Работа по выявлению и развитию способностей учащихся .
Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:
- инструментальной диагностики;
-педагогического наблюдения;
-диагностики познавательных интересов;
-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
индивидуальных бесед с детьми и родителями;
анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:
«Оценка общей одаренности»;
«Характеристика ученика»;
«Карта одаренности»;
Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
«Интеллектуальный портрет»;
-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);
«Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др.. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.
В межаттестационный период учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня: международные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные (Приложение )
Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.
Мои ученики являются победителями и призёрами научно-практической конференции и различных конкурсов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Способы выявления у учащихся
способностей к научной (интеллектуальной),
творческой, физкультурно-оздоровительной
деятельности
Способы развития у учащихся
способностей к научной
(интеллектуальной), творческой,
физкультурно-оздоровительной
деятельности
Работа по выявлению способностей
выстраивается с помощью:
- инструментальной диагностики;
- педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работ
учащихся);
-методика Н.Г. Лускановой, для
диагностики учебной мотивации
школьников
- учета желаний родителей;
- наблюдение за проектной деятельностью
учащихся и анализ продуктов деятельности;
Работа по развитию способностей
выстраивается с помощью:
- применение индивидуального подхода в
работе с одаренными учащимися на
уроках и во внеурочное время с учетом
возрастных способностей детей и
созданием условий в активную
познавательную деятельность учащихся ;
- включаются в образовательный процесс
выше перечисленные образовательные
технологии;
- проведение родительских собраний
«Одаренный ребенок»;
- формируются навыки
исследовательской, проектной
деятельности
Для определения к научной деятельности
применяю методики, созданные А.И
Савенковым:
- «Оценка общей одаренности»;
- «Карта одаренности»;
- анкетирование «Интерес к предмету
«Математика»; выявление творческих способностей через
анализ результативной деятельности
учащегося;
Дополнительные задания для одаренных
детей усложненного уровня
Дифференцированная домашняя работа.
Внеурочная деятельность «Умники и умницы»
Проведение интеллектуальных игр
Выявление интеллектуальных способностей:
- диагностика способностей к обучению
(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);
- интегрированные диагностические работы;
- анализ результатов контрольных работ,
тестов в течение учебного года
Педагогическое наблюдение (используются
методики мозгового штурма, игровые методики,КТД)
Участие в Международных и
Всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Поведение предметных недель
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при
решении учебных задач. Наблюдение за
внеурочной деятельностью обучающихся
(творческие работы, проекты,
исследовательские работы и т д)
Участие в творческих конкурсах, смотрах,
интеллектуальных играх, математических
КВНах и других мероприятиях, где
используется деятельность в команде,
группе
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой деятельности строится по двум направлениям:
выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое
наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружков и др . Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.
Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
/ методика Н. Г. Лускановой./
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя ученииками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Врисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают инди-видуальные пристрастия ребёнка.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу-жить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.