тесты на готовность ребенка к школе
6-7 лет - ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.
Основная направленность тестов - до школы выявить детей с риском дисграфии и дислексии.
Тесты помогут определиться и родителям "зимних" деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.
Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:
По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст и дату рождения.
Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
Фамилию, имя, отчество родителей.
Профессии мамы и папы.
Определять время по часам.
Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
Погодные явления.
Основные цвета.
Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды. Находить лишнее среди предметов по наиболее общему признаку.
Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
Различать и правильно называть геометрические фигуры.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
Уметь воспроизводить по клеточкам или точкам простые рисунки, дорисовывать половину фигуры по аналогии с уже изображенной.
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
Разделять слова на слоги по количеству гласных.
Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
Знать понятия "больше, меньше, поровну".
Диагностика представлений детей дошкольного возраста о цифрах
Если вы хотите определить, насколько хорошо ваш ребенок знает цифры, проведите с ним несколько несложных игр.
1. Чтобы выяснить умеет ли ребенок называть цифры в соответствии с порядком чисел, предложите ему написать цифры по порядку.
2. Ребенок должен уметь называть цифры от единицы до девяти в произвольном порядке. Предложите ему найти цифры на карточках и назвать их. Карточки с цифрами можно скачать тут
3. Умеет ли ребенок обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Предложите малышу сосчитать, сколько кружков (ягодок, цветочков) на картинке и подобрать соответствующую цифру.
4. Насколько хорошо ребенок может соотнести цифру с количеством предметов. Предложите ребенку подобрать к карточке с цифрой соответствующую числовую карточку или отсчитать нужное число игрушек.
Оценка результатов
Высокий уровень знаний: ребенок выполняет задание самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого.
Средний уровень: выполняет задание самостоятельно, но не полностью или после объяснения взрослого.
Низкий уровень: ребенок не может справиться с заданием или справляется только при помощи взрослого.
Диагностики речи и навыков чтения
Обследование особенностей чтения. Тест 1
1. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы: СА – ША, ЗА – ЖА, ЦА – ЧА, РА – ЛА.
Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Обращается внимание на возможность слияния звуков в слоговой комплекс, особенно в прямых слогах, а также на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. Данная проба дает возможность определить сформированность звуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.
2. Чтение слов (односложных, двухсложных и многосложных – простых и сложных по звукослоговой структуре). Вначале детям следует предлагать для чтения самые простые слова, а затем – более сложные по слоговому и морфологическому составу. Необходимо использовать все возможные варианты односложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), ГССС (Омск), где С – согласный звук, Г – гласный.
Детям предлагаются также различные варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха); со стечением согласных (шторы, окно); многобуквенные (пропуск, дружил). Затем изучается чтение трехсложных: СГСГСГ (молоко), СГСГСГС (молоток), СГССГССГ (перчатки), ССГССГСГ (простыня) – и многосложных слов.
Данная проба дает возможность оценить техническую и смысловую стороны чтения: читает ли ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает ли побуквенно или у него сохраняются элементы побуквенного чтения в стечениях согласных или в конце слов (хала-т); читает ли он «механически» или осознанно.
3. Чтение короткого текста. При использовании данной диагностики мы обследуем выразительность чтения и понимание прочитанного. Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:
а. Пересказать прочитанное.
б. Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.
в. Ответить на вопросы.
Лист с тестом вы можете скачать и распечатать. Скачивается - клик ПКМ - сохранить картинку как или перетащите ее на рабочий стол, удерживая левую кнопку мыши или длинный тап на андроиде.
Тест 2
Цель: выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма
Проведение. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.
Предполагаемый результат:
Если ребенок дал неправильных ответов более 30 %, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии.
Более 30 % ошибок свидетельствовало о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, столь необходимого для успешного обучения чтению и письму.
Тест 3
«Ритмы». Инструкция. «Послушай, как а стучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу с длинными и короткими интервалами:
1. простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают.
2. Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки:
1. выполнены оба задания – ребенок готов к школе
2. выполнены только простые ритмы – есть риск дисграфии и дислексии.
3. не выполнено ни одного задания – повод начать заниматься с ребенком, более чем желательно показать его логопеду.
Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У детей затруднения отмечаются при право и левополушарном поражении.
Итоги:
Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку?
К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
Может ли определить лишний предмет,
к примеру, в цепочке: "тарелка, кастрюля, щетка, ложка"?
Может ли точно скопировать простой узор?
Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
Включается ли он в игру других детей?
Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
Внимательно ли он слушает, когда ему читают?