СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вымершие животные . Исчезающие животные и их охрана.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок интересен тем, что в нем упоминаются вымершие животные такие как динозавры. Проводится экскурс в историю когда на земле еще встречались представители вымирающих динозавров.

Просмотр содержимого документа
«Вымершие животные . Исчезающие животные и их охрана.»

Методическая разработка урока ««Вымершие животные. Исчезающие животные и их охрана».

УМК: Пакулова В.М., Иванова Н.В.. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Изд – Дрофа, 2013 г.

Тема урока «Вымершие животные. Исчезающие животные и их охрана».

Цель урока

Сформировать у обучающихся понятие о Красной книге, о вымирающих животных, о причинах их вымирания, о мероприятиях по их охране. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии животного мира, их классификации и характерных признаках, о роли животных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД

Предметные результаты: познакомиться с животными вымершими и животными из «Красной книги», с мерами охраны диких животных. Создать условия для понимания важности и необходимости охраны диких животных своей местности.

Познавательные УУД: извлекать информацию из разных источников (текстовых, электронных ресурсов, иллюстративных); выстраивать логическую цепь в своей работе, интерпретировать, анализировать и обобщать информацию.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Выражать свои мысли, давать оценку поступкам и событиям с позиции нравственных ценностей, в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией. Обучение навыкам сотрудничества и сотворчества.

Личностные УУД: ориентировать в нравственном содержании собственных и чужих поступков. Научиться охранять природу. Научиться использовать свои знания для сохранения природы своего края. Уметь давать оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм.

Регулятивные УУД: понимание учебных целей и задач. Осуществление регуляции собственных действий и поведения. Умение определять цель деятельности на уроке, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Основные понятия

«Красная книга», заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Межпредметные связи

Зоология, ботаника, география, палеонтология.

Ресурсы

УМК Пакулова В.М., Иванова Н.В.. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Изд – Дрофа, 2011 г.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи этапа, УУД

1.Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Эпиграф

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.


II.Мотивационно-ориентированный этап

Вопросы на повторение:

Давайте с вами вспомним о каком царстве мы с вами говорили на протяжении последних уроков?

-Да это царство животных, которое объединяет около 2 мл видов.

-Какие вы знаете классификации?

-А какие это таксономические единицы?

-Назовите представителей класса одноклеточных.

- Какие ещё вам известны классификации?

-Какие типы вы знаете в подцарстве многоклеточных?

-Давайте с вами вспомним из Библии в какой день были сотворены животные?

Когда вы били в начальной школе вам говорили, что в 5 день были созданы низшие животные, в 6 день высшие. Сейчас вы уже подросли и поэтому можете воспринимать более сложную информацию. Давайте послушаем, как же всё-таки об этом говорится в Библии.



Можно сделать вывод, что в 5 день были сотворены животные из воды, а в 6 из земли.

И ещё нам нужно повторить значение животных для природы (санитары, обогащают почву кислородом, опыляют растения, являются пищей для других животных) и значение для людей ( пища, одежда, рабочая сила, эстетическое наслаждение)

Отвечают на вопросы





















Обучающиеся зачитывают отрывок из Библии, где говорится о сотворении животных.

Обобщить и систематизировать знания обучающихся по систематике царства животных.

Регулятивные и личностные УУД

Формулировка темы

К сегодняшнему уроку я вас попросила сделать небольшие проекты про вымирающих животных в ваших красных книгах, которые вы начали вести, когда мы проходили тему об исчезающих растениях. Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? Обратите пожалуйста внимание и на эпиграф.

К этому можно добавить уже вымерших животных.

Тема урока на экране.


Обучающиеся высказывают свои предположения о формулировке темы.

Вымирающие животные и их охрана.

Регулятивные УУД (прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке). Коммуникативные УУД (умение слушать, выстраивать устные монологические высказывания).

III. Поисковый этап

Сегодня нам ваши одноклассники подготовили небольшие проекты про уже вымерших животных. Давайте их послушаем.


- Хорошо. А каких ещё вымерших животных вы знаете, тех, кто рядом жили с человеком и были им истреблены? (Слайды)

-А каких животных вы знаете, которые не дожили до встречи с человеком?

-Правильно динозавры.

В переводе с греческого динозавры означают «ужасные ящеры». Динозавры господствовали на Земле в мезозойскую эру, в юрском периоде и занимали все среды обитания. По земле ходили гигантские диплодоки, брахиозавры, тираннозавры и аллозавры. В морях кишели ихтиозавры, кронозавры и архелоны. Воздух был полон летающими птеродактилями и птераноподонами.

Показ отрывка из фильма «Планета динозавров».

Хочу вам открыть одну тайну: оказываются люди ещё долго жили вместе с динозаврами. Доказательством этому являются раскопки в США в штате Канзас и бывшей республике СССР Туркмении. В этих местах отпечатались следы динозавров и человека в одном слое, а иногда и рядом друг с другом. Самым ярким доказательством сказанному является эпизод из жития великомученика св. Георгия Победоносца. Послушайте пожалуйста краткую историю победы св. Георгия над змием в окрестностях г. Бейрута. Страшный дракон жил в озере и наводил ужас на всю округу. Св. Георгий вступил с драконом в единоборство, и пронзив копьём горло животного, пригвоздил его к земле.

Св. Георгий, поражающий дракона, является символом победы над врагом. Поэтому он украшает гербы, дворцы и храмы по всей Европе – от Перми и до Лиссабона – так и за её пределами – так и за её пределами. Ну и конечно же св. Георгий Победоносец является главной фигурой Российской символики: герба Российской Федерации и флага Президента РФ.

Учитель демонстрирует символику Российской Федерации.

Показ отрывка из фильма: «Святые. Георгий Победоносец». В фильме говорится, о том, что змей с которым сражался Георгий Победоносец очень напоминает плотоядного динозавра барионикса.

Но битва св. Георгия – это не единичный случай борьбы святых мужей с драконами, известно как минимум ещё 30 случаев. Это вмч. Федор Тирон, Федор Стратилат, преп. Аммон. Демонстрация книги «Животные рядом со святыми» прот. Константина Буфеева.

Святые мужи поражали драконов, ящеров мечом, копьём, словом, а иногда и вступали с ними в договоренность. Интересен случай произошедший с грузинским святым Давидом Гареджинским. Он хотел убить дракона, который пожирал оленей, приносящих святому пищу. Но дракон взмолился и говорит, я уйду из этого места навсегда, но только ты взойди на гору и проводи меня своим взглядом до реки. Св. Давид согласился выполнить просьбу дракона, поднялся на гору и стал провожать его взглядом. В это время ангел, стоящий за спиной святого, позвал его и Давид отвлёкся. Спадающий с неба огонь сжёг дракона. Св. Давид обратился к Господу «Как же так, я обещал дракону, что он доберётся до реки. Господь сказал: не печалься о нем, если бы он добрался до реки, а из неё в море, то погубил бы множество кораблей с людьми.


Рассказы о своих проектах:

-Дикий бык – Тур

-Дикая лошадь – Торпан

-Туранский тигр.

-Стеллерова корова.

Презентации.

Обучающиеся делают вывод о том, что в исчезновении данных животных виноват человек.
















Просмотр обучающимися отрывка из фильма «Планета динозавров».












Просмотр обучающимися отрывка из фильма «Святой воин Георгий Победоносец».


















Просмотр обучающимися отрывка из фильма «Святые. Георгий Победоносец».






Познавательные УУД. (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Личностные УУД.

(формирование активной жизненной позиции, потребности в самовыражении)

Коммуникативные УУД

( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся активно и внимательно слушают друг друга).

IV. Физкультминутка


Физкультминутку проводят ученики:

А у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись

Разминаем руки, плечи

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем

Вправо-влево, раз и два

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.


V. Практический этап

Сейчас мы перейдем к рассмотрению Красной книги. На дом у вас было задание сделать проекты по двум животным, которые являются исчезающими или редкими видами. Послушайте несколько сообщений об исчезающих животных.






Вы внимательно слушали. Ответьте пожалуйста на вопрос какова причина исчезновения вышеперечисленных

животных?

За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

Давайте вернёмся к красной книге. Почему эта книга так называется?

Красный цвет – сигнал опасности.

Красная книга – это книга тревоги, предупреждения. В неё занесены следующие категории животных:

  • Красные страницы – особо редкие исчезающие виды, находящиеся под угрозой полного уничтожения

  • Желтые страницы – «уязвимые» , сокращающиеся виды

  • Белые страницы – редко встречающиеся животные, которых всегда было мало на Земле

  • Зеленые страницы – виды, которые удалось спасти от вымирания

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В 1982 году была учреждена в России.

Но Красная книга – это просто книга, куда заносятся исчезающие животные, но надо принимать более действенные меры для их спасения. Важным шагом на пути спасения природы – выделение территорий, где растительный и животный мир сохраняются в неприкосновенности. В нашей стране сложилась во многом своеобразная система охраняемых природных территорий. По особенностям режима охраны в ней выделяются: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.

Что такое заповедники? Что такое заказники?

Работа в тетради. Запишите новые для вас понятия.

Национальные парки – территории специально предназначенные для туристического использования.

Памятники природы – небольшие территории или объекты природы, имеющую особую научную или культурную ценность.

Что запрещено делать на территории заповедника?

Примером заповедника в нашей области служит Центрально-черноземный государственный заповедник имени профессора Василия Васильевича Алехина. (Презентация)

Примером заказника можно назвать местечко «Ломовое» Кореневский-Г лушковский район. Здесь охраняется бобр и выхухоль.

Примером национального парка может служить Беловежская пуща (презентация).

Примером памятника природы является парк «Знаменская роща», урочище «Крутой лог»






Проекты

-Бабочка Аполлон

-Байкальский осетр

-Снежный барс

-Белый журавль Стерх.

-Амурский тигр.











































Обучающиеся отвечают на вопросы.

Заповедники, территории закрытые для доступа посторонних лиц, в них строгий режим охраны.

Заказники – временно охраняемые территории для сохранения определенных видов. Это такие территории на которых вводится постоянное или временное ограничение хозяйственной деятельности для сохранения и воспроизведения отдельных видов животных и растений, либо для сохранения всего природного комплекса.

На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека: вырубка леса, добыча полезных ископаемых, сенокошение, сбор растений, выпас скота, любое строительство.

Познавательные УУД. (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.)

Личностные УУД.

(формирование активной жизненной позиции, потребности в самовыражении)

Коммуникативные УУД

( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся активно и внимательно слушают друг друга).

VI.Рефлексивно-оценивающий этап

И в случае с вымершими животными и в случае с вымирающими животными виноват человек, прямо или косвенно. Это или прямое истребление животных или непрямое действие: вырубка лесов, расширение посевных площадей, строительство гидростанций. В Нью-Йоркском зоопарке находится клетка с толстыми прутьями. На ней написано «Самый опасный хищник на Земле». Как вы думаете кто или что находится в клетке?

Необходимо бережно относится к природе, чтобы больше не исчезали никакие виды животных и растений, а находящиеся под охраной увеличивали свою численность.


Домашнее задание: п. 46, задание 3 письменно. Нарисовать плакаты по охране животного мира.

Учитель предлагает детям оценить свою деятельность на уроке. Выскажите свое мнение, закончите фразу

Сегодня я узнал…

Я понял что…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Было интересно…


Личностные УУД (способность к самооценке собственной учебной деятельности).

Коммуникативные УУД (самовыражение)

Регулятивные УУД (самооценка)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!