Цель: повторить и закрепить знания о составе слова, развивать умение выделять значимые части слова, разбирать слово по составу.
Задачи:
• Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
• Закрепить знание алгоритма разбора слов по составу
• Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
• Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
• Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку
Просмотр содержимого документа
««Выделение в словах с однознач¬но выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Обобщение знаний о составе слова» .»
Технологическая карта
урока русского языка в 3Б классе по теме:
«Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Обобщение знаний о составе слова» .
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель: Яковлева Надежда Ивановна
Урок №49 16.11. 2020 г.
Тема: Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Обобщение знаний о составе слова.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель: повторить и закрепить знания о составе слова, развивать умение выделять значимые части слова, разбирать слово по составу.
Задачи:
• Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
• Закрепить знание алгоритма разбора слов по составу
• Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
• Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
• Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: систематизировать знания о частях слова, отработать умение выделять морфемы в словах;
формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для закрепления знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
учащиеся получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).
Оборудование: учебник «Русский язык», ч. 1, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточный материал.
№ п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Организационный Момент (1 мин) | Личностные: формирование навыков самоорганизации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости. | -Ребята, подравнялись, улыбнулись, поприветствовали наших гостей на уроке русского языка. -Давайте вспомним правила поведения на уроке, чтобы урок получился полезным и продуктивным. | Обучающиеся настраиваются на работу. -слушать и слышать ответы одноклассников - аккуратно работать в тетради. |
| Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание. (5 мин) | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. . | - Ребята, составьте из букв слово, располагая буквы в порядке возрастания чисел, соответствующих буквам. 4 | 2 | 10 | 6 | 14 | 8 | 12 | О | М | Е | Р | Ы | Ф | М | - Что такое МОРФЕМЫ? Приём «ПОИСК СООТВЕТСТВИЯ» -Соотнесите название морфемы с её значением (карточки на столах – работа в парах) корень | Часть слова без окончания | приставка | Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении | суффикс | Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов | окончание | Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов | основа | Значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов | -Отгадайте загадку: С оберу красивый дом, Разберу его потом. Уберу я до поры Все детали для игры. ( Конструктор) Что такое конструктор? -Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? -Как слово конструктор может быть связано с темой нашего урока? - Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке? | МОРФЕМЫ Это части слова основа окончание приставка корень 1)конструктор – это, тот кто конструирует что-либо, создаёт конструкцию чего-либо 2) это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения. Тема урока: обобщение знаний о составе слова - Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и отрабатывать умение разбирать слова по составу. |
| Минутка чистописания (3 мин) | Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | КОНСТРУКТОР Слово пропишите 2-3 раза поставьте ударение, подчеркните безударные гласные | Прописывают слово в тетради |
| Обобщение и систематизация знаний.(10 мин) | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | 1)Упр. 183 обсуждение коллективное, Самостоятельная запись групп. | Самостоятельно выполняют упражнение после обсуждения. |
| Физкультминутка. ( 2 мин) | Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения. | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Делают физкультминутку. |
| Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) Самостоятельная работа (5 мин) | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | 2) Упр. 185 Коллективное обсуждение и выполнение Введение термина «тавтология», «речевая ошибка» 3) Приём «РАНЖИРОВАНИЕ» -Ребята, что означает цифра 2 около слова ЛИСТОЧКИ? Распределите места действий при выполнении морфемного разбора, в зависимости последовательности выделения морфем. Корень | 3 | Приставка | 4 | Основа | 2 | Окончание | 1 | суффикс | 5 | В соответствии с этим алгоритмом действий выполните разбор слова по составу. 4)Игра: «Словесный конструктор» Задание: составить из указанных морфем слова, записать в последний столбик Данное задание каждый ученик готовит предварительно дома для своего соседа по парте. Образец приставка | корень | суффикс | окончание | слово | перепрыгнуть | лесной | дружок | дом-- | перелесок | прибежать | бережок | ночной | белый | прибрежный | заглянуть | отгадать | речка | липа | загадка | надписать | строчка | холодный | морозный | надстрочный | разгадать | говорить | доверчивый | сладкая | разговорчивая | | Самостоятельное выполнение упражнения после обсуждения. Морфемный разбор, т.е. по составу Самостоятельно выполняют Индивидуальная работа на карточках |
| Домашнее задание. | Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности. Познавательные: понимать учебную задачу. Регулятивные: контролировать свои действия. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью. | Упр. 184 -Прочитайте слова в упражнении. Что это за слова? Прочитайте, какое задание надо выполнить? | Словарные слова |
| Итог урока Рефлексия. | Личностные: развитие способности к самооценке. Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы | Ребята, закончите одну из фраз, записанных на доске: - На сегодняшнем уроке мы повторили … - На этом уроке мы тренировались… А сейчас оцените свою работу сегодня: (дети выбирают и читают одну из карточек на доске) Научился разбирать слова по составу Активно работал сегодня на уроке Могу помочь одноклассникам разобраться с этой темой Не совсем справился с заданиями Мало работал на уроке Затрудняюсь разбирать слова по составу | |