СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление сущности безработицы, ее причин, видов и последствий. Практическая работа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит задания по закреплению понятия безработицы, составление схем и таблиц по видам безработицы , ее причинам и последствиям

Просмотр содержимого документа
«Выявление сущности безработицы, ее причин, видов и последствий. Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа № 19.

Выявление сущности безработицы, ее причины, виды и последствия.

Цель: Выявить сущность, причины и виды безработицы и ее последствия;

Средства обучения:

  • методические рекомендации к практической работе № 19

  • РМ к практической работе № 19

  • Учебники Важенина и Баранова «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»

  • Виды самостоятельной работы:

  • Составление таблиц

  • Составление схем

  • Выполнение тестовых заданий уровня А

Ход урока

В экономической теории существует много различных то­чек зрения на причины безработицы. Можно выделить три ос­новные позиции по данному вопросу:

1. Причина безработицы — завышенные требования са­мих работников, предъявляемые работодателю относитель­но размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.

2. Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, госу­дарство может увеличить объем спроса на рабочую силу.

3. Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потреб­ностями работодателей, которые готовы предоставить рабо­чие места.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, вос­питывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят тех, кто ищет работу.

Считается, что современная рыночная экономика может иметь определенный уровень естественной безработицы, до­пустимый размер которой составляет 5,5%—6,5% трудоспо­собного населения страны. В этом случае говорят об экономи­ке полной занятости.

Основные виды безработицы

Структурная — невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

Фрикционная — невозможность для уволенного работ­ника найти свободное место по своей специальности.

Циклическая — характерна для экономического кри­зиса, возникает в результате спада производства.

Сумма фрикционной и структурной безработицы состав­ляет естественный уровень безработицы, т. е. уровень без­работицы при полной занятости, который считается нормаль­ным явлением в современной экономике, порождаемым увеличением времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и относительной устойчивости заработной платы.

Безработица может проявляться в следующих формах:

открытая;

скрытая — работник дает согласие на неполный рабо­чий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства;

текучая — связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда;

застойная — длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.

Безработица обладает негативными экономическими и со­циальными последствиями. Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных по­следствий.




Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

• Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

• Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

• Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятос­ти и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

• Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

• Снижение уровня жизни населе­ния:

— создаются предпосылки для со­кращения доходов работающих по найму;

— потерявшие работу получают лишь пособия по безработице;

— сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

• Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

• Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­убийствам, росту преступности


Задание 1

|А1.| Выберите правильный ответ. Безработица, которая ха­рактеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению про­изводительности труда, называется

1) сезонной 3) скрытой

2) структурной 4) фрикционной

Ответ: 3.

Задание 2 . Закончить определение по видам безработицы:

  1. невозможность для уволенного работ­ника найти свободное место по своей специальности – это …

  2. характерна для экономического кри­зиса, возникает в результате спада производства – это …

  3. невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации – это …

  4. Естественный уровень безработицы – это ….


Задание 3. Составить схему «Формы безработицы»


Задание 4. Заполнить таблицу «Последствия безработицы»


Позитивные

Негативные






Задание 5. Составить схему Государственная политика в области занятости



Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии.
































4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!