СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление сущности права, структуры системы права, нормы права. Практическая работа по учебному предмету Человек и общество для студентов СУЗа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа содержит практические задания на выявление и закрепление знаний о сущности права, системе права, структуре нормы права и иерархии правовых актов

Просмотр содержимого документа
«Выявление сущности права, структуры системы права, нормы права. Практическая работа по учебному предмету Человек и общество для студентов СУЗа.»

Практическая работа №1

Тема. Выявление сущности системы права и структуры нормы права. Составление схем «Система права», «Этапы правового прогресса», «Формы реализации права», «Законотворческий процесс в Российской Федерации».

Цель: сформировать представление о системе права, этапах правового прогресса, формах реализации права и изобразить их схематически.

Место проведения: учебная аудитория

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 1

  • Учебники Важенина А.Г. «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»

Виды самостоятельной работы:

  • Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)

  • Составление логических схем

  • Заполнить таблицу

Краткая теория


Сущность и роль права в обществе

Право- система общеобязательных норм и правил поведения, санкционированных государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения.

Право, как, и государство, является продуктом обществен­ного развития. Оно регулирует общественные отношения: Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции.

Право выражается в правовой норме, представляющей со­бой общее правило поведения, обязательное для всех, санкцио­нированное законом или иным нормативным актом.

По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы принимаются законодательным органом государ­ства или народом в результате референдума и обладают выс­шей юридической силой. Подзаконные акты - это правотвор­ческие акты компетентных органов.

Структура нормы права состоит из диспозиции, т.е. са­мого правила поведения, гипотезы - указания на условия при­менения нормы, санкции - установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы. В нашем обществе действуют не только нормы права, но и нормы морали, традиции и обычаи делового оборота.

1.4. Источники права..

  1. Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право.

  2. Нормативный договор — представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

  3. Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

  4. Правовая доктрина —научные работы на правовую тематику. Она может становиться источником права, если санкционируется государством.

  5. Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документарную форму.

Основное место в системе источников права занимает за­кон. Основным законом являются Конституция Российской Федерации и конституции субъектов Федерации

В самом общем виде иерархическую систему норматив­ных правовых актов (НПА) России можно представить следующим образом:

  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральные законы:

  • — федеральные конституционные законы;

  • — текущие (обычные) федеральные законы

  • Указы Президента Российской Федерации

  • Постановления Правительства Российской Федерации

  • Нормативные акты министерств и ведомств

Особую группу в этой системе образуют:

  • Международные договоры Российской Федерации

  • Нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации

  • Нормативные правовые акты могут быть классифициро­ваны по различным основаниям на отдельные виды.

Действие нормы по кругу лиц означает, что неко­торые нормативные акты адресованы определенным лицам. Таким образом, регулируется правовое положение иностран­цев или лиц без гражданства, положение несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и от 14 до 18 лет, организаций, ответст­венность должностных лиц.

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Система Российского права - это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нор­мами права. Различаются следующие основные отрасли: госу­дарственное (конституционное), административное, финансо­вое, международное, земельное, лесное, горное, водное и дру­гие отрасли природоохранительного права; гражданское, тру­довое, семейное, аграрное; отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций: уголов­ное право, право судоустройства и прокурорского надзора, арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уго­ловно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

Ход работы

1.Составить схему «Сущность права»


2.Составить схему «Система права»



3. Составить схему нормы права



……………


………………






4. Составить схему «Источники права» 4а. «Иерархия НПА РФ»



























5.Составить схему «Отрасли права»

Ответить на вопросы.

1.Понятие права

.


Вывод:

Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии.