СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выписка из протокола ШМО 2021-2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выписка из протокола ШМО 2021-2022»






Приложение 3.

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как средство развития навыков самообразования и творческого мышления младших школьников

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – быть успешным.

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу , наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Современные  условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности. Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.

Младший школьный возраст - благориятный период для развития креативности. Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем, которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и создание продуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.

Цели использования метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Я обращаюсь к этому методу, чтобы решать дидактические задачи: научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течении конкретного отрезка времени. Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразной формой использования считаю метод проектов




1.Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода.

Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. Проектная деятельность рассматривается как урочная и внеурочная форма работы. Создание проектов на уроке предусмотрено ФГОС.

Основная цель проектной деятельности - возможность проявления ребенком своих индивидуальных особенностей. Можно выделить возможность применения уч-ся знаний в новых условиях, проследить связь между учебными предметами и реальной жизнью. Каждый ребенок принимает участие в проекте, который ему интересен. Дети участвуют в планировании работы, отборе, систематизации и хранении информации, объединяются в группы по интересам, а также могут принимать участие в нескольких проектах одновременно.

Каждый ребенок имеет право: не участвовать ни в одном из проектов, начинать свой новый проект, выйти в любой момент из работы над проектом.

Апробация метода проекта начата мною в прошлом году, когда я набрала первый класс. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности.

Началось обучение проектированию  (введение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это  проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок).

Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжается.

2.Этапы работы над проектом

  1. Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.

  1. Постановка  проблемы  (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

  1. Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть  самостоятельный  выбор темы проекта по поставленной проблеме и  выполнение работы)

  1. Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно)

На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.

  1. Составление плана работы над проектом. 

На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому плану (например):

  • Где живет?

  • Чем питается?

  • Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;

  • Поведение;

  • Кто главные враги?

На последующих этапах (3-4 класс) - заполнение шаблона разработки проекта( маршрута исследования) выполняется  самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы)

  1. Сбор информации:

анализ предметной и дополнительной литературы;

опрос;

использование коммуникативных источников;

посещение музеев, выставок, библиотек

  1. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

  1. Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

  1. Защита проекта.

  1. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.



Форма подведения итогов проектной деятельности может быть разнообразной:

  • Мультимедийная презентация

  • Концерт

  • Итоги исследовательской работы

  • Выставка рисунков и поделок

  • Творческий отчет

  •  Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

  •  Деловая игра.

  •  Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

  •  Игра с залом.

  •  Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

  •  Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

  •  Научная конференция.

  •  Отчет исследовательской экспедиции.

  •  Пресс-конференция.

  •  Путешествие.

  •   Реклама.

  •  Ролевая игра.

  •  Соревнования.

  •  Спектакль.

  •  Спортивная игра.

  •   Телепередача.

  •  Экскурсия.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение  гордости за полученный результат.

Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.

3.Виды проекта


Виды проектов и особенности вида

Краткая характеристика процесса и результата

Информационные  проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде:

- реферата

- альбома

 -научного доклада

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов

  • социологического опроса

  • наблюдения

  • эксперимента

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Разработка :

-игр (спортивных и других)

-сценариев

-  рисунков, выставок

- сочинений

- газет

- сборников (стихов и др.)

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект

требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отд.человека:

-учебное пособие

- кроссворд

- костюмы

- поделки

Ролевые

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия

 Подготовка и разыгрывание:

- спектакля

- инсценировка

- фрагмент урока

 


Существуют и иные классификации проектов,


4. Роль учителя в проектной деятельности

В проектной деятельности коренным образом изменяется характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Учитель становится организатором учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.

Необходимые особенности педагогической позиции учителя:

  1. Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).

  2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.

  3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.

  4. Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме:

Координирует процесс

   

Является источником информации

Поддерживает и поощряет

участников

Осуществляет консультативную помощь

Обеспечивает непрерывность работы над проектом

Подготавливает необходимое оборудование

Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда , когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность, учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеником. Они сами определяют последовательность  своей деятельности, работают самостоятельно.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учит:

- планированию деятельности;


  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результату решения  проблемы проекта);

  •    презентации хода своей деятельности и результатов;

  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,

используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.

5. Роль ученика в проектной деятельности

Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе.

Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат  этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний

  • Находить источник информации;

  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;

  • Планировать работу над проектами;

  • Сотрудничать друг с другом;

  • Доводить начатое дело до конца

6. Эффективность использования метода проектов в начальной школе

Проектное обучение представляет собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.

Проектная деятельность способствует развитию у школьника  чувства ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе. Для ученика результат и знания, полученные в ходе проектной деятельности, становятся важнее отметки. Ученик получает знания самостоятельно и учится самоконтролю, самооценке, самоанализу. Отношения учитель – ученик в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой.

УМК «Школы России» предусмотрел реализацию метода проектов в своих учебных линиях

В рамках урока «окружающего мира» мы с учениками организовали и выполнили проект «Заботимся о птицах». Цель данного проекта – воспитание экологической культуры школьников, развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника. Дети получили задание найти сведения о зимующих птицах, заготовить корм, подобрать пословицы и поговорки, нарисовать рисунки, сделать с родителями кормушки. Родители оказывали помощь своим детям, помогали найти нужную информацию. После этапа сбора информации распределились, кто чем будет заниматься,. В результате обсуждения получились несколько творческих групп по виду деятельности, которой решил заняться ребёнок: учёные (ответы – мини-рассказы на интересующие вопросы  о птицах), художники (рисунки), фотокорреспонденты (фотографии).

А итог нашей проектной деятельности - вместе с родителями изготовили кормушки.

Урок математики позволил реализовать проект «Узоры и орнаменты на посуде». В ходе индивидуальной и групповой работы над проектом учащиеся изучали историю возникновения орнаментов, научились самостоятельно выполнять различные поделки виде посуды, рисунки ,используя при этом орнамент. Итогом работы стало оформление альбома с поделками по орнаменту.

Особый интерес и восхищение вызвал проект «Пишем письмо Дедушке Морозу»

Цель данного проекта не только познакомить учащихся со значением и правилами переписки, но способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.

содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу. Класс был разделен на группы. Каждая группа занималась своим видом деятельности :искали информацию, где живет Дед Мороз, читали стихи, рисовали рисунки, смотрели документальный фильм «Сказка про Деда Мороза». А итогом нашей работы стало написание письма дедушке Морозу


Все обучающиеся вовлечены в посильную для них творческую деятельность, а это является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Дети учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений, развивается их творческое воображение. У детей возникает потребность в самореализации, самовыражении.

Использование в своей педагогической работе метода проектов привело к следующим изменениям:

-  у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;

- ученики учатся отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;

- учатся делать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.

III. Выводы


Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным  технологиям.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.

Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.

Использование метода проекта в педагогической практике показало, что мои учащиеся уже ко второму классу умеют:

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения,  выражать свою мысль.

  •  ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;

 могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.

Считаю, что именно метод проекта обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника.

IV.Заключение

Так понятие «проект» вошло в жизнь моих учеников.

Хотя творческий потенциал каждого учащегося только начал раскрываться, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, учёных. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно уже говорить и приобретённых УУД детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно в новых ситуациях.

Процесс и результат проектов принёс детям радость переживания успеха, осознания собственных умений, компетенции. Многие дети готовы, а хотят все, работать над проектами во 2-ом классе.

Организованная таким образом проектная деятельность в нашей школе позволяет сделать жизнедеятельность ребёнка творческой и продуктивной, подготовить к будущей самостоятельной жизни, обеспечить успешность в социуме.

Надеюсь, подобные цели преследует любой педагогический коллектив.