Серебрянская Галина Вячеславовна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия №5 имени девяти Героев
Второй мировой войны г.Усть-Лабинска
«Выявление и психолого – педагогическое сопровождение
одарённых детей в начальной школе»
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Человечество всегда нуждалось в творчески одаренных людях. Проблема творчества — проблема века, а одаренные дети — интеллектуальный и творческий потенциал страны.
Эффективно решать эту проблему можно лишь, реализуя преемственность на всех ступенях образования в своей стране: дошкольном, школьном, профессиональном и вузовском. Она должна охватывать цели и задачи, содержание, методы и формы организации обучения и воспитания.
Психологи отмечают необходимость творческого развития человека в различные периоды его жизни, начиная с раннего детства. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития личности. Поэтому, чем раньше начать работу с одарённым ребёнком, тем быстрее будет осуществлён процесс развития его творческого потенциала. [3]
Как утверждает Д. Б. Богоявленский - «одарённый ребенок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». [1]
Задача учителя начальных классов с первых дней ребёнка в школе используя психологические и педагогические приёмы выявить таких детей и включая обучающихся в творческую, познавательную деятельность, создать благоприятные условия для формирования фундаментальных личностных качеств, способствующих развитию творческого потенциала.
Неповторимым своеобразием младшего школьного возраста является то, что успешному выполнению главной жизненной функции способствуют характерные способности: доверчивость, впечатлительность, эмоциональная чувствительность, склонность к усвоению, которая характеризует умственные достоинства в будущем.
Каждая из названных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной и значительно сказываются на познавательных внутренних резервах детей и определяют дальнейший ход общего развития.
Очень трудно оценить точное значение проявляемых в данном возрасте признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.
В связи с этим, нередко обнаруживается, что яркие выражения способностей ребенка, значительные для начальных успехов в некоторых занятиях, не находят пути к действительным, социально необходимым достижениям.
На каждом этапе развития - свои предпосылки умственного роста: готовность и способность запоминать, впитывать и для этого имеются действительно необыкновенные данные. В младшем школьном возрасте сила восприятия, наличие должных предпосылок словесного мышления, ориентация умственной активности на повторение и внутреннее принятие, создают подходящие условия для развития психики.[2]
Специфика детства заключается в том, что появляются своеобразные состояния психики, при которых обнаруживаются необходимые возможности для выражения и установления различных аспектов интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.
Для младшего школьного возраста характерна идентификация различных действий и высказываний, что является важным источником успехов в обучении. Подражание проявляется преимущественно в копировании, повторении воспринятого. Приобщаясь к сфере знаний, дети данного возраста продолжают играть, тем самым обнаруживая огромные возможности для развития интеллекта. Младшие школьники очень просто осваивают сложные навыки и модели поведения. Это факторы их возрастной одаренности», что значительно отражается на возможностях детей и определяют дальнейший ход развития.
Определяют актуальную и потенциальную одарённость.
С актуальной одарённостью – являются дети с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Эти дети активно участвуют в уроке и выполняют задания повышенной трудности, дают обоснованные полные ответы. Так же этот проявляет свои способности в различных других видах деятельности, а не только в обучении.
Дети, которые имеют определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не могут реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности относятся к группе с потенциальной одарённостью.
Учитель начальных классов, хорошо зная детскую психологию очень чётко может выявить успевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как обучающиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются:
- стремлением в получении знаний и их прочным усвоением;
- любознательностью;
- проявлением индивидуализма, желанием выполнять сложные задания;
- стремлением к общению с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми;
- неожиданными, нестандартными ответами и рассуждениями, более сложными выводами, аргументами, умозаключениями;
- более прочной, объёмной памятью.
Однако наблюдая за такими детьми необходимо обратить внимание на те сопутствующие негативные явления, которые могут сдерживать их потенциал развития. Это - трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды и другое. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться ребёнку, педагогу необходимо исследовать на одарённость детей, у которых очевидные черты не проявляются.
Чтобы определить степень одарённости ребёнка необходима большая кропотливая работа с личностью, с проведением единой комплексной диагностики по выявлению определённых характеристик развития обучающегося.
Кроме актуальной и потенциальной одарённости ребёнка, можно столкнуться с характеристиками ребёнка, которые проявляются, как похожие на одарённость, но таковыми не являются. Такие школьники проявляют себя, как успешные, активные на определённый период времени замотивированные на обучение ученики. Такими являются дети хорошо подготовленные у репетиторов. Однако они не имеют таких способностей как решение новых, нестандартных задач, устойчивого интереса к новому, не могут получить самостоятельно высокие результаты деятельности и быстро становятся обычными детьми с обычными средними способностями, как только заложенный родителями и репетиторами запас знаний и умений иссякает.
Чтобы правильно выстроить линию в работе с одарёнными детьми и правильно определить и диагностировать обучающихся младших классов на наличие у них характеристик одарённости нет необходимости проводить диагностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников, а исследовать оставшихся от очевидно одарённых учеников класса на одарённость, так как среди них могут быть потенциально одарённые дети, одарённость которых внешне не проявляется;
- завести дневник педагогического наблюдения, в котором отмечать нестандартные оригинальные проявления обучающихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т. д.);
- создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные задания, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка;
- применять диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.
Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости, которой придерживаются в начальной школе.
1. Интеллектуальная одарённость - в способность быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения.
2. Академическая одарённость - проявляется в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети любознательны. Они способны к самообучению. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей легко обучать.
3. Художественная одарённость – у детей, которые имеют имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Здесь важно отметить уровень достижений обучающегося. Подобная одарённость может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления.
4. Творческая одарённость (креативность) – это личности с непохожими взглядами на мир, с неардинарными решениями задач, они независимы в суждениях. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий.
5. Лидерская или социальная одарённость – проявляет себя в хорошей организации и способности организовывать вокруг себя других сверстников. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Лидера не может быть обычным ребёнка - он всё равно будет лидировать, главное не допустить самолюбования и подавления инициативности окружающих.
6. Спортивная одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Для таких одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. Она как и творческая проявляется при наличии соответствующих условий.
Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость. Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых обучающихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие:
- психическая неустойчивость и стрессы;
- зависть со стороны других обучающихся;
- самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;
- завышенная или заниженная самооценка;
- трудности в общении с другими детьми.
После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости. Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность. Поэтому таким детям необходимо психолого – педагогическое сопровождение.
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.
Задачи:
- совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми .
Сопровождение одаренных детей может осуществляться на 4-х уровнях.
Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может включать в себя несколько этапов:
Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Могут использоваться следующие диагностические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрические исследования. А также изучение профессионального развития личности педагога.
Практика показала, что не каждый учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности. Поэтому работа педагога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности.
Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Включает в себя виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; психолого-педагогические
семинары; тематические родительские собрания.
Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.
Проведение следующих мероприятий: организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся, тренинговые занятия, совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создание портфолио с целью формирования мотивации достижения, проектная деятельность учащихся и др.
Аналитический. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном
учреждении эффективно если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во
взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается
на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
- структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития
одаренного ребенка.
При этом решаются задачи психолого-педагогического сопровождения:
Психолого-педагогическая поддержка – диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).
Обучение одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью, чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:
1. Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими обучающимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.
2. Соединять для выполнения учебных заданий, обучающихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества.
3. Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые обучающиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.
4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.
5. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории это имеет достаточно большое значение. Будущее одарённого ребенка, в отличие от одарённого взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Таким образом, создание условий, обеспечивающих развитие способностей и реализацию потенциальных возможностей, является одной из важнейших задач современного образования.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей. [1]
Список литературы
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).