СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выход из конфликтных ситуаций

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты между подростками в школе и их последствия (невозможность обучения, проблемы с психикой)

Просмотр содержимого документа
«Выход из конфликтных ситуаций»

Глава 1

Начать хотелось бы с определений, которые далее будут часто встречаться.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

В зависимости от результатов решения конфликтов, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались, удовлетворены его результатом.

Также хотелось бы сказать, кто такие подростки и почему мне интересно изучать именно их.

Подростковый возраст – момент с 10-ти до 17 лет, который объединен с взрослением, половым созреванием и переходом из детства во взрослую жизнь. Изменения в организме и психике, смена приоритетов и жизненных ценностей инициируют проблемы и у самого подростка, и у его родителей.

Большинство проблем подростков, в том числе и конфликты, связаны с так называемым «кризисом подросткового возраста».

Кризис подросткового возраста – трудности и конфликты, появляющиеся в процессе развития личности школьника и борьбы за независимость. Кризис возникает, если ребенка ущемляют в семье или коллективе, и ему приходится отвоевывать свою самостоятельность, бороться за статус в группе.

Глава 2

Особенности подросткового возраста:

  • Появление чувства «взрослости» – изменения организма как психологические, так и физические влекут за собой новые потребности и желания, но возможности их удовлетворить нет.

  • Негативизм или упрямство – подросток самоутверждается за счет игнорирования просьб и требований родителей. Некоторые психологи рассматривают подростковый негативизм как одну из форм защиты нервной системы от бурных изменений.

  • Стремление к самостоятельности – один из ключевых признаков верного формирования ребенка – это отделение от родителей. В общении с родителями подросток неизменно прощупывает предел дозволенного, потихоньку продвигаясь все дальше (я сейчас лягу спать поздно, а завтра задержусь с друзьями). Таким образом, он узнает, на что готовы родители, где находятся отчетливые границы дозволенного.

  • Отстаивание своих прав – с изменением организма приходят и мысли, что пора бы пользоваться привилегиями взрослых. И во многих случаях подростки агрессивно начинают отстаивать свои права.

  • Гормональные скачки – резкое повышение гормонов роста и половых гормонов приводит к различным симптомам (головные боли, головокружение, раздражительность и т.д.)

  • Стремление к общению с ровесниками - Друзья и знакомые в этот период становятся самыми значимыми людьми, их поведение и манеры воспринимаются, как эталон. Лидеры группы становятся авторитетами, смещая с этого места родителей. Признание статуса  и уважение в группе – высшая установка всего, что делает подросток. Эти изменения не так плохи, как выглядят на первый взгляд – подобным образом, растущий ребенок становится фрагментом общества.

  • Тяга к противоположному полу - симпатия, влечение и интерес к противоположному полу – один из приоритетов переходного возраста. Половое влечение в этот момент связано со значительными скачками половых гормонов и может быть достаточно сильным.

  • Поиск себя и испытание своих возможностей – подростки пытаются найти свое место, определить, что им интересно, поэтому зачастую ведут себя вызывающе и часто рискуют.

  • Внимание к своей личности - рефлексия. Ребенок начинает сосредоточиваться на своих мыслях и чувствах. Он открывает себя, рассматривает свои эмоции и поведение, нравственные качества, свою реакцию на события и других людей. На основе данных наблюдений он составляет мнение о себе и сопоставляет со своим «идеалом», который сложился на основе воспитания, книг, фильмов. Если он находит у себя качества, приписываемые идеалу, то это увеличивает его самооценку, дело в том, что самоанализ не всегда проходит объективно и самооценка испытывает резкие скачки, что действует на поведение подростка.

  • Повышенное внимание своей внешности – подростки в большинстве случаев судят о людях по внешности, поэтому уделяют ей очень много внимания. Стараются выглядеть модно. На этой почве возникают комплексы «у меня толстые ноги», «у меня кривой нос» и т.д.

Глава 3

Школьные конфликты, участниками которых являются подростки. Причины возникновения и способы решения.

Конфликт «Ученик – ученик»

В связи с кризисом подросткового возраста самый часто встречающийся вид конфликта.

Причины:

  • Недопонимания

  • борьба за авторитет (подросток хочет стать старостой класса или же просто главой компании одноклассников)

  • соперничество (у кого лучше оценки, кто будет встречаться с самой красивой девочкой или мальчиком и т.д.)

  • обман, сплетни

  • оскорбления (связанные с отстаиванием своих прав, гормональными скачками, поднятием самооценки и авторитета среди сверстников)

  • обиды

  • враждебность к любимым ученикам учителя (подростка раздражает что «любимчику» делают поблажки, постоянно хвалят, завышают оценки. Таким образом, подросток думает, что «любимчик» лучше него)

  • личная неприязнь к человеку

  • симпатия без взаимности (боязнь быть отвергнутым, а так же боязнь стать объектом для насмешек среди сверстников)

  • борьба за девочку (мальчика)

Глава 4

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения.

Алгоритм №1:

• Спокойно пожать плечами и улыбнуться

• Задать встречный вопрос «Ты так думаешь?»

• Согласиться «Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»

• Разрешить так думать «Это твоё мнение»

Алгоритм №2:

1) обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

2) Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

3) Если конфликт случился в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства.

4) Если предмет конфликта можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом ученика нужно попробовать записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Единый алгоритм выхода из конфликтных ситуаций:

1.Что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

2.Анализ ситуации без превратности.

3.Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

4.Выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

5.Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Глава 5

Основные выходы из конфликта разработанные К. Томасом

Приспособление — смягчение противоречий, даже во вред своим интересам. Главной проблемой является восстановление покоя и стабильности, а не разрешение конфликта. Объект разногласия не важен или не очень тревожит случившееся. Считается, что лучше оставить добродушные взаимоотношения с другими, чем отстаивать личную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.

Компромисс — обоюдные уступки. Обе стороны обладают идентично вескими аргументами и обладают равной властью.

Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Подобный стиль требует умения объяснять свои желания, слушать друг друга, удерживать свои эмоции.

Игнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Соперничество — открытое соперничество за свои интересы, настойчивая защита своей позиции

Практическая часть:

Часть 1.

Я провела в школе анкетирование на тему конфликтов между сверстниками, на основе которого я сделала некоторые заключения (соотношение девушек и юношей 47/53) (см. приложение 3):

  • У многих конфликты случаются редко.

  • Приятели и друзья помогают в учебе примерно 70% опрошенных.

  • 50% опрошенных сталкивались с травлей в свою сторону.

  • 93% умеет приспосабливаться к обществу, заводить новые знакомства.

  • Большинство опрошенных выбирают разъяснение ситуации словами, как способ выхода из конфликтной ситуации.

По результатам анкетирования более 85% учеников умеют находить общий язык со сверстниками, остальные по каким-либо причинам имеют некоторые трудности в общении со сверстниками. Несмотря на такой большой процент учеников, которые умеют приспосабливаться к обществу, тема моего проекта остается актуальной, так как подростковый возраст один из самых сложных периодов в жизни человека, у детей начинает появляться своя точка зрения, происходит гормональный скачек, последствием которых являются неконтролируемые эмоции. И чтобы подростки справились с такой психологической нагрузкой, давлением со стороны окружающих я создам памятку, которая в дальнейшем поможет подросткам справиться с вышеперечисленными проблемами.

Так же, анализируя анкетирование, удалось выяснить следующее: если рассматривать выходы из конфликтов по К. Томасу, то большинство моих сверстников выбирает «Компромисс», «Сотрудничество» и « Приспособление», этот вывод помог мне в дальнейшей разработке плаката.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!