СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок литературного чтения во 2 классе по произведению В.Ю. Драгунского.
Предмет: Литературное чтение.
Тема: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
(с. 161–167)
Цель: Познакомить с творчеством и произведением В.Драгунского.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом В. Драгунского; способствовать развитию навыков чтения, умения оценивать поступки героев.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; подробно пересказывать на основе вопросов; выразительно читать отрывки; восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
Метапредметные: познавательные: выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная; методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/articles/627193/
2. http://pedsovet.su/load/239-1-0-35233
Оборудование: компьютер, телевизор;
Средства обучения: карточка с шифром, портрет В. Драгунского, толковый словарь С.И.Ожегова
Ход уроков
I. Организационный момент.
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать. Улыбнулись друг другу. Пожелали мысленно удачи.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ учащимися произведения Л.Н.Толстого «Филипок» (оценивание ответов учащихся)
III. Постановка темы, цели урока. Литературная разминка.
– Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете…
Александр Сергеевич (Пушкин)
Чуковский (Корней Иванович)
Самуил Яковлевич (Маршак)
Михалков (Сергей Владимирович)
Носов (Николай Николаевич)
Эдуард Николаевич (Успенский)
Берестов (Валентин Дмитриевич)
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли шифровальщика и попробуем расшифровать код – отгадать название произведения, с которым должны познакомиться на уроке.
Необходимо обвести каждую третью букву и прочитать название произведения:
Пртападщйжзнкаоваеывсюдтцуасвнфыочсвепииттьосеуяцпязрвтунжыымнм (Приложение 1)
Ответ:пртападщйжзнкаоваеывсюдтцуасвнфыочсвепииттьосеуяцпязрвтунжыымнм
– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного детского писателя В .Драгунского на примере рассказа «Тайное становится явным»
IV. Работа по теме урока.
1. Расширение знаний о жизни и творчестве писателя В. Ю. Драгунского.
– Какие факты из биографии Виктора Драгунского вам запомнились? (Родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москву. После окончания учёбы Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска.)
– Виктор Драгунский работал шорником. Кто-нибудь знает, что это за профессия?
– Вам задание – найти в словаре или узнать у взрослых, что это за профессия.
Шорник – специалист по шорным изделиям.
Шорный – относящийся к ремённой упряжи и другим техническим изделиям из кожи.
– У писателя два сына. Это Леня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. И Денис и Ксения – писатели.
– Что пишет Виктор Драгунский? Стихи, сказки, рассказы?
– А какие рассказы? Смешные или грустные?
2. Викторина по изученным произведениям В. Драгунского.
– Попробуйте по отрывкам узнать рассказ (зачитываю отрывки).
«И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара»… («Друг детства».)
«Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе». («Что я люблю».)
«Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!»… («Он живой и светится».)
«Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.
– Ой, – сказал он смущенно, – чуть не забыл! Ещё – котят! И бабушку!» («Что любит Мишка».)
«– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь маляром!» («Сверху вниз, наискосок!»)
«– Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и всё!» («Заколдованная буква».)
«Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась» (Затрудняются ответить.)
– Ребята, а почему вы не смогли узнать, из какого произведения последний отрывок?
– А сейчас, составив пословицу из слов, вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.
Дети составляют пословицу: «Тайное становится явным».
– О чём может идти речь в этом рассказе, судя по названию? Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
3. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным». (часть 2 стр 161-167)
1) Самостоятельное чтение текста.
- Чтение трудных слов.
– Прочитайте первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами. Прочитайте хором.
Ста-но-вит-ся – становится.
Рас-кром-сал – раскромсал.
По-пра-вить-ся – поправиться.
Сжи-ма-ет-ся – сжимается.
Вы-тал-ки-ва-ет – выталкивает.
Об-ра-до-ва-лись – обрадовались.
Ми-ли-ци-о-нер – милиционер.
Пре-до-став-ля-ет – предоставляет.
Ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный.
Му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом.
Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.
2) Чтение рассказа по частям.
а) Чтение по ролям (Дениска и мама).
– Что однажды услышал Денис от мамы?
– Как мама объяснила слова «Все тайное становится явным»?
– Почему Дениска не хотел есть кашу?
– Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?
– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
– Дениску можно понять. Когда на уроке окружающего мира мы совершали путешествие по Кремлю, кому хотелось побывать там?
– Подумайте, что может произойти дальше?
б) Чтение-разведка 2-й части.
– А сейчас вы отправитесь в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения.
– Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
– Что Дениска сделал с кашей?
– Чем, по-вашему, закончится рассказ?
в) Чтение «цепочкой».
г) Чтение в парах (сначала читает один ученик, а потом другой) – «жужжащее чтение».
Физкультминутка
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
3) Словарная работа. (запись значения слов в рабочую тетрадь по литературному чтению)
– Какого человека называют интеллигентным?
Один из учеников читает значение слова в статье Толкового словаря С.И.Ожегова
Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
– Объясните, как вы понимаете слово «клевета»?
Клевета – порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
– Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)
– Что значит слово «язвительный»?
Язвительный – злобно-насмешливый, стремящийся досадить.
– Подберем синонимы к этому слову. (Злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый.)
– Как отреагировала мама, когда увидела его пустую тарелку?
– Что произошло потом?
– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
– По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась?
– Почему мама так долго смотрела на сына? (Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок.)
– Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
– А в вашей жизни, ребята, было, когда тайное становилось явным? (Рассказы детей.)
Определение главной мысли произведения:
- Не стоит совершать поступки, за которые потом может быть стыдно. Сохранить в тайне неблаговидные действия не получится – рано или поздно правда выплывет наружу. Рассказ учит слушаться родителей и быть честным во всех делах.
4. Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание. (Приложение 2)
Задание для 1-й группы. Вам даны карточки с пунктами плана. Составьте план рассказа (выложите карточки в правильной последовательности).
План:
Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
Завтрак.
Предложение мамы.
Мучения с кашей и избавление от неё.
Возмущённый милиционер.
Пострадавший дяденька.
Рассерженная мама.
Урок на всю жизнь.
Задание для 2-й группы. Выберите из предложенных на карточках слов – опорные.
На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Опорные слова и словосочетания:
Тайна Обидно
Плохой поступок Стыдно
Наказание Мусоропровод
Нечестно Гадость
Каша Пострадавший
Кощей Шляпа
Кремль Каша на шляпе
Царь-пушка Рассердилась
Баночка с хреном Почистить
Сахар, соль Правильно
Кипяток Запомним
Окно, улица
Задание для 3-й группы. Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Предположительно возможные вопросы:
– Что однажды услышал Денис от мамы?
– Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
– Почему Дениска не хотел есть кашу?
– Как мама уговорила сына?
– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
– Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
– Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
– Как выглядел пострадавший дяденька?
– Рассердилась ли мама на Дениса?
– Какой урок получил Денис?
Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
1-я группа выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
2-я группа параллельно выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
3-я группа задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды).
V. Итоги урока. Рефлексия.
– Какая была тема урока?
– Как называется произведение? К какому жанру относится? (Юмористический рассказ.)
– Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения?
– Кто из вас достиг поставленной цели?
– Кто не смог достичь поставленной цели? Что вам помешало справиться с заданиями?
– Что понравилось вам в индивидуальных заданиях?
Оценивание работы учащихся на уроке. Выставление оценок.
Давайте сейчас заполним коробочку витаминами: (Приложение 3)
- Витаминка с сердечами- если все понравилось и было легко.
- Витаминка с фруктами – если возникали трудности
-Витаминка пустая - если все было сложно и ничего на уроке не понравилось
– Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».
– Желаю вам регулярно принимать нравственные витамины.
Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа «Тайное становится явным» по плану.
Приложение1
пртападщйжзнкаоваеывсюдтцуасвнфыочсвепииттьосеуяцпязрвтунжыымнм
Приложение 2
Задание для 1-й группы. Вам даны карточки с пунктами плана. Составьте план рассказа (выложите карточки в правильной последовательности).
План:
Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
Завтрак.
Предложение мамы.
Мучения с кашей и избавление от неё.
Возмущённый милиционер.
Пострадавший дяденька.
Рассерженная мама.
Урок на всю жизнь.
Задание для 2-й группы. Выберите из предложенных на карточках слов – опорные.
На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Опорные слова и словосочетания:
Тайна Обидно
Плохой поступок Стыдно
Наказание Мусоропровод
Нечестно Гадость
Каша Пострадавший
Кощей Шляпа
Кремль Каша на шляпе
Царь-пушка Рассердилась
Баночка с хреном Почистить
Сахар, соль Правильно
Кипяток Запомним
Окно, улица
Задание для 3-й группы. Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Предположительно возможные вопросы:
– Что однажды услышал Денис от мамы?
– Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
– Почему Дениска не хотел есть кашу?
– Как мама уговорила сына?
– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
– Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
– Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
– Как выглядел пострадавший дяденька?
– Рассердилась ли мама на Дениса?
– Какой урок получил Денис?
Приложение 3
12
© 2024, Лаврык Валентина Андреевна 1234 40