«Выявление предрасположенности к Дислексии и Дисграфии у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Мухачёва Н.О.
ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Раннее выявление предрасположенности к Дислексии
И
Дисграфии
Предикция Дислексии и Дисграфии ее научные обоснования
- Предикция –предсказание вероятности будущей патологии
- Предсказание строится на выявлении признаков риска у детей до появления дислексии и дисграфии
- Научные данные о признаках риска дислексии, дисграфии.
Что такое признаки риска?
Признаки риска дислексии и дисграфии – это определенные психобиологические характеристики у ребенка, которые указывают на высокую вероятность (75% и выше) появления симптомов дислексии и дисграфии с началом обучения в школе.
Генетическая основа дислексии и дисграфии
Коэффициент наследуемости дислексии и дисграфии - 40-70%
Дислексия, Дисграфия у одного из родителей создает риск дислексии у ребенка – 45%
Дети группы риска
Каким образом можно выявить у ребенка предрасположенность к дисграфии и дислекксии до начала обучения грамоте?
- Что бы ответить на этот вопрос можно построить гипотезу, что дети с дисграфией и дислексией представляют собой неоднородную группу по характеру сформированности вербальных и неречевых предпосылок овладения письмом и чтением .
- Причинами дисграфии и дислексии у детей являются: врожденные органические нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
- Также к причинам можно отнести :
- • Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ);
- • Социальные причины : неправильная речь окружающих, билингвизм, отсутствие заинтересованности родителей к правильной речи ребенка, дефицит речевой практики в становлении речи ребёнка
ПОСТУЛАТ
- Необходимый постулат для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может стать причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Признаки риска
- Последовательно-ступенчатое накопление информации о риске
- Наследственная отягощенность
- Раннее развитие речи (появление фразы после 2,5 лет)
- Скрининг – тестирование в соответствии с нормами развития ребенка
Дошкольный возраст На что обратить внимание! (1)
- Признаки отставания в развитии устной речи (начинается пользоваться фразовой речью после 2,5 лет)
- Трудности в запоминании простых рифм, детских стихов после 4 лет
- Забывает имена друзей, знакомых, педагогов, путает названия основных цветов после 4 лет
- Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй после 5 лет
- Не проявляет интереса к письменным буквам и словам после 5 лет,
Дошкольный возраст На что обратить внимание! (2)
- Трудности запоминания алфавита (в том числе в стихотворной или письменной форме) после 5 лет
- Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации движений пальцев (после 4 лет)
- Предметный рисунок упрощенно-схематичный, содержит мало существенных деталей (после 5 лет)
- Не использует слова узкий-широкий, толстый-тонкий
- Не запоминает последовательность времен года, дней недели (после 5,5 лет)
- Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни)
Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (Корнев А.Н.)
- Рядоговорение ( времена года, дни недели )
- Повторение цифр ( прямой счет и инверсия ряда )
- Воспроизведение ритмов (!! !,! !!, !!! !, ! !!!,!! !!!)
- Кулак-ребро-ладонь (Проба Озерецкого)
- Тест быстрого серийного называния (картинки, цвета, цифры, буквы: по 36 стимулов каждого вида)
- Повторение квазислов (взун, шикс, пчифт, извырлофт)
- Тест фонетической сегментации (скажи слово исток без и , слово горшок без гор )
Выявление сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений
Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:
- Упражнение 1. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.
- Упражнение 2. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а также два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).
- Упражнение 3. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующие словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая». Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.
Важный показатель!
Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.
- Упражнение: Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.
Главная задача: Предикция и помощь!
- Выявление признаков риска до школы- предупреждение (формирование предпосылок навыка чтения, письма)
- Выявление ранних проявлений дислексии, диграфии – их коррекция
- Формирование предпосылок чтения + письма
Навыки-предпосылки
- Осознание звуковой стороны речи
- Владение лексическим, слоговым и фонематическим анализом
- Владение слоговым синтезом
- Объем словарного запаса
- Навыки создания и понимания рассказа
- Навык стратегия визуального сканирования текста
Главные разделы работы по диагностике и профилактике предпосылок:
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
- устранение звуковых замен в устной речи;
- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
- формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
- обогащение словарного запаса .
Важно!
- Не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
При проведении всех диагностических и профилактических мероприятий
в старшем дошкольном возрасте по предрасположенности к дисграфии и дислексии может положительно повлиять на формирование устных, письменных навыков в будущем младшего школьника.
Спасибо за внимание!