Выявление и развитие спортивно-одарённых детей
План:
Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Общая характеристика спортивной одаренности.
Стратегия работы с одарёнными детьми.
Система работы с одарёнными детьми.
Список литературы.
Введение
В современной системе образования уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности - задатки, которые лежат в основе развития юного дарования. Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Цель такого поиска — выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения в физкультурной деятельности. Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях возрастает роль учителя физической культуры, который формирует спортивные способности, превращая их в талант, и своевременно направляет в детские спортивные школы. Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа школы, а как само ценность.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов определяет основные принципы государственной политики в сфере развития детской одаренности.
Российская национальная система выявления и развития молодых талантов представляет собой многоуровневую совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей и одаренности всех детей и молодежи.
Цель Национальной системы «Российские таланты» – создание условий для достижения успеха и реализации потенциала одаренности личности в рамках её дальнейшей профессиональной деятельности на благо самого человека, общества и государства.
В рамках создание Национальной системы «Российские таланты» должны быть решены следующие основные задачи:
формирование национальной системы работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью;
создание в стране условий для развития задатков, способностей, одаренности всех детей и молодежи независимо от сферы одаренности, местожительства, социального положения и имущественных возможностей семей;
обеспечение условий для реализации коллективных и индивидуальных образовательных траекторий и дальнейшей профессиональной самореализации детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
обеспечение свободного доступа общественности к информации о возможностях развития и самореализации детей и молодежи в Российской Федерации.
Основные направления работы Национальной системы «Российские таланты»:
Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи.
Развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренности детей и молодежи.
Развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров.
Реализация на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи.
Развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний.
Развитие и совершенствование многоуровневой инфраструктуры поиска, выявления и развития одаренности детей и молодежи в различных сферах деятельности на основе межведомственного и межрегионального взаимодействия.
Формирование условий для профессиональной самореализации в обществе молодежи, проявившей соответствующие выдающиеся способности.
Общая характеристика спортивной одаренности.
Знание общего и особенного природного одарения людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам перспективного спортсмена, и опираясь на эти знания, особым образом его готовить.
Одаренность — явление не только многообразное, но и противоречивое. Одаренность крепким здоровьем, выносливостью еще не означает, что человек наделен специальными задатками соответствующими определенному виду спорта. Врожденные индивидуальные качества, отвечающие требованиям какого-либо вида спорта, определяются уже не как спортивная одаренность вообще, а как конституциональная профессиональная пригодность к этому виду спорта.
Выдающиеся физические задатки сами по себе не гарантируют еще наличия способностей, обусловленных психической одаренностью. Благодаря способностям быстро приобретаются искусные навыки эффективных спортивных действий — спортивная техника.
Выделим группы спортсменов, родственных по выраженности тех или иных из рассмотренных качеств, обусловленных одаренностью. Каждой группе дадим условное название:
Акселераты - могучие на вид ребята, но с детским умом, детской нервной системой, детским характером, и относиться к ним нужно как к детям.
«Спортивные машины» - спортсмены, добивающиеся успеха исключительно благодаря своим феноменальным антропоморфическим (телесным) данным, без техники, без спортивного характера, без любви к спорту.
«Узкие специалисты», блестяще владеющие одним-двумя приемами из огромного техникотактического арсенала вида спорта.
«Богатыри». Отличаются природной физической выносливостью, физической силой, силой нервной системы. По праву можно называть богатырем только такого спортсмена, цели и труд которого под стать его физической силе.
«Артисты» - особый стиль деятельности, цель которого не столько достичь спортивного результата, сколько произвести впечатление на публику. Впечатления они добиваются как чисто техническими приемами (использование оригинальных, неповторимых, коронных приемов, особое изящество, эмоциональность исполнения), так и демонстративным поведением (апелляции к зрителям, даже маленькие «спектакли», нередко заранее режиссированные). «Атомные станции». Талантливый человек, как ребенок, жаден до жизни, он ощущает огромные, самим еще до конца не познанные силы, способности. Кажется, его энергия неиссякаема. Ему не хватает суток, чтобы удовлетворить ненасытную жажду движения, впечатлений, успеха — и в спорте и вне спорта!
«Ваиьки-встаньки». Наверное, каждый встречал человека подвижного, сангвинического темперамента: всегда в хорошем расположении духа, какой-то праздничный и как будто беззаботный, не унывающий при неудачах. Энергичен, улыбчив, быстро адаптируется к новым условиям, быстро восстанавливается, хорошо, даже весело, переносит такие большие и разнообразные нервнопсихические нагрузки, которые человеку с другим темпераментом могут быть не под силу.
«Каскадеры» Потребность освоения нового и сложного, потребность борьбы в условиях неизвестности (а иначе неинтересно!) составляет суть психологии «каскадеров», которые отличаются в таких ситуациях хладнокровием и блестящей техникой. Наиболее сложные, рискованные комбинации (элементы «ультра-си») в современном спорте присущи гимнастике — и мужской, и женской.
«Вундеркинды». Ребенок, психически и профессионально одаренный, с раннего возраста демонстрирующий поразительные возможности слуха, памяти... Генетически обусловленная развитость этих или других психофизиологических функций сочетается с детской обостренностью восприятия. Но чтобы ускоренное психическое развитие перешло в быструю профессиональную реализацию способностей, рядом с ребенком постоянно должен находиться хороший педагог и специалист. Чаще всего это отец. «Самородки» Уникальное социально-биологическое явление. Сплав природной одаренности — физической, психической, специальных задатков и способностей с привитым в детские годы трудолюбием, ответственностью, самостоятельностью. Их особенностью является полный набор гармонично сочетающихся технико-тактико-психофизических спортивных задатков и способностей. «Самородки» чаще всего появляются в большом спорте уже зрелыми, прошедшими трудную школу жизни людьми, далеко не в юном возрасте.
Любая разновидность одаренности облегчает деятельность. Для обучения при наличии способностей требуется минимум волевых усилий. Психические способности придают деятельности неповторимые черты яркого индивидуального стиля. Нечто похожее наблюдается и при выраженных физических задатках. Сами задатки подсказывают спортсмену особенности его индивидуального стиля. В данном случае — тактику деятельности.
Стратегия работы с одаренными детьми.
Работа учителя физкультуры, для которой характерна, прежде всего помогающая функция, направлена на выявление одаренного ребенка. В эту работу входит:
Выявление одаренности ребенка по виду: спортивная — компетенция личного самосовершенствования. Выявление одаренности ребенку по форме: секция — спартакиады школьников — спортивные соревнования — ДЮСШ. В работе с учениками и родителями одаренного ребенка выделим следующие линии:
1. Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.
Создание банка одарѐнных талантливых детей с 1 по 11 классы в соответствии со спортивными способностями.
Изучение круга интересов спортивной деятельности учащихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одарѐнных учащихся путем собеседования.
Изучение работы учащихся в спортивной секции путем посещения занятий учителем.
Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
2. Создание благоприятных условий для реализации спортивного потенциала одаренных детей:
Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на спортивную самореализацию и самодостаточность.
Информирование учащихся о новейших достижениях в избранном ими виде спорта и области спортивной деятельности.
Знакомство учащихся с новинками спортивной литературы. Организация помощи ученикам в ее подборе.
Привлечение специалистов дополнительного образования, тренеров для общения с детьми и совершенствования их мастерства в избранном виде спорта.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по спортивной тематике.
Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии спортивной самодостаточности, оригинальности, рациональности в результатах самостоятельной работы.
3. Развитие спортивных способностей:
Широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций и судейства.
Проведение школьных олимпиад и соревнований.
Использование в практике работы с одарѐнными детьми следующих приемов:
выполнение спортивных тематических заданий;
выполнение проектных работ в области физкультуры и спорта;
выполнение проектов на спортивную тематику;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий.
Углубленное изучение предмета физическая культура.
Организация широкого круга разнообразных секций, кружков спортивной направленности.
4. Стимулирование-поощрение дальнейшей спортивной деятельности:
Создать постоянно действующий стенд, посвященный спортсменам, победителям и призерам городских, областных олимпиад и соревнований городского, областного, регионального уровней.
Представлять на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления — поздравления).
Отправлять благодарственные письма родителям.
Отмечать на родительских собраниях заслуги родителей в воспитании одаренных в области спорта детей.
Высокие спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных способностей, таланта и влияния внешней среды, труда, воспитания, тренировок. Сложность поиска спортивных талантов обуславливается критериями и требованиями, которые мы предъявляем к ученикам с более высоким уровнем физической подготовленности.
Педагогические критерии:
уровень развития физических качеств;
технико-тактическая подготовленность;
спортивно-техническое мастерство;
темпы роста спортивных достижений;
моторная обучаемость;
координационная возможность;
способность юного спортсмена к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.
Часто важным фактором одаренности в спортивной деятельности является крепкое физическое здоровье. При этом следует заметить, что требования к спортивно-одаренным детям не исчерпываются двигательными качествами. Одаренный в спортивной деятельности ребенок должен отвечать большому числу условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.
Система работы с одарёнными детьми
Цель системы:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи системы:
Ссовершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
Выбор оптимальных форм и методов работы;
Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
Ррасширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
Созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
Созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;
Созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
Повышению качества образования и воспитания школьников;
Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
пособных и одаренных детей.
Основные мероприятия:
одарённых детей;
Организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
Приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;
Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
Организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.
Цели и задачи работы с одарёнными детьми:
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление методического фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачокв развитии их способностей. | 1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми. 2.Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне. 3.Сопровождение одарённых детей (в отдельных случаях и после окончания школы). |
Формы работы с одаренными учащимися:
индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;
работа по индивидуальным планам;
спортивные соревнования
спортивные секции и клубы;
участие в олимпиадах;
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время:
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Учитель в свою очередь старается привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаемт к судейству соревнований и к их непосредственному участию.
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому нужно привлекать таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность - необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В этом возрасте одареные дети привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах, участвуют в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаются к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
секционные занятия по видам спорта;
спортивные соревнования;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуально-групповым планам;
отрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных Школ и клубов;
сотрудничество с другими школами.
Учитель в своей работе должен делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараться, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.
4. Список литература:
1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996.
2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995.
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт, 1983.
4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003.
5. Пустовалова В.В. Работа с одарѐнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. — Томск, 2007.
6. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор. — Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002.
Шумакова Н.Б. Одарѐнный ребѐнок. Особенности обучения: пособие для учителя. — М., 2008.