиями?

– Что понравилось вам в индивидуальных заданиях?

Оценивание работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

Давайте сейчас заполним коробочку витаминами: (Приложение 3)

- Витаминка с сердечами- если все понравилось и было легко.

- Витаминка с фруктами – если возникали трудности

-Витаминка пустая - если все было сложно и ничего на уроке не понравилось


– Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».

– Желаю вам регулярно принимать нравственные витамины.

Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа «Тайное становится явным» по плану.































Приложение1


пртападщйжзнкаоваеывсюдтцуасвнфыочсвепииттьосеуяцпязрвтунжыымнм



Приложение 2



Задание для 1-й группы. Вам даны карточки с пунктами плана. Составьте план рассказа (выложите карточки в правильной последовательности).

План:

 Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

 Завтрак.

 Предложение мамы.

 Мучения с кашей и избавление от неё.

 Возмущённый милиционер.

 Пострадавший дяденька.

 Рассерженная мама.

 Урок на всю жизнь.



Задание для 2-й группы. Выберите из предложенных на карточках слов – опорные.

На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:

Тайна Обидно

Плохой поступок Стыдно

Наказание Мусоропровод

Нечестно Гадость

Каша Пострадавший

Кощей Шляпа

Кремль Каша на шляпе

Царь-пушка Рассердилась

Баночка с хреном Почистить

Сахар, соль Правильно

Кипяток Запомним

Окно, улица


Задание для 3-й группы. Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

– Что однажды услышал Денис от мамы?

– Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

– Почему Дениска не хотел есть кашу?

– Как мама уговорила сына?

– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

– Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

– Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

– Как выглядел пострадавший дяденька?

– Рассердилась ли мама на Дениса?

– Какой урок получил Денис?




















Приложение 3


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс