СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление и психолого – педагогическое сопровождение одарённых детей в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выявление и психолого – педагогическое сопровождение одарённых детей в начальной школе»

 Серебрянская Галина Вячеславовна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия №5 имени девяти Героев

Второй мировой войны г.Усть-Лабинска

«Выявление и психолого – педагогическое сопровождение

одарённых детей в начальной школе»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Человечество всегда нуждалось в творчески одаренных людях. Про­блема творчества — проблема века, а одаренные дети — интеллектуаль­ный и творческий потенциал страны.

Эффективно решать эту проблему можно лишь, реализуя преемствен­ность на всех ступенях образования в своей стране: дошкольном, школьном, профес­сиональном и вузовском. Она должна охватывать цели и задачи, со­держание, методы и формы организации обучения и воспитания.

Психологи отмечают необходимость творческого развития человека в различ­ные периоды его жизни, начиная с раннего детства. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть за­держано, а иногда и загублено на любом этапе развития личности. Поэтому, чем раньше начать ра­боту с одарённым ребёнком, тем быстрее будет осуществлён процесс развития его творческого потенциала. [3]

Как утверждает Д. Б. Богоявленский - «одарённый ребенок — это ребё­нок, ко­торый выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися дости­жениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». [1]

Задача учителя начальных классов с первых дней ребёнка в школе ис­пользуя психологиче­ские и педагогические приёмы выявить таких детей и включая обучающихся в творческую, познавательную деятельность, создать благоприятные условия для формирования фундаментальных личностных ка­честв, способствующих развитию творческого потенциала.

Неповторимым своеобразием младшего школьного возраста является то, что успешному выполнению главной жизненной функции способствуют ха­рактерные способности: доверчивость, впечатлительность, эмоциональная чувствительность, склонность к усвоению, которая характеризует умственные достоинства в будущем.

Каждая из названных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной и значительно сказываются на познавательных внутренних резервах детей и определяют дальнейший ход общего развития.

Очень трудно оценить точное значение проявляемых в данном возрасте при­знаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.

В связи с этим, нередко обнаруживается, что яркие выражения способностей ребенка, значительные для начальных успехов в некоторых занятиях, не нахо­дят пути к действительным, социально необходимым достижениям.

На каждом этапе развития - свои предпосылки умственного роста: готов­ность и способность запоминать, впитывать и для этого имеются действи­тельно необыкновенные данные. В младшем школьном возрасте сила воспри­ятия, наличие должных предпосылок словесного мышления, ориентация умст­венной активности на повторение и внутреннее принятие, создают подходя­щие условия для развития психики.[2]

Специфика детства заключается в том, что появляются своеобразные состояния психики, при которых обнаруживаются необходимые возможности для выражения и установления различных аспектов интеллекта. Можно гово­рить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Для младшего школьного возраста характерна идентификация различных действий и высказываний, что является важным источником успехов в обуче­нии. Подражание проявляется преимущественно в копировании, повторении воспринятого. Приобщаясь к сфере знаний, дети данного возраста продол­жают играть, тем самым обнаруживая огромные возможности для развития интеллекта. Младшие школьники очень просто осваивают сложные навыки и модели поведения. Это факторы их возрастной одаренности», что значительно отражается на возможностях детей и определяют дальнейший ход развития.

Определяют актуальную и потенциальную одарённость.

С актуальной одарённостью – являются дети с уже достигнутыми пока­зате­лями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по срав­нению с возрастной и социальной нормами. Эти дети активно участвуют в уроке и выполняют задания повышенной трудности, дают обоснованные пол­ные от­веты. Так же этот проявляет свои способности в различных других ви­дах дея­тельности, а не только в обучении.

Дети, которые имеют определенные психические возможности (потен­циал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не могут реа­лизовать свои возможности в данный момент времени в силу их функцио­нальной недостаточности относятся к группе с потенциальной одарённостью.

Учитель начальных классов, хорошо зная детскую психологию очень чётко может выявить успевающего, хорошо развитого и замотивированного на обу­чение ребёнка с устойчивыми интересами, так как обучающиеся с акту­альной одарённостью очевидны и отличаются:

-         стремлением в получении знаний и их прочным усвоением;

-        любознательностью;

-        проявлением индивидуализма, желанием выполнять сложные задания;

-          стремлением к общению с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;

-         неожиданными, нестандартными ответами и рассуждениями, более сложными выводами, аргументами, умозаключениями;

-         более прочной, объёмной памятью.

Однако наблюдая за такими детьми необходимо обратить внимание на те со­путствующие негативные явления, которые могут сдерживать их потен­циал развития. Это - трудные семейные обстоятельства, недостаточная моти­вация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образователь­ной среды и другое. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться ребёнку, пе­дагогу необходимо исследовать на одарённость детей, у которых очевидные черты не проявляются.

Чтобы определить степень одарённости ребёнка необходима большая кропот­ливая работа с личностью, с проведением единой комплексной диагно­стики по выявлению определённых характеристик развития обучающегося.

Кроме актуальной и потенциальной одарённости ребёнка, можно столк­нуться с характеристиками ребёнка, которые проявляются, как похожие на одарён­ность, но таковыми не являются. Такие школьники проявляют себя, как успешные, активные на определён­ный период времени замотивированные на обучение ученики. Такими являются дети хорошо подготовленные у репети­торов. Однако они не имеют та­ких способностей как решение новых, нестан­дартных задач, устойчивого ин­тереса к новому, не могут получить самостоя­тельно высокие результаты дея­тельности и быстро становятся обычными детьми с обычными средними спо­собностями, как только заложенный родите­лями и репетиторами запас знаний и умений иссякает.

Чтобы правильно выстроить линию в работе с одарёнными детьми и пра­вильно определить и диагностировать обучающихся младших классов на на­личие у них характеристик одарённости нет необходимости проводить диаг­ностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников, а иссле­довать оставшихся от очевидно одарённых учеников класса на одарённость, так как среди них могут быть потенциально одарённые дети, одарённость ко­торых внешне не проявляется;

-  завести дневник педагогического наблюдения, в котором отмечать не­стандартные оригинальные проявления обучающихся, показывающих на ода­рённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, по­ступки и т. д.);

-  создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные зада­ния, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенци­альных характеристик одарённости ребёнка;

-  применять диагностические методики для выявления потенциала ода­рённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести ха­рактеристики успешных младших школьников с типами одарённости, которой придерживаются в начальной школе.

1. Интеллектуальная одарённость - в способность быстро и оригинально ре­шать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать са­мо­стоятельные умозаключения.

2. Академическая одарённость - проявляется в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети любознательны. Они способны к самообучению. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не тре­буется. Этих детей легко обучать.

3. Художественная одарённость – у детей, которые имеют имеют высокие дос­тижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической дея­тельно­сти и подобном. Здесь важно отметить уровень достижений обучающе­гося. Подобная одарённость может долго оставаться потенциалом, если не созда­вать ситуаций для её проявления.

4. Творческая одарённость (креативность) – это личности с непохожими взглядами на мир, с неардинарными решениями задач, они независимы в суждениях. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствую­щих условий.

5. Лидерская или социальная одарённость – проявляет себя в хорошей орга­ни­зации и способности организовывать вокруг себя других сверстников. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя создать условия, при которых лидеры будут играть позитив­ные роли. Лидера не может быть обычным ребёнка - он всё равно будет лиди­ровать, главное не допустить самолюбования и подавления инициативности окру­жающих.

6. Спортивная одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Для таких одарённых детей характерна целе­устремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. Она как и творческая проявляется при наличии соответствующих условий.

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарён­ности, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную ода­рённость. Кроме уже названных особенностей одарён­ных детей педагогу сле­дует учитывать и другие ярко проявляемые характери­стики большинством одарённых обучающихся. В основном эти характери­стики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие:

- психическая неустойчивость и стрессы;

- зависть со стороны других обучающихся;

- самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

- завышенная или заниженная самооценка;

- трудности в общении с другими детьми.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённо­сти определён, педагог может скорректировать педагогические условия для разви­тия или проявления одарённости. Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность. Поэтому таким детям необ­ходимо психолого – педагогическое сопровождение.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных де­тей, по­мощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, в профес­сиональном самоопределении, сохранение психологического и физиче­ского здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одарен­ных детей.

Задачи:

- совместно с другими специалистами учреждения образования определе­ние критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;

- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, са­мо­уважения, самопринятия);

- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегу­ляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуа­циях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;

- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талант­ливыми детьми .

Сопровождение одаренных детей может осуществляться на 4-х уровнях.

  1. Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непо­средственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).

  2. Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).

  3. Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически ком­фортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

  4. Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, кон­сультационные центры).

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может вклю­чать в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных де­тей, изу­чение индивидуальных особенностей школьников. Могут использо­ваться сле­дующие диагностические методы: наблюдение, беседы, анкетирова­ние, тести­рование, социометрические исследования. А также изучение про­фессиональ­ного развития личности педагога.

Практика показала, что не каждый учи­тель, может осуществлять обуче­ние одаренных школьников. Развитие одарен­ной личности в системе образо­вания во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к са­моактуализации, творчеству в педагогической деятельности. Поэтому работа педагога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учи­телей об особенностях психологии одаренной лич­ности, а также на активиза­цию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспита­тельного процесса. Это в зна­чительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повыше­нию общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогиче­ской деятельности.

Информационный. Его целью является повышение психологической компе­тентности участников педагогического процесса. Включает в себя виды дея­тельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педа­го­гами и родителями по итогам исследований; психолого-педагогические

семи­нары; тематические родительские собрания.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и группо­вых за­нятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание раз­вивающей среды для таких детей.

Проведение следующих мероприятий: организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся, тренинговые занятия, совмест­ные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создание портфо­лио с целью формирования мотивации достижения, проектная деятельность уча­щихся и др.

Аналитический. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащи­мися, который включает в себя анализ результатов деятельности участ­ников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей ра­боты.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных уча­щихся школы представляет собой хорошо структурированный, последова­тельный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы ра­боты учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровожде­ние обу­чения и развития одаренных детей в образовательном

учреждении эф­фективно если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во

взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается

на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренно­сти на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьни­ков;

- структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития

одаренного ребенка.

При этом решаются задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Психолого-педагогическая поддержка – диагностика, консультативно-тренин­говая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ре­бёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему та­ланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети нахо­дятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со сто­роны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не пони­мается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рас­сматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у та­ких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, труд­ности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверст­ников, которые им не интересны. Дети подстраива­ются под других, хотят ка­заться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных уча­щихся и отрицательно оценивают их способно­сти и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).

  2. Обучение одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и уме­ниям установления и поддержания гармоничных отношений с окружаю­щими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового со­труд­ничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высо­кий уро­вень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко соче­тается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществле­нии комму­никации, а именно в этом и проявляется феномен интеллекту­ально-социаль­ной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с труд­ностями в обще­нии нередко успешно взаимодействуют с партнерами по­средством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами обще­ния - исключаются либо моди­фицируются некоторые сложные коммуника­тивные действия, требующие вы­сокого уровня развития социально-перцеп­тивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компе­тенции).

  3. Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управле­ния стрессом (современные исследования показывают, что гармонич­ность в развитии различных сторон психики одаренного человека является от­носи­тельной редкостью, чаще можно столкнуться с неравномерностью, одно­сторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протя­же­нии всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъек­тами вос­питательно-образовательного процесса.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие под­ходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требова­ниям новых ФГОС:

1. Поручать одарённому ребёнку выполнение более слож­ных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала дру­гими обучающимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обу­чения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.

2. Соединять для выполнения учебных заданий, обучающихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли кон­тактиро­вать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать про­блемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваи­вать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указан­ного сотрудничества.

3. Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые обучаю­щиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый ре­зультат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проекти­ровщиками учебного про­цесса при освоении наиболее сложного учебного ма­териала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.

4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или за­ниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки ре­зультатов конкретной деятельности.

5. Результаты труда одарённого ре­бёнка обязательно должны быть оце­нены педагогом, так как для детей данной категории это имеет достаточно большое значение. Будущее одарённого ре­бенка, в отличие от одарённого взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полно­ценного развития.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих развитие способно­стей и реализацию потенциальных возможностей, является одной из важней­ших за­дач современного образования.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоя­тель­ных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуни­катив­ными навыками граждан. Поддержка «талантливого ребенка» провоз­глашается приоритетной задачей. [1]




Список литературы
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного об­щего образования. – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколе­ния).