Выдержки из методических материалов для оценивания итогового собеседования
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для подготовки экспертов по проверке и оцениванию устных ответов участников итогового собеседования по русскому языку с использованием аудиозаписей ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ Москва 2025
Под редакцией Р.А. Дощинского Авторы-составители: Р.А. Дощинский, Т.Н. Малышева
В системе итогового собеседования принято учитывать только интонационную функцию знаков препинания.
Типичными ошибками чтения текста вслух с точки зрения интонации являются: нерасчленённость речи (фразы следуют одна за другой, они лишены пауз и логических ударений); монотонность речи (проявляется в полном отсутствии повышения или понижения голоса).
Темп чтения – это второй показатель осмысленного чтения. При этом средняя скорость чтения индивидуальна для каждого обучающегося.
Обратите внимание! Если участник итогового собеседования не успевает прочитать текст вслух в отведённые 2 минуты, то оценка снижается на 1 балл по критерию Ч2 «Темп чтения».
Типичная ошибка чтения текста вслух – медленный темп, затрудняющий понимание речи и свидетельствующий о недостаточной сформированности навыков чтения вслух у обучающегося.
Другой типичной ошибкой в темпе чтения, наоборот, следует признать аномально быстрый темп, приводящий к «проглатыванию» слов, «съеданию» концовок слов и проч.
Искажение слов выражается в том, что участники итогового собеседования по оптическому сходству допускают замены, пропуски, перестановки, добавления, повторы букв (звуков) и слогов в словах, а также замены, пропуски, перестановки, добавления, повторы целых слов, словосочетаний или даже целых предложений.
Обратите внимание! Когда участник итогового собеседования переходит к выполнению задания 2, собеседник должен зачитать вслух текст самого задания, при этом обучающийся самостоятельно читает цитату во время подготовки к осложнённому пересказу (в течение отведённых на это 2 минут).
Предъявляя требования к подробному пересказу, нужно помнить, что: 1) пересказ – это живая речь ученика, а не заученный образец; 2) необходимо использовать только ключевую лексику, авторские обороты речи, наиболее значимые синтаксические конструкции текста образца; 3) в пересказе должен сохраняться стиль текста-образца, количество и содержание микротем; 4) должны быть соблюдены последовательность событий и причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания; 5) по возможности должны быть отражены чувства автора посредством выразительности речи.
Кроме того, важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли целостный текст, высказывание должно быть введено в текст любым из способов цитирования.
Для понимания сущности критерия П1 «Сохранение при пересказе микротем текста» подчеркнём, что исходный текст всегда состоит из 4 абзацев, которые соответствуют 4 микротемам, отразить которые обязан в пересказе участник итогового собеседования. Микротемы – это вся главная информация исходного текста.
Предполагается, что подробный пересказ не может быть настолько подробным, чтобы с точностью передать всю второстепенную информацию.
Таким образом, критерий П1 является одновременно инструментом оценки как наличия основных микротем в пересказе, так и отражения в пересказе всей полноты информации, отвечающей требованию подробного, а не сжатого пересказа.
Обратите внимание! Если участник итогового собеседования делает сжатый пересказ на протяжении всего высказывания, то по критерию П1 он получает 0 баллов. Если сжатый пересказ наблюдается только при раскрытии одной микротемы, то по критерию П1 участник итогового собеседования получает 1 балл.
Обратите внимание! Когда участник итогового собеседования переходит к выполнению задания 3, собеседник должен зачитать вслух текст самого задания, при этом обучающийся самостоятельно знакомится с темами для выбора одной из них.
Не следует забывать о том ключевом условии, которое было сформулировано выше, – о цели. Обучающийся выбирает не тип речи, а коммуникативную цель, которая реализуется определённым способом с помощью отобранных приёмов, заданных той или иной типологической моделью.
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании», следует исходить из того, что обучающийся должен создать монологическое высказывание объёмом н менее 10 фраз по выбранной теме.
Обратите внимание! Фразы считаются по количеству грамматических основ, имеющих отношение к теме высказывания
Участнику итогового собеседования при ответе рекомендовано ориентироваться на четыре вопроса, сформулированные в задании. Однако обучающийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, то есть не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению
Обратите внимание! Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы, а чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз.