Приложение 3.
Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как средство развития навыков самообразования и творческого мышления младших школьников
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – быть успешным.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу , наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности. Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.
Младший школьный возраст - благориятный период для развития креативности. Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем, которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и создание продуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.
Цели использования метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Я обращаюсь к этому методу, чтобы решать дидактические задачи: научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течении конкретного отрезка времени. Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразной формой использования считаю метод проектов
1.Актуальность использования метода проектов в начальной школе
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода.
Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. Проектная деятельность рассматривается как урочная и внеурочная форма работы. Создание проектов на уроке предусмотрено ФГОС.
Основная цель проектной деятельности - возможность проявления ребенком своих индивидуальных особенностей. Можно выделить возможность применения уч-ся знаний в новых условиях, проследить связь между учебными предметами и реальной жизнью. Каждый ребенок принимает участие в проекте, который ему интересен. Дети участвуют в планировании работы, отборе, систематизации и хранении информации, объединяются в группы по интересам, а также могут принимать участие в нескольких проектах одновременно.
Каждый ребенок имеет право: не участвовать ни в одном из проектов, начинать свой новый проект, выйти в любой момент из работы над проектом.
Апробация метода проекта начата мною в прошлом году, когда я набрала первый класс. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности.
Началось обучение проектированию (введение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок).
Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжается.
2.Этапы работы над проектом
Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.
Постановка проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).
Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы)
Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно)
На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.
Составление плана работы над проектом.
На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому плану (например):
Где живет?
Чем питается?
Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;
Поведение;
Кто главные враги?
На последующих этапах (3-4 класс) - заполнение шаблона разработки проекта( маршрута исследования) выполняется самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы)
Сбор информации:
анализ предметной и дополнительной литературы;
опрос;
использование коммуникативных источников;
посещение музеев, выставок, библиотек
Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
Защита проекта.
Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Форма подведения итогов проектной деятельности может быть разнообразной:
Мультимедийная презентация
Концерт
Итоги исследовательской работы
Выставка рисунков и поделок
Творческий отчет
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Игра с залом.
Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение гордости за полученный результат.
Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.
3.Виды проекта
Виды проектов и особенности вида | Краткая характеристика процесса и результата |
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. | Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде: - реферата - альбома -научного доклада |
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга. | Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов социологического опроса наблюдения эксперимента |
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д. | Разработка : -игр (спортивных и других) -сценариев - рисунков, выставок - сочинений - газет - сборников (стихов и др.) |
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. | Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отд.человека: -учебное пособие - кроссворд - костюмы - поделки |
Ролевые Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия | Подготовка и разыгрывание: - спектакля - инсценировка - фрагмент урока |
Существуют и иные классификации проектов,
4. Роль учителя в проектной деятельности
В проектной деятельности коренным образом изменяется характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Учитель становится организатором учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.
Необходимые особенности педагогической позиции учителя:
Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).
Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.
Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме:
Координирует процесс
Является источником информации
Поддерживает и поощряет
участников
Осуществляет консультативную помощь
Обеспечивает непрерывность работы над проектом
Подготавливает необходимое оборудование
Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда , когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность, учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеником. Они сами определяют последовательность своей деятельности, работают самостоятельно.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учит:
- планированию деятельности;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,
используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.
5. Роль ученика в проектной деятельности
Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе.
Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
Находить источник информации;
Извлекать информацию, относящуюся к теме;
Планировать работу над проектами;
Сотрудничать друг с другом;
Доводить начатое дело до конца
6. Эффективность использования метода проектов в начальной школе
Проектное обучение представляет собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.
Проектная деятельность способствует развитию у школьника чувства ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе. Для ученика результат и знания, полученные в ходе проектной деятельности, становятся важнее отметки. Ученик получает знания самостоятельно и учится самоконтролю, самооценке, самоанализу. Отношения учитель – ученик в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой.
УМК «Школы России» предусмотрел реализацию метода проектов в своих учебных линиях
В рамках урока «окружающего мира» мы с учениками организовали и выполнили проект «Заботимся о птицах». Цель данного проекта – воспитание экологической культуры школьников, развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника. Дети получили задание найти сведения о зимующих птицах, заготовить корм, подобрать пословицы и поговорки, нарисовать рисунки, сделать с родителями кормушки. Родители оказывали помощь своим детям, помогали найти нужную информацию. После этапа сбора информации распределились, кто чем будет заниматься,. В результате обсуждения получились несколько творческих групп по виду деятельности, которой решил заняться ребёнок: учёные (ответы – мини-рассказы на интересующие вопросы о птицах), художники (рисунки), фотокорреспонденты (фотографии).
А итог нашей проектной деятельности - вместе с родителями изготовили кормушки.
Урок математики позволил реализовать проект «Узоры и орнаменты на посуде». В ходе индивидуальной и групповой работы над проектом учащиеся изучали историю возникновения орнаментов, научились самостоятельно выполнять различные поделки виде посуды, рисунки ,используя при этом орнамент. Итогом работы стало оформление альбома с поделками по орнаменту.
Особый интерес и восхищение вызвал проект «Пишем письмо Дедушке Морозу»
Цель данного проекта не только познакомить учащихся со значением и правилами переписки, но способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.
содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу. Класс был разделен на группы. Каждая группа занималась своим видом деятельности :искали информацию, где живет Дед Мороз, читали стихи, рисовали рисунки, смотрели документальный фильм «Сказка про Деда Мороза». А итогом нашей работы стало написание письма дедушке Морозу
Все обучающиеся вовлечены в посильную для них творческую деятельность, а это является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Дети учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений, развивается их творческое воображение. У детей возникает потребность в самореализации, самовыражении.
Использование в своей педагогической работе метода проектов привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;
- ученики учатся отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- учатся делать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
III. Выводы
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным технологиям.
Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.
Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.
Использование метода проекта в педагогической практике показало, что мои учащиеся уже ко второму классу умеют:
устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, выражать свою мысль.
ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;
могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.
Считаю, что именно метод проекта обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника.
IV.Заключение
Так понятие «проект» вошло в жизнь моих учеников.
Хотя творческий потенциал каждого учащегося только начал раскрываться, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, учёных. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
Можно уже говорить и приобретённых УУД детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно в новых ситуациях.
Процесс и результат проектов принёс детям радость переживания успеха, осознания собственных умений, компетенции. Многие дети готовы, а хотят все, работать над проектами во 2-ом классе.
Организованная таким образом проектная деятельность в нашей школе позволяет сделать жизнедеятельность ребёнка творческой и продуктивной, подготовить к будущей самостоятельной жизни, обеспечить успешность в социуме.
Надеюсь, подобные цели преследует любой педагогический коллектив.