СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Выявление и поддержка одарённых детей, изучающих предмет технологию
Выполнила: Гасанова Ольга Викторовна, 2023-2024 учебный год
Что такое одарённость?
Одарённость — это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких , незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми.
Одарённый ребёнок – который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.
Диагностика одарённости
При диагностике одаренности мною используется метод наблюдения, практические занятия.
Я выделяю следующие признаки одаренности:
- Может сразу заниматься несколькими делами;
- Повышенной интерес к деятельности, связанной с проявлением способностей;
- Любознательность, яркое воображение, сообразительность, креативность;
- Хорошая память, склонность к систематизации, к самостоятельному решению познавательных задач;
- Большой словарный запас;
- Стремление доводить всё до конца;
- Склонность Хорошие математические способности;
- Склонность к самостоятельному решению познавательных задач;
- Умение прослеживать причинно- следственные связи и делать собственные выводы;
- Многое понимает и чувствует без слов;
- Развитое чувство юмора;
- Доброжелательность…
Система работы с одарёнными детьми
Урочная деятельность
- традиционный урок
- мастер-класс
- уроки с ИКТ
- практические занятия
Система дополнительного образования
- дистанционные олимпиады
- выставки, конкурсы разного уровня
- самостоятельная работа учащихся
- экскурсии
Внеклассная работа
- кружковая деятельность
- акции
- предметные недели
- выставки, конкурсы разного уровня
- научно-исследовательская работа
- предметные олимпиады
- индивидуальная (групповая) работа
Основная цель
Педагогическая цель : необходимо так построить весь учебно-воспитательный процесс, взаимоотношения с учащимися, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере деятельности не прошли мимо внимания учителя, реализовывались и прорастали в педагогической деятельности вместе с детьми.
Педагогическая цель способствует обобщить опыт работы с одарёнными детьми, акцентировать внимание на таких формах работы с ними, как метод творческих проектов, развитие их творческого потенциала, подготовка к конкурсам, выставкам, фестивалям. Прививать любовь к Отчизне, народным промыслам, традициям…
Ожидаемый результат
- Совершенствование педагогических навыков диагностики и развития творческого потенциала одаренности;
- Устойчивый рост познавательных интересов детей, их стремление к самообразованию и расширению кругозора;
- Достижения одаренных детей, такие как участие и призовые места в предметных олимпиадах, фестивалях, различных конкурсах, творческих и исследовательских проектах;
- Личностное развитие учащихся, возможность профессионального выбора…
Формы работы с одарёнными учащимися на уроках технологии
Групповые, индивидуальные занятия, занятия в микро группах
Внеурочная деятельность
Игры
Интегрированное обучение (межпредметная связь)
Выполнение творческих заданий
Создание презентаций и проектов
Групповые, индивидуальные занятия, занятия в микро группах - это эффективный метод обучаемости, успеваемости и работоспособности учащихся. Сплочение детей в совместные группы слабого и сильного звена, в чём идет рост развития слабого в помощь сильного. В совместной деятельности ребята ставят и решают перед собой определенные задачи, совместными усилиями достигают поставленной цели. Только совместно у ребят открываются новые проблемы, которые могут послужить основой для нового проекта, новых идей.
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока в групповой форме обучения, следует учитывать физические и психологические способности детей, предусматривая такие виды работы, которые вели к сплочению, к взаимовыручке и взаимопомощи. Работы в группах содействуют сплочению и развитию самостоятельности каждого учащегося.
Принципами такой деятельности является коллективное взаимодействие на основе равенства, открытости, доброжелательности, сотворчества, свободного самовыражения, внутренней независимости, развития в детской среде
ответственности, социальной солидарности.
Игры
Игра на уроке технологии активизируют творческий процесс, включает элементы драматизации, даёт возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагают неформальное общение.
Творческое задание
Творческие задания на уроках технологии способствуют:
- формированию у учащихся умения самостоятельно создавать новое;
- развитию самостоятельности и инициативности;
- формированию умений интенсивно трудиться и включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.
Виды творческих заданий:
- несущие новую информацию;
- несущие новое;
- создающие новое;
- выполняемые разными способами;
- на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;
- подразумевающие организацию практической познавательной деятельности (нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу, приготовить, смоделировать и др.);
- творческие домашние задания.
Творческий проект
Творческий проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных области деятельности, выполненная под руководством учителя. Главной целью, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию, способностей и формирование у учащихся системы интеллектуальных, общетрудовых исследовательских знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Творческий проект- это комплексная работа.
Составные части, которые входят в творческий проект:
- Пояснительная записка (20 листов)
- Творческая работа (изделие)
- Презентация проекта
- Защита творческого проекта
От возникновения идеи проекта до его полной реализации
требуется достаточно много времени.
Обоснованность выбора метода проектов,
как развитие одарённости у школьников.
Преимущества данного метода (творческого проекта) таковы:
- реализация дифференцированного подхода к обучению;
- возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы -многообразие форм реализации проекта и оформления конечного результата, например: пошив атрибутов для смотра строя и песни ко Дню защитника Отечества, изготовление кокошников и шитьё сарафанов на проводы Русской зимы…
- реализация творческого потенциала учащихся и учителя, создание позитивного настроя (ситуации успеха), стимула для дальнейшего творчества;
- повышение самооценки;
- создание позитивной модели социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебной и исследовательской деятельности;
Межпредметные (интегративные связи) технологии с учебными предметами
Алгебра, геометрия
Проведение расчётных операций, графических построений, чертежей
Физика
Изучение материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий
Химия
Свойства конструкционных и текстильных материалов, пищевые продукты
ИЗО
Декоративно-прикладное искусство, дизайн
Иностранный язык
Трактовка терминов, понятий
Технология
Биология
Анализ технологий получения и преобразования объектов живой природы, источники сырья, экологические проблемы
Русский язык
Речевое развитие, работа со словарём
ОБЖ
Основы гигиенических норм и безопасных приёмов труда, в процессе изготовления изделия, приготовления пищи. Культура питания
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность на уроках технологии помогает:
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
- вовлекать детей в активную творческую деятельность;
- формировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
- обучать изготавливать поделки, создавать изделия из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии:
- научить детей основным техникам изготовления поделок и изделий;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления изделий с учётом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Результативность
Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы. Результатом данной работы является также то, что обучение в классе ведется с учетом индивидуальных особенностей учеников, которые становятся главной действующей фигурой учебного процесса. У учащихся повышается интерес к школьным предметам. Этот интерес формируется как на уроках, так и через внеклассные занятия. Традиционные предметные олимпиады, конкурсы, выставки, фестивали… помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. В результате такой работы у детей проявляется склонность к науке, которая определит в дальнейшем выбор будущей профессии
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
ДАЛЬШЕ - БОЛЬШЕ
Вывод
В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребёнок одарён,
раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России».
В.В. Путин
В заключении хочется напомнить, что перед нами, педагогами России поставлена главная задача ФГОС: создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей. И, скорее всего, никто не будет оспаривать утверждение: «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.