СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Выявление к предрасположенности к Дислексии и Дисграфии у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подойдет воспитателям ДОО по выявлению у детей дошкольногь возраста нарушений чтения и письма. В разрабтке указаны основные причины и методы обследования, а также коррекции  выявленных нарушений.

Просмотр содержимого документа
«"Выявление к предрасположенности к Дислексии и Дисграфии у детей дошкольного возраста"»

«Выявление предрасположенности к Дислексии и Дисграфии у детей дошкольного возраста»    Учитель-логопед Мухачёва Н.О.

«Выявление предрасположенности к Дислексии и Дисграфии у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Мухачёва Н.О.

 ОЧЕНЬ ВАЖНО! Раннее выявление предрасположенности к Дислексии И Дисграфии

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Раннее выявление предрасположенности к Дислексии

И

Дисграфии

 Предикция Дислексии и Дисграфии ее научные обоснования Предикция –предсказание вероятности будущей патологии Предсказание строится на выявлении признаков риска у детей до появления дислексии и дисграфии Научные данные о признаках риска дислексии, дисграфии.

Предикция Дислексии и Дисграфии ее научные обоснования

  • Предикция –предсказание вероятности будущей патологии
  • Предсказание строится на выявлении признаков риска у детей до появления дислексии и дисграфии
  • Научные данные о признаках риска дислексии, дисграфии.
 Что такое признаки риска?  Признаки риска дислексии и дисграфии – это определенные психобиологические характеристики у ребенка, которые указывают на высокую вероятность (75% и выше) появления симптомов дислексии и дисграфии с началом обучения в школе.

Что такое признаки риска?

Признаки риска дислексии и дисграфии – это определенные психобиологические характеристики у ребенка, которые указывают на высокую вероятность (75% и выше) появления симптомов дислексии и дисграфии с началом обучения в школе.

Генетическая основа дислексии и дисграфии   Коэффициент наследуемости дислексии и дисграфии - 40-70% Дислексия, Дисграфия у одного из родителей создает риск дислексии у ребенка – 45%

Генетическая основа дислексии и дисграфии

Коэффициент наследуемости дислексии и дисграфии - 40-70%

Дислексия, Дисграфия у одного из родителей создает риск дислексии у ребенка – 45%

Дети группы риска Каким образом можно выявить у ребенка предрасположенность к дисграфии и дислекксии до начала обучения грамоте? Что бы ответить на этот вопрос можно построить гипотезу, что дети с  дисграфией и дислексией представляют  собой неоднородную группу по характеру сформированности вербальных и неречевых  предпосылок овладения письмом и чтением . Причинами  дисграфии и дислексии у детей  являются: врожденные органические нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Дети группы риска

Каким образом можно выявить у ребенка предрасположенность к дисграфии и дислекксии до начала обучения грамоте?

  • Что бы ответить на этот вопрос можно построить гипотезу, что дети с  дисграфией и дислексией представляют  собой неоднородную группу по характеру сформированности вербальных и неречевых  предпосылок овладения письмом и чтением .
  • Причинами  дисграфии и дислексии у детей  являются: врожденные органические нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Также к причинам можно отнести : • Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ); • Социальные причины : неправильная речь окружающих, билингвизм, отсутствие заинтересованности родителей к правильной речи ребенка, дефицит речевой практики в становлении речи ребёнка
  • Также к причинам можно отнести :
  • • Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ);
  • Социальные причины : неправильная речь окружающих, билингвизм, отсутствие заинтересованности родителей к правильной речи ребенка, дефицит речевой практики в становлении речи ребёнка
ПОСТУЛАТ Необходимый постулат для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может стать причиной возникновения  проблем  при обучении чтению и письму.

ПОСТУЛАТ

  • Необходимый постулат для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может стать причиной возникновения  проблем  при обучении чтению и письму.
Признаки риска   Последовательно-ступенчатое накопление информации о риске  Наследственная отягощенность Раннее развитие речи (появление фразы после 2,5 лет) Скрининг – тестирование в соответствии с нормами развития ребенка

Признаки риска

  • Последовательно-ступенчатое накопление информации о риске

  • Наследственная отягощенность
  • Раннее развитие речи (появление фразы после 2,5 лет)
  • Скрининг – тестирование в соответствии с нормами развития ребенка
Дошкольный возраст  На что обратить внимание! (1) Признаки отставания в развитии устной речи (начинается пользоваться фразовой речью после 2,5 лет) Трудности в запоминании простых рифм, детских стихов после 4 лет Забывает имена друзей, знакомых, педагогов, путает названия основных цветов после 4 лет Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй после 5 лет Не проявляет интереса к письменным буквам и словам после 5 лет,

Дошкольный возраст На что обратить внимание! (1)

  • Признаки отставания в развитии устной речи (начинается пользоваться фразовой речью после 2,5 лет)
  • Трудности в запоминании простых рифм, детских стихов после 4 лет
  • Забывает имена друзей, знакомых, педагогов, путает названия основных цветов после 4 лет
  • Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй после 5 лет
  • Не проявляет интереса к письменным буквам и словам после 5 лет,
Дошкольный возраст  На что обратить внимание! (2) Трудности запоминания алфавита (в том числе в стихотворной или письменной форме) после 5 лет Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации движений пальцев (после 4 лет) Предметный рисунок упрощенно-схематичный, содержит мало существенных деталей (после 5 лет) Не использует слова узкий-широкий, толстый-тонкий Не запоминает последовательность времен года, дней недели (после 5,5 лет) Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни)

Дошкольный возраст На что обратить внимание! (2)

  • Трудности запоминания алфавита (в том числе в стихотворной или письменной форме) после 5 лет
  • Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации движений пальцев (после 4 лет)
  • Предметный рисунок упрощенно-схематичный, содержит мало существенных деталей (после 5 лет)
  • Не использует слова узкий-широкий, толстый-тонкий
  • Не запоминает последовательность времен года, дней недели (после 5,5 лет)
  • Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни)
 Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии  (Корнев А.Н.) Рядоговорение ( времена года, дни недели ) Повторение цифр ( прямой счет и инверсия ряда ) Воспроизведение ритмов (!! !,! !!, !!! !, ! !!!,!! !!!) Кулак-ребро-ладонь (Проба Озерецкого)

Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (Корнев А.Н.)

  • Рядоговорение ( времена года, дни недели )
  • Повторение цифр ( прямой счет и инверсия ряда )
  • Воспроизведение ритмов (!! !,! !!, !!! !, ! !!!,!! !!!)
  • Кулак-ребро-ладонь (Проба Озерецкого)
Тест быстрого серийного называния (картинки, цвета, цифры, буквы: по 36 стимулов каждого вида) Повторение квазислов (взун, шикс, пчифт, извырлофт) Тест фонетической сегментации (скажи слово исток без и , слово горшок без гор )
  • Тест быстрого серийного называния (картинки, цвета, цифры, буквы: по 36 стимулов каждого вида)
  • Повторение квазислов (взун, шикс, пчифт, извырлофт)
  • Тест фонетической сегментации (скажи слово исток без и , слово горшок без гор )
Выявление сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом: Упражнение 1. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

Выявление сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

  • Упражнение 1. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.
Упражнение 2. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а также два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).
  • Упражнение 2. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а также два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).
Упражнение 3. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующие словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая». Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.
  • Упражнение 3. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующие словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая». Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.
Важный показатель! Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения. Упражнение: Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

Важный показатель!

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

  • Упражнение: Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.
Главная задача:  Предикция и помощь! Выявление признаков риска до школы- предупреждение (формирование предпосылок навыка чтения, письма) Выявление ранних проявлений дислексии, диграфии – их коррекция Формирование предпосылок чтения + письма

Главная задача: Предикция и помощь!

  • Выявление признаков риска до школы- предупреждение (формирование предпосылок навыка чтения, письма)
  • Выявление ранних проявлений дислексии, диграфии – их коррекция
  • Формирование предпосылок чтения + письма
 Навыки-предпосылки   Осознание звуковой стороны речи Владение лексическим, слоговым и фонематическим анализом Владение слоговым синтезом Объем словарного запаса Навыки создания и понимания рассказа Навык стратегия визуального сканирования текста

Навыки-предпосылки

  • Осознание звуковой стороны речи
  • Владение лексическим, слоговым и фонематическим анализом
  • Владение слоговым синтезом
  • Объем словарного запаса
  • Навыки создания и понимания рассказа
  • Навык стратегия визуального сканирования текста
Главные разделы работы по диагностике и профилактике предпосылок:   Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.  воспитание слуховой дифференциации звуков речи; устранение звуковых замен в устной речи; воспитание простейших видов фонематического анализа слов;  развитие оптико-пространственных  представлений  и зрительного анализа и синтеза; формирование грамматических систем словоизменения и словообразования; обогащение словарного запаса .

Главные разделы работы по диагностике и профилактике предпосылок:

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.

  • воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
  • устранение звуковых замен в устной речи;
  • воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
  • развитие оптико-пространственных  представлений  и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса .
Важно! Не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.

Важно!

  • Не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
При проведении всех  диагностических и профилактических мероприятий в старшем дошкольном возрасте по предрасположенности к дисграфии и дислексии  может положительно повлиять на формирование устных, письменных навыков в будущем младшего школьника.

При проведении всех  диагностических и профилактических мероприятий

в старшем дошкольном возрасте по предрасположенности к дисграфии и дислексии  может положительно повлиять на формирование устных, письменных навыков в будущем младшего школьника.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя